Анапа

Путешествие к истоку Волги: Ольгин монастырь. Свято-ольгинский женский монастырь в луганске благодарит за помощь Свято ольгинский монастырь

(Саранской и Мордовской епархии), в г. Инсар (Мордовия) основан в 1900 г. как подворье Пайгармского во имя святой великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня женского монастыря Инсарского у. Пензенской губ. Инициатором строительства подворья стала пайгармская игум. Евпраксия, а также благотворитель коллежский асессор А. А. Дельфинский. На территории пожертвованной им усадьбы, рядом с городской Базарной пл., в 1897 г. был заложен и 6 сент. 1900 г. освящен Пензенским еп. Павлом (Вильчинским) каменный храм во имя равноап. кн. Ольги. Посвящение престола Дельфинский связывал с «перворожденной дочерью их императорских величеств» св. вел. кнж. Ольгой Николаевной . Небольшой одноглавый храм неск. необычен для рус. стиля, поскольку на пространственно выраженных, завершенных фронтонами ветвях креста, апсидах и крыльцах установлены еще 14 главок. Среди чтимых святынь в церкви хранились иконы вмц. Параскевы с частицей мощей, Божией Матери «Утоли моя печали» в серебряной ризе, изготовленной на средства горожан.

Одновременно с храмом к 1900 г. была возведена шатровая колокольня. С вост. стороны храма, напротив алтаря, находился каменный 2-этажный сестринский корпус (1900) с хозяйственным двором, с сев. стороны - каменный дом для священнослужителей (приобретен мон-рем в 1901). Также были построены ограда, хозяйственный корпус, разбит сад. В 2 верстах от Инсара игум. Евпраксия приобрела Губаревскую дачу (100 дес. леса и 194 дес. земли), на территории к-рой устроила деревянный конный двор с 4 жилыми помещениями, а затем кладбище с деревянной ц. во имя апостолов Петра и Павла (освящена 22 июня 1903 г. по благословению еп. Пензенского сщмч. Тихона (Никанорова)).

По ходатайству (20 окт. 1908) Пензенского еп. Митрофана (Симашкевича) указом Святейшего Синода от 17 апр. 1909 г. Ольгинское подворье было преобразовано в самостоятельный Свято-Ольгинский общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие И. м. с общегородским крестным ходом 24 июня 1909 г. возглавил еп. Митрофан. В тот же день настоятельницей была поставлена мон. Клавдия, впосл. возведенная в сан игуменьи. В 10-х гг. XX в. в И. м. проживало до 80 насельниц. В кон. 20-х гг. И. м. был закрыт, изгнанные из обители сестры поселились в городе и окрестностях. Разрушены колокольня, навершия Ольгинского храма, ограда, в 50-х гг. разобрана кладбищенская Петропавловская ц. В монастырских келейном и хозяйственном корпусах размещались различные орг-ции Инсарского р-на, в храме - Инсарский историко-краеведческий музей.

В 1995 г. в г. Инсаре поселились неск. монахинь, решением Свящ. Синода от 26 дек. 1995 г. И. м. был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Анастасия (Афанасьева; Ɨ 2005), с 10 июня 2005 г.- мон. Ольга (Никитина). К нач. 2010 г. в И. м. проживало ок. 20 сестер. Отремонтирован Ольгинский храм, 2-этажный келейный корпус, 2-этажный (бывш. хозяйственный) корпус с трапезной, просфорной, гостиничными комнатами, построены звонница, часовня и ограда. Мон-рь имеет подворье с келейным корпусом и храмом в честь иконы Божией Матери «Умиление» в г. Ковылкино. Близ Инсара в с. Усыскине обустроен Тихвинский источник. Среди чтимых святынь И. м.- Казанская икона Божией Матери (XIX в.), к-рой, по преданию, благословил обитель в 1909 г. Пензенский еп. Митрофан (Невский), образ Божией Матери «Знамение» (XIX в.), иконы преподобных старцев Оптинских с частицами мощей, прп. Феодора Санаксарского с частицей мощей, св. прав. Феодора (Ушакова) с частицей мощей. В обители ежедневно читается акафист св. равноап. вел. кнг. Ольге.

Арх.: ГА Пензенской обл. Ф. 182 [Пензенская духовная консистория].

