Анапа

Православие в швеции. Православный островок в стокгольме. Может, это был не прихожанин

Материал из Азбука паломники

Короле́вство Шве́ция (швед. Konungariket Sverige ), Шве́ция (швед. Sverige ) - государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Форма правления - Конституционная монархия. Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige - «государство свеев». Столица - Стокгольм. По площади (449 964 км²) Швеция занимает пятое место среди стран Европы.

Крупнейшие города

  • Стокгольм
  • Гётеборг
  • Мальмё
  • Уппсала

Православие в Швеции

Православие в Швеции (швед. Ortodoxi i Sverige ) - одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Швеции с XVII века. Православие исповедует около 0,6 % населения страны (~63,5 тыс. человек на 2013 год).

История

Первые семена христианства были принесены в Швецию в IX веке первым её просветителем - епископом Ансгаром. Благодаря торговым связям с Великим Новгородом, а также династическим бракам православие было хорошо известно в средневековой Швеции.

В XII-XIII веках русские православные купеческие храмы, освящённые в честь святителя Николая, появились в Сигтуне и на острове Готланд.

С 1617 года, после заключения Столбовского мирного договора, в Стокгольме при русском торговом дворе была устроена купеческая домовая церковь.

С 1969 года на территории Швеции была учреждена Шведская митрополия Константинопольского патриархата, а с 1990 года - Британско-Скандинавская епархия Сербской православной церкви.

С 1980-х годов греческий старостильный Синод противостоящих открыл в Швеции свою миссию, возгравляемую епископом Мариопольским Иоанном (Деурлоо). В составе миссии действует храм свв. Константина и Елены в Стокгольме, Успенский храм в Уппсала и женский монастырь святой Филофеи Афинской (ведутся работы по строительству мужского монастыря). С 1988 года миссия издаёт журнал на шведском языке «Ortodoxt kyrkoliv».

В 2007 году Румынский Патриархат учредил на территории Швеции Северо-Европейскую епархию.

С 1962 года в Стокгольме издаётся православный журнал на шведском языке «Ortodox tidning».

Константинопольский Патриархат

Константинопольский патриархат представлен на территории страны Шведской и Скандинавской митрополией, возглавляемой митрополитом Стокгольмским и Скандинавским Клеопой (Стронгилисом).

В исторической части Стокгольма греками был приобретён построенный в 1890 году собор католической апостольской церкви, заново освящённый в 1970 году в честь св. Георгия Победоносца. 9 ноября 2014 года был учреждён Никольский монастырь в посёлке Реттвик.

На 2013 год митрополия насчитывала 17,5 тысяч зарегистрированных членов и издавала ежемесячный листок на греческом языке.

Западноевропейский экзархат

В 1931 году русский Преображенский приход перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и в настоящее время входит в состав Архиепископии русских приходов в Западной Европе.

В 2000-е годы в состав приходов Архиепископии в Швеции вошли шведоязычные приходы: в Эверкаликсе, Гётеборге, также действует женский Крестовоздвиженский скит. Преображенским приходом в Стокгольме издаётся богословско-информационный приходской журнал «Свято-Преображенский православный храм» («Kristi Förklarings ortodoxa kyrka») в русском и шведском вариантах.

Финский православный приход

После Второй мировой войны в Швецию из Финляндии выехало около 6 тысяч православных финнов, основавших в нескольких городах финские православные общины.

К настоящему времени, из-за ассимиляции и сокращения численности православных финнов, в стране остался лишь один приход - святителя Николая в Стокгольме.

Приход входит в юрисдикцию греческой Шведской и Скандинавской митрополии, а 25 декабря 2014 года митрополит Клеопа (Стронгилис) в Георгиевском кафедральном соборе в Стокгольме рукоположил в сан священника Николаоса Хаммарберга, ставшего новым настоятелем финского Никольского прихода.

Антиохийский Патриархат

Антиохийская Православная Церковь представлена в Швеции рядом арабских православных приходов, входящих в состав Центральноевропейской епархии, возглавляемой с 2013 года митрополитом Игнатием (Аль-Хуши). В городе Гётеборге действует Воскресенский приход.

Московский Патриархат

Русская Православная Церковь была официально представлена в Швеции c 1617 года благодаря первому русскому храму в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, основанному при русском торговом дворе по Столбовскому мирному договору. Позднее церковь перешла в разряд посольской и была освящена в честь Преображения Господня.

Русские священнослужители - протоиерей Арсений Судаков и священник Василий Архангельский осуществили первые переводы Литургии Иоанна Златоуста и Василий Великого, заложив основу в дело перевода православных богослужебных и вероучительных книг на шведский язык.

В 1980-е годы в Стокгольме возникло Общество преподобного Сергия Радонежского, которое, войдя в 1996 году в юрисдикцию Московского Патриархата, послужило основой Сергиевского прихода Русской православной церкви в Стокгольме. С конца 1990-х годов русские приходы действуют в Швеции в городах: Гётеборге, Вестеросе, Умео, Уппсала и других и объединены в Шведское благочиние Московского Патриархата. С 2004 года благочинием руководит Представитель Московского Патриархата в Финляндии протоиерей Виктор Лютик.

Сербский Патриархат

В 1960-е годы в связи с массовой трудовой эмиграцией в Швеции оказалось более 26 тысяч выходцев из Сербии. В 1970-е годы на территории Швеции была учреждена Британско-Скандинавская епархия Сербского Патриархата, объединившая на территории Швеции около двух десятков православных приходов: в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё, Хельсинборге, Хальмстаде, и др.

Действует мужской сербский Георгиевский монастырь в Улофстрёме.

Численность сербской диаспоры на 2014 год оценивалась в Швеции ~39 тысяч человек (из них ~20 тысяч в регионе Стокгольма).

Шведское благочиние

В 1980-е годы в составе епархии было учреждено шведское благочиние, состоящее из 4 приходов, в которых литургическим и разговорным языком является шведский - приход святой Анны Новгородской, приход святого Димитрия в Кристианстаде и других.

В 2001 году архимандритом Дорофеем (Форснером) в местечке Бредаред, близ города Буроса был основан шведоязычный Свято-Троицкий мужской монастырь.

Румынский Патриархат

Приходы Румынского патриархата на территории Швеции входят в состав Северо-Европейской епархии и управляются епископом Скандинавским Макарием (Дрэгой).

В Стокгольме румынской общиной основаны приходы в честь святого великомученика Георгия Победоносца (район Vanadisplan), Успения Божией Матери (район Bredäng), Свято-Троицкий и Иоанна Крестителя (в районе Сольна). Румынские приходы имеются в городах: Бурос (в честь свв. архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила), Гётеборге (в честь Святого Духа), на Готланде (в честь свт. Николая), в Хальмстаде, Хельсингборге, Хиллерстурпе, Йёнчёпинге (в честь Покрова Божией Матери), Кристианстаде (в честь архидиаконов Стефана и Лаврентия), Линчёпинге (в честь Георгия Победоносца), Мальмё (в честь Святого Духа), Эребру, Сёльвесборг (в честь святых мучеников Афанасия, Василия), Умео, Уппсала (в честь Трёх Святителей), Вестерос (в честь свв. Константина и Елены) и Векшё (в честь Воздвижения Креста).

Македонская Православная Церковь

Македонская Православная Церковь представлена в Шведском королевстве несколькими приходами, относящимися к Европейской епархии и управляемые митрополитом Пименом (Илиевским).

В январе 1973 года в городе Мальмё македонцами был основан приход в честь святого Наума Охридского, а в 2006 году закончено строительство вместительного храма в честь святого Наума.

На 2012 год македонский приход насчитывал около 4 тысяч членов.