Лит.: Калачов Н. В . Заметки (стат. и археол.) об Инсаре и его уезде // Архив ист.-юридических сведений, относящихся до России. М., 1855. Кн. 2. Ч. 1. С. 37-95; Параскево-Вознесенский жен. общежительный мон-рь. Пенза, 1892. С. 30-31; Н. Б. Заметки и сообщения по епархии // Пензенские ЕВ. 1900. № 20. С. 904-905; Освящение мон-ря. 1909. Ч. неофиц. № 14. С. 613-614; Бахмустов С. Б . О славном г. Инсаре // Саранские ЕВ. 1997. № 4/5. С. 25-27; он же . Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000. С. 320-330; он же . Св.-Ольгинский Инсарский жен. мон-рь // Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2004. С. 245-249; Дворжанский А. И . История Пензенской епархии: Ист. очерк. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 238; Св.-Ольгинский жен. мон-рь. [Саранск], 2005; Махаев В. Б . Храмы Мордовии. Саранск, 2008. С. 28.

Из Свято-Ольгинской обители сообщают: "Дорогие братья и сестры, жертвователи, благодетели, благотворители нашего монастыря! Благодаря вашим финансовым пожертвованиям монастырь постоянно осуществляет закупку продуктов питания для оказания необходимой помощи нуждающимся. Так, на сегоднешний день, осуществленны масштабные закупки картофеля, капусты, моркови и свеклы, которые доставлены в Луганские областные детскую больницу, психо-неврологический и онкологический диспансеры для обеспечения питания больных, в том числе и детей, находящихся на стационарном лечении.

Количество больных за последние недели значительно возросло и продолжает увеличиваться с каждым днем. Продукты питания, поступающие в монастырь с гуманитарной помощью, так же адресно развозятся по городу. Спаси вас Господи, всех, кто участвует с нами в делах милосердия!"

Также братия, сестры, прихожане храмов монастыря во главе со строителем и духовником обители митрофорным протоиереем Андреем Дубиной выражают глубокую благодарность за весомую финансовую помощь и молитвенную поддержку настоятелю Свято-Иоанно-Предтеченского собора, Вашингтон, О.К. протоиерею Виктору Потапову, а так же всем его прихожанам, участвовавшим в молитве и в сборе и отправке пожертвований, сообщает сайт обители: "Такая взаимоподдержка свидетельствует о том, что для человеческих сердец, наполненных любовью к Богу и ближнему, не существует расстояний и трудностей в оказании помощи друг другу".

23 декабря в рамках Движения «Новороссия» Игоря Стрелкова в Свято-Ольгинский монастырь поступила гуманитарная помощь из Волгоградской области России. С гуманитарной помощью так же поступили церковные свечи, лампадное масло, нательные крестики, молитвословы, иконы, православная литература. Обитель признательна всем, кто принял участие в ее сборе и организации доставки в Луганск. Особую благодарность обитель выражает протоиерею Виктору Ватейчкину, настоятелю храма стратотерптцев Николая и Александры Волжского благочиния, Калачевской епархии .

Также 23 декабря в Луганск прибыл официальный помощник российского Деда Мороза, вотчина которого находится в Великом Устюге Вологодской области, журналист Рычков Сергей Николаевич в сопровождении волонтера Бориса Рымаря.

Они доставили новогодние подарки, конфеты, а так же гуманитарную помощь для детей Луганска.

Посланник Деда Мороза посетил среднюю общеобразовательную школу №27, а так же Свято-Пантелеимоновский храм Луганского Свято-Ольгинского женского монастыря.

Узнав о том, что обитель готовит рождественско-новогодние утренники, помощник Деда Мороза передал подарки и гуманитарную помощь для больных и наиболее нуждающихся детей, подарил живую вологодскую ель для высадки на территории обители.

Гости были тепло приняты в монастыре, ознакомлены с ходом подготовки Рождества и новогодних утренников. После братской трапезы они приложились к святыням обители. Из алтаря для поклонения были вынесены иконы с частичками мощей св.вмч. и цел. Пантелеимона, св. Алексия, человека Божия и собора Киево-Печерских святых с частичкой мощей преподобного Ильи Муромца.

Подаренная вологодская ель была высаженна вечером того же дня перед центральным входом на подворье храма. Представители Деда Мороза после посещения монастыря направились в г. Донецк.