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

православие - Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Норв … Википедия

Собор в Уппсала Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) совокупность … Википедия

- (швед. Ryssar i Sverige) граждане русского происхождения и/или носители русского языка, проживающие в Швеции. По некоторым оценкам, на территории Швеции проживает около 18 тысяч российских соотечественников. Некоторая часть выходцев из… … Википедия

Домовая церковь Церковь в честь Преображения Господня швед. Kristi förklarings ortodoxa kyrka … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святого Наума (значения). Православный храм Храм Святого Наума … Википедия

Сербская православная церковь серб. Епархија британско скандинавска … Википедия

Книги

  • Одиночество Алины Воробьевой , Драган Мияилович , Автор романа священник Сербской православной церкви Драган Мияилович родился в Белграде в 1953 г. Его родители расстались, когда он был ребенком, и несколько лет еговоспитывала русская… Издатель: Алетейя ,

О том, что в Стокгольме уже почти четыреста лет действует русский православный храм, вряд ли знают те многочисленные российские туристы, которые сходят с парома «Принцесса Анастасия» в гавани Фрихамн. Приход Святого преподобного Сергия Радонежского был принят в юрисдикцию Московского патриархата 15 лет назад, но ещё в 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, русские купцы в Стокгольме получили право на участие в православных богослужениях. С тех пор православные богослужения в Стокгольме не прекращались. Об истории Сергиевского прихода и о том, чем живёт он сегодня, рассказывает настоятель священник Виталий Бабушин.

- Пятнадцать лет назад с просьбой о принятии в юрисдикцию Московского патриархата обратилась группа верующих - русских, шведов, румын, один англичанин. Раньше эти прихожане присутствовали на службах прихода Эстонской православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, и его тогдашний настоятель протоиерей Николай Суурсот время от времени служил для них Божественную литургию на церковнославянском языке. В том храме, где сейчас располагается наш приход, ранее было помещение для праздников и послебогослужебных встреч. Здесь пили кофе, чай, общались.

Идея создать здесь храм принадлежала митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Он тогда возглавлял Издательский отдел Московского патриархата. Все это предложение активно поддержали. Как рассказывал мне первый настоятель прихода священник Александр Пискунов, в тот момент у владыки не оказалось метра под рукой, чтобы измерить это помещение. Тогда владыка Питирим снял поясок со своего подрясника и провёл измерения, прикинув, каким должны быть алтарь, престол, жертвенник и иконостас. Через некоторое время в Издательском отделе Московского патриархата был изготовлен иконостас, который и был установлен здесь, в храме.

Настоятелями нашего храма были, как я упомянул, иерей Александр Пискунов, а после его ухода на покой протоиерей Владимир Александров, который в настоящее время продолжает своё служение в Москве. Усилиями моих предшественников не только в Стокгольме, но и других городах Швеции появились и продолжают появляться группы православных верующих, причём объединяющих не только русских или русскоговорящих, но также и шведов, что особенно приятно. В настоящее время на территории королевства зарегистрировано семь приходов Московского патриархата. В одном из них, в Стокгольме, я являюсь настоятелем, а в трёх других окормляющим священником. Север Швеции окормляет также священник Московского патриархата настоятель прихода Святых апостолов Петра и Павла в г. Умео Михаил Сальгрин.

Помещение, в котором находится храм, - часть вспомогательных построек лютеранского храма Марии Магдалины. Как получилось, что Шведская церковь поделилась с Православной этим небольшим строением?

Дело в том, что среди прихожан был родственник тогдашнего настоятеля лютеранского прихода Марии Магдалины. Благодаря этому помещение было отдано нам церковью Марии Магдалины на двадцать пять лет бесплатной аренды. Но известно, что приход Святого Сергия вынужден был вложить в реконструкцию помещения под богослужения достаточно крупную сумму. Таким образом, около тринадцати лет в нашем приходе регулярно совершается Божественная литургия. Приход очень вырос: как рассказывал мне о. Александр, на первую Пасху все, кто участвовал в праздничной Литургии, поместились на разговении за небольшим журнальным столиком. А теперь на Рождество и Пасху снимаем большие протестантские храмы. У нас действуют иконописная школа, детская школа, есть свой замечательный хор.

Знают ли шведы - как верующие протестанты, так и простые горожане - о том, что в Стокгольме есть православные церкви?

Как-то ныне покойный настоятель Преображенского храма, находящегося в юрисдикции Константинопольского патриархата, отец Матфий Нурстрём собирал шведов, живущих по соседству с храмом. Преображенский храм - домовый, он находится в колодце жилого дома. Больше половины из числа тех людей, чьи окна выходили прямо на храм, не знали, что рядом с ними находится православный приход.
Мы соседей-шведов не созываем - хотя прямо над нами возвышается жилой дом. Думаю, они тоже мало что знают о нашем храме, хотя, конечно, видят наши крестные ходы.

В вашем приходе мне довелось наблюдать шведов, перешедших в православие. Каков путь обычного шведа к православию?

Классический путь к православию для шведа - через католичество. Если швед начинает серьёзно думать, то переходит из лютеранства в католичество; если он продолжает думать дальше - то переходит в православие. Я знаю нескольких шведов, которые пришли к православию именно таким образом.

Вы, наверное, уже знакомы со шведскими стереотипами относительно русских. Существуют ли какие-то стереотипы относительно православия? Исследователь из Швеции Пер Арнэ Будин обозначил ясный положительный образ «Святой Руси», другие шведские авторы обозначают отношение к России фразой «Русские идут!». Что скажет обычный швед, если его спросят, знаете ли он что-то о православии?

Шведские стереотипы относительно русских известны. Отношение к России здесь совершенно разное. Мне рассказали такой эпизод: когда о. Александр Пискунов случайно при митрополите Питириме в разговоре называл нашего бывшего регента и казначея шведа Павла Нурдгрена Полем (так звали его до Крещения), владыка Питирим ответствовал: «Отец Александр! Павлуша, Павлуша! Какой Поль, он же русский!»

Есть потрясающе православные шведы. Наш Павел Нурдгрен, будучи регентом, составил свои собственные сборники православных песнопений на весь годовой круг богослужений. Нурдгрен сейчас на пенсии - он перестал быть казначеем и регентом, но регулярно участвует в богослужениях.

Диапазон отношения к России здесь очень широк: начиная от таких вот шведов, которые практически стали русскими, до тех, кто до сих пор помнит о военных действиях с Россией и не отвергает возможность нового конфликта.
Как правило, местные газеты обязательно отмечают, когда какие-то преступления совершают русские. При этом не сообщается о преступлениях, которые совершаются представителями других меньшинств.

В дополнение к сказанному многие шведские газеты позволяют себе откровенные издевательства над христианством. Но мне лично гораздо дороже то, что, например, во вчерашнем выпуске шведской газеты «Дагенс Нюхетер» была опубликована статья о Палехе, написанная с пониманием, чувством тепла и состраданием.

Как вы считаете - обязательно ли перешедшему в православие шведу учить русский язык? Достаточен ли объём информации на шведском языке для полноценной духовной жизни православного христианина?

Поначалу мне думалось, что шведский язык за богослужением нужно использовать в той пропорции, сколь велико число шведов, присутствующих на богослужении. Оказалось, что предыдущие настоятели тоже столкнулись с этой дилеммой. Они пытались частично использовать шведский на богослужении. Но среди прихожан всё это вызывало неоднозначную реакцию. Некоторые говорили: это - русская церковь, мы сюда приходим, если можно так сказать, для того, чтобы побыть немножко в России; и вдруг мы слышим шведский язык, от которого мы устали, и т.д.