Братия и сестры, прихожане монастыря выражают особую благодарность епископу Череповецкому и Белозерскому Флавиану (Митрофанову), благословившему на это благое путешествие Сергея Николаевича Рычкова. Низкий поклон прихожанам храма Рождества Христова г. Череповцы за сбор гуманитарной помощи и подготовку новогодних подарков для луганских детей, в том числе прихожанке этого храма Ольге Цветковой за ее личные пожертвования и участие в подготовке этой экспедиции.

Напомним, что Свято-Ольгинский монастырь помогает очень многим, бесплатно доставляя продукты и адресно раздавая гуманитарную помошь, которая поступает в обитель.

Для оказания помощи и поддержки монастыря, участия в делах милосердия, вы можете воспользоваться следующими реквизитами:

для пожертвований через Сбербанк России - номер карты 5469 5200 1463 4737 , получатель Кузнецов Дмитрий Сергеевич (священник храма обители);

пожертвования через Почту России направлять на почтовое отделение 346330, Ростовская обл. г. Донецк пр. Ленина, дом 3, до востребования на имя Кузнецова Дмитрия Сергеевича;

через western union — получатель Kuznetsov Dmitry, Russia;

также можно обратиться непосредственно обратиться в Свято-Пантелеимоновский храм г. Луганска к старшей сестре обители монахине Надежде (Мищенко) или к настоятелю храмов, духовнику обители протоиерею Андрею Дубине.

По отправлении пожертвования обитель просит сообщить об этом на электронный адрес [email protected] с указанием номера перевода.

28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX - начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе.

Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Из приходо-расходных книг Волго-Верховского монастыря известно, что на строительстве работали местные крестьяне: Димитрий Кузьмин Соколов, Василий Богданов (каменщики); производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, крестьянин Алексей Федоров Северов и другие; «обжигали кирпич по местному способу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма в Волго-Верховье наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское, дворянин Алексей Николаевич Вараксин. Несомненно, возведение храма-святыни на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Поэтому становится понятным, почему в 1906 г. в Волго-Верховье при храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 г. указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила «мещанка Вера». Новооткрытая община с разрешения прихожан села Сватова приобрела старую деревянную церковь, которую перевезли в Волго-Верховье. Так начинался новый монастырь на истоке Волги.

В 1907 г. инженер О. Кетлер составил план местности и обозначил границы обители. Тогда же, по инициативе иноческой общины начали строить деревянный храм во имя Святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Возвел Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости. А освящена была церковь 27 июля 1908 г. Этот одноглавый высокий деревянный клетского типа храм, которых было много на Руси, сохранился до наших дней; его реставрировали в конце 70-х гг. В 1909 г. из Верхневолжской Преображенской общины создали общежительный монастырь Осташковского уезда Тверской епархии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 г. эта обитель стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем Осташковского уезда Тверской губернии. В новую обитель на истоке Волги в число инокинь пришли из Вышневолоцкого Казанского монастыря послушницы Агрипина Нилова, Алевтина Федорова, Анисья Михайлова. В 1910 г. приняты в послушницы мещанка из подмосковного города Клина Пелагея Соколова и молодая крестьянка Домна Федорова из деревни Лежа Козловской волости Вышневолоцкого уезда, из Елизаветинской общины - Любовь Шатилова. В монастыре также находились крестьянки Мария Гавриловна Афанасьева из сельца Быковка Денисовской волости Тульской губернии. Варвара Трифоновна Суханова из деревни Архангельское Логиновской волости Тверской губернии. В храмах монастыря служили священники и дьяконы, которые получали жалованье от обители и жили в селе Волго-Верховье. Так, в 1917 г. в Ольгинском монастыре служил отец Василий Данилов. В обитель на истоке Волги стремились попасть священнослужители даже из отдаленных мест Тверских и Новгородских земель. Например, существуют письма дьякона погоста Рашкина Нила Любского и священника Петра Пенкина из села Сельцо-Карельское с просьбой предоставить им возможность служить в храмах Ольгинского монастыря.

В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Об этом ярче всего свидетельствует письмо директора Императорского женского педагогического института О. Платова великому князю Константину Константиновичу, датируемое 1912 годом: «Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место... бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают». Монастырь получил поддержку от казны - землю и лесные угодья; от помощника благочинного тверских обителей игумена Виталия - серебряный крестик с ковчегом для вложения частицы святых мощей княгини Анны Кашинской; от крестьянина села Волго-Верховье Ефима Волгина - землю. Из архивов известно, что 30 апреля 1911 года игуменья Вера ездила в Москву «для принятия жертвуемой иконы».

В 1907 г. открылась монастырская Волго-Верховская школа грамоты, в 1911 г. ее преобразовали в церковно-приходскую. В школе преподавали священнослужители, а также сестры обители. В декабре 1914 г. по представлению осташковского отделения Тверского епархиального училищного совета игуменья Ольгинского монастыря Вера получила «почетное звание попечительницы Волго-Верховской церковно-приходской школы». Для этой школы в 1907 г. был построен небольшой одноэтажный деревянный дом, который находился в южной части монастыря. Необходимыми для занятий учебниками обеспечивала школу библиотека обители. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 г. при школе устроили огород.

Волго-Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей-сирот из семей священнослужителей. Волго-Верховский монастырь вкладывал деньги в различные общества, комитеты: Общество вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища, Комитет великой княгини Елизаветы, Общество спасения на водах. Общество ревнителей истории. Главное управление Российского общества Красного Креста и другие. Пожаловал деньги монастырь на истоке Волги и на сооружение в Петербурге храма в честь 300-летия царствования дома Романовых; благотворительному обществу, осуществлявшему подготовку к празднику 100-летнего юбилея победы над французами в Отечественной войне 1812 г. В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игуменья Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.

За очень короткий срок кроме каменного Спасо-Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 г. - двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 г. - двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости - здание школы. На территории монастыря в северо-восточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 г. в восточной стороне построили деревянную баню. Строительство велось не только в Волго-Верховье, но и на землях, принадлежавших обители. Так, в 1913 г. на дороге за Волгой возвели одноэтажный деревянный дом с пристроенным к нему ледником, коровником, сараями для дров. В самом доме разместили почтовое отделение и квартиры для начальника почты и почтальона. В 1922 г. почтовое отделение закрыли; в здании разместили Верхневолжскую сельскую школу, но позднее ее ликвидировали из-за отсутствия детей в Волго-Верховье и окрестных селениях.

В 1914 г. в лесной монастырской даче построили небольшой одноэтажный деревянный дом, в котором жили сестры и послушницы во время полевых работ. Немного позднее здесь же появились сарай и скотный двор. На земле, подаренной монастырю крестьянином села Волго-Верховье Ефимом Волгиным, устроили двор и одноэтажный деревянный дом для священника. В версте от обители располагалось кладбище Ольгинского монастыря площадью в одну десятину, обнесенное земляным валовым рвом. Все это описание сооружений Ольгинского монастыря было составлено в 1925 году настоятельницей, игуменьей Верой, казначеей - монахиней Антониной и благочинной - монахиней Софией. Сестры Волго-Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. По финансовым отчетам за 1917 г., в приход обители было получено 7059 руб. 94 коп., а израсходовано 5284 руб. 97 коп., остаток составил 1774 руб. 94 коп. Основные расходы составляли покупка продуктов для монастырской трапезы, которые приобретались в различных местах: у Веры Игнатьевой, владелицы лавок в селе Волго-Верховье; в общественной потребительской лавке города Осташкова (чай, рыба); в Осташковском союзе кооператоров «Селигер» (ржаная мука); в Осташковском обществе потребителей (сахар, мука); в частных магазинах осташковских купцов Нагибина и Гумилева (чай, мыло, дрожжи); тверского купца Крупенникова (соленая рыба); у осташковского священника отца Димитрия Марковича купили лошадь. Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам; выделялись деньги на содержание школы; платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, «Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну», на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Самый большой доход Ольгинский монастырь получал от продажи скота, а также от билетов Государственной комиссии на бессрочный капитал второго 5%-ого займа. Обитель очень немного получала от пожертвований, молебнов и церковной службы, а также от сдачи в аренду здания почты.

Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 г. Игуменья и сестры монастыря, получив Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за этим в 1919 г. циркуляр, объяснявший процедуру этого отделения, поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1924 г. сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель, о чем говорит запись в расходной книге Ольгинского монастыря об оплате изготовленной в Твери в частной мастерской X.М. Панкратова печати и штампа этой артели. Можно сказать, что в 1918 г. монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а позднее - сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо-Преображенского собора.

Власть изъяла у монастыря абсолютно все - земли, здания. Финансовые записки коммуны и артели, которые продолжали вести бывшая игуменья Вера, казначейная монахиня Антонина, благочинная монахиня Нина, ярко свидетельствуют, что сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте - доходы от рукоделия; немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи. На нужды храма сбор был мизерным. Самые большие расходы монастыря в это время составляли налоги. Платили в осташковский финансовый отдел сельхозналог; за конфискованные монастырские здания и сооружения, которые новая власть по «новым законом» сдавала в аренду инокиням; в отдел землеустройства в Осташкове - за аренду хозяйства; в осташковское страховое агентство; бельковскому председателю сельского совета И.И. Семенову - за сенокосные угодья. Налоги постоянно росли, появлялись новые, а иногда власть одни и те же налоги требовала уплатить дважды, как, например, в осташковский финансовый отдел в июле 1924 г. - за аренду монастырских хозяйств. И хотя сестры работали много, доход 1923 г. составлял 7 коп., в 1924 г. - 53 коп. Далее все записи прерываются; к концу 1924 г. община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы. Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. О монастырских зданиях, школе, библиотеке теперь можно узнать только по сохранившимся архивным материалам и по остаткам фундаментов зданий, поросшим травой. Большой каменный Спасо-Преображенский собор много лет использовался под склад зерна.

В 1960-е гг., когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристскую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сел и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, в Спасо-Преображенском соборе открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречен на неудачу. Время неумолимо шло... Не стало в Волго-Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. Последнюю бабушку Пушкину дети увезли в Свапуще, большую деревню на берегу Селигера. В селе не стало детей и школы; из Волго-Верховья уехала семья учительницы Поляковой, которая принимала всех, кто отваживался по бездорожью, по лесу пешком пройти 25 километров, чтобы попасть на исток. И все же в конце 1970-х гг. что-то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго-Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо-Преображенский собор и Никольскую церковь. Многое зависело от ведущего архитектора проекта реставрации из Калининской (позднее Тверской) реставрационной мастерской Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексеевича Ковалева, который родился неподалеку от истока - в деревне Жукове. Удалось обойти и преграды в лице ученых-эстетов, которые считали, что здания начала XX столетия не представляют какой-либо художественной ценности, а поэтому их нельзя считать памятниками архитектуры и вести реставрацию. Восстановление монастырских храмов велось на средства Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так получилось, что Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря в Волго-Верховье, построенный на пожертвования народа в начале XX столетия, в конце века также был возрожден на добровольные взносы миллионов людей, которых объединяло это общество.

Несколько лет назад в мае, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, в праздник славянской письменности и культуры в Волго-Верховье приехала большая делегация ученых, общественных деятелей, представителей культуры. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор у Ольгинского монастыря отслужил молебен, освятил исток великой русской реки, установили крест над кровлей маленького рубленого домика, стоявшего над ключом - началом Волги. Молебен на истоке стал уже традицией, который всегда совершается 29 мая. В 1994 г., впервые после закрытия Ольгинского монастыря на истоке Волги, Архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служения литургии и в последующие годы. 9 июля 1995 г. чин малого водоосвящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил торжества по случаю перенесения святых мощей преподобного Нила Столобенского из Знаменского собора Осташкова на остров Столобное.

Ныне оживает святыня у истоков великой русской реки и, надеясь на молитвы преподобного Нила Столобенского, возрождается и монашеская жизнь в Верневолжском Ольгинском женском монастыре. Единственная сохранившаяся церковь реставрируется.



Волговерховский Преображенский монастырь, общежительный, в селе Волговерхове, Осташковского уезда. Учрежден в 1909 году из общины, открытой в 1907 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Памятник Николаю Чудотворцу

У Никольского храма установлен бронзовый памятник святителю Николаю Мирликийскому (авторы - Ольга Панкратова и Борис Сергеев из Санкт-Петербурга). Инициатором создания памятника святителю Николаю стал Борис Иванович Царев, сопредседатель Товарищества русских художников, председатель фонда развития образования «Синергия