Этот вопрос открыт - он обсуждается. Одни прихожане его приветствуют, другие - нет. Как вы понимаете, в России бывает так, что не только в одном городе, но и на одной улице есть несколько разных храмов с разной традицией и разной продолжительностью богослужений, с различными взглядами священников на те или иные богословские, философские, политические и национальные вопросы. Человек может выбирать, а здесь всем приходится ходить в один приход - ну ещё есть Преображенский храм, но он в другой юрисдикции... Особо тяжело в этой ситуации духовенству и хору, потому что нужно, чтобы все были довольны и все духовные надобности были удовлетворены, но потребности у всех очень разнятся. Потому вопрос использования шведского языка натыкается на этот подводный камень.

Нужно ли воцерковляющемуся шведу учить русский язык? Конечно же, нужно: ещё очень многие книги необходимо перевести на шведский язык. Сейчас реальную работу по переводу богослужебных текстов на шведский язык ведёт архимандрит Дорофей (сам он швед) из Свято-Троицкого монастыря в городе Буросе, на юго-западе Швеции. Он многое уже перевёл на шведский язык, в том числе и с церковнославянского. Переводы ведутся, но хотелось бы, чтобы ещё многие люди подключились к этому процессу.

- Нет ли в шведской школе дискриминации православных детей?

В здешних школах довольно-таки интернациональная среда. Дискриминации как таковой не чувствуется, но нет и особого внимания к религиозным вопросам. Знакомство с мировыми религиями происходит в рамках преподавания общественных наук, а на практике много детей из мусульманских семей, ради которых в школьных столовых специально помечаются сорта мяса: проблема «халяль - не халяль», пожалуй, единственная религиозная проблема, которая уже хорошо знакома шведам.

Расскажите, пожалуйста, об иконописной школе, действующей при храме. Когда она была создана? Как много людей занимается здесь, какие дисциплины изучают здесь прихожане?

Идея создания иконописной школы принадлежит отцу Александру Пискунову. С его слов, когда они с матушкой приехали в Швецию, то обнаружили что почти в каждом католическом и лютеранском храме был свой художественный или даже иконописный кружок. Несколько погодя, они увидели тот ужас, который выдаётся за свободу творчества. Когда выставки «работ» таких кружков проходят в лютеранских храмах, можно, конечно, со смирением относиться ко всему этому, но иногда эти работы находятся на одном уровне с кощунством. Сам тому свидетель. Все эти курсы и кружки либо скрыто, либо открыто коммерческие. Поэтому для того, чтобы показать Швеции настоящую икону византийской и русской традиции отец Александр принял решение создать в приходе иконописную школу и сделать её бесплатной.

В планах иконописной школы были теоретические занятия, которые должны были проходить постоянно, и мастер-классы в конце каждого семестра, к участию в которых планировалось привлекать лучших иконописцев России.

Уникальность нашей школы заключается в неограниченном сроке обучения, а также в том, что здесь могут заниматься и те, кто не хочет сдавать экзамены, например, пожилые люди.

Всё то, что было когда-то в замыслах, теперь живёт и очень нас радует. Надеемся, что Сергиевский приход в недалёком будущем сможет перерасти своё более чем скромное пристанище в подсобном помещении шведской протестантской церкви в настоящий храм Московского патриархата здесь, в столице Шведского королевства.

Королевство Швеция имеет форму правления монархическую, но все права и свободы граждан этой страны узаконены в Конституции. Религия в этом государстве представлена совокупностью религиозных убеждений и мировоззрений, законность которых представлена в Основном законе государства.

История религии

В дохристианский период шведы были язычниками, их пантеон богов был весьма богат, и немного напоминал пантеон Древне Греции и Рима. Жрецы пользовались в обществе огромным уважением, повсеместно строились храмы, в которых приносились жертвы богам. Самым известным культовым памятником был храм в Старой Уппсале.

В устном народном творчестве шведов можно встретить притчи и легенды о принесении в жертву самых благородных и достойных юношей и девушек, чтобы умилостивить богов. Например, короля Швеции Домальда принесли в жертву (с его добровольного согласия), чтобы прекратить многолетний урожай и спасти народ от голодной смерти.

Распространение христианства связывают с именем святителя Ансгара, который в 859 году вел миссионерскую деятельность во время своего визита в эту страну. Ансгар в то время спасался от нашествия викингов, являющихся язычниками и жестоко преследовавших христиан.

Почти во всех странах мира есть дата официального крещения и принятия какой-либо мировой религии, но в Швеции эта дата отсутствует, поскольку в хрониках и летописях нет точной даты, а крещение разных областей страны проводились в разные годы.

Но достоверно известно, что в 1Х-Х веках территорию Швеции населяли два племени: геты и свеи, которые по разному относились к принятию христианства. Если геты приняли эту религию и на своих землях строили храмы и церкви, то свеи оставались язычниками еще в течение двух веков.

Принятие христианства

Шведский король Олаф Шетконунг был первым, кто смог объединить под своей властью и гетов, и свеев. Именно он был первым христианским правителем, поскольку был крещен в 1008 году и основал на своих землях первое епископство и всячески приветствовал крещение своих подданных.

Но прошло еще почти восемьдесят лет, пока христианство признали государственной религией на всей территории Швеции, после того как Инге 1 Старший уничтожил храмы поклонения языческим богам и открыл гонения на жрецов и язычников. Хотя некоторые викинги втайне все же исповедовали старую религию.

Появление лютеранства в Швеции

Распространение реформаторской церкви в Швеции связно с именем Мартина Лютера и его последователей. Реформация здесь проходила тяжело, поскольку именно Швеция стала первой страной, сменившей католицизм на реформаторскую религию.

В 1593 году шведский церковный Синод объявил лютеранство государственной религией, а все остальные религии были под запретом. Протестанты этой страны определили свою жизнь под лозунгом: «Одна страна, один народ, одна религия».

Положение современной религии в Швеции

По статистическим данным 85% граждан государства являются атеистами. Другие источники указывают другую цифру – 94%. Швеция является рекордсменкой по числу атеистов. Хотя каждый гражданин страны с момента рождения приписывается к государственной лютеранской церкви, но входя в совершеннолетний возраст он имеет право поменять вероисповедание. Правда, некоторые граждане страны даже не знают, что являются прихожанами этой церкви.

Часто религию в Швеции называют «религией неверующих», поскольку менее 15% населения показывают, что верят в Иисуса Христа или в других духов, или в некую божественную силу. Многие граждане рассматривают крещение, венчание или отпевание людей как некую дань общеизвестному порядку. А поскольку шведы, в большинстве своем, весьма добропорядочны и законопослушны, но они и выполняют эти обряды по традиции, полученной от своих предков.

Всего 1% населения страны составляют православные христиане, в стране проживают менее полумиллиона мусульман, в основном, выходцев с Востока и около 18 тысяч иудеев.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Православие по странам - Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

православие - Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Православие в Норвегии - норв … Википедия

Религия в Швеции - Собор в Уппсала Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) совокупность … Википедия

Русские в Швеции - (швед. Ryssar i Sverige) граждане русского происхождения и/или носители русского языка, проживающие в Швеции. По некоторым оценкам, на территории Швеции проживает около 18 тысяч российских соотечественников. Некоторая часть выходцев из… … Википедия

Преображенская церковь (Стокгольм) - Домовая церковь Церковь в честь Преображения Господня швед. Kristi förklarings ortodoxa kyrka … Википедия

Храм Святого Наума - У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святого Наума (значения). Православный храм Храм Святого Наума … Википедия

Британско-Скандинавская епархия - Сербская православная церковь серб. Епархија британско скандинавска … Википедия

Книги

  • Одиночество Алины Воробьевой , Драган Мияилович , Автор романа священник Сербской православной церкви Драган Мияилович родился в Белграде в 1953 г. Его родители расстались, когда он был ребенком, и несколько лет еговоспитывала русская… Издатель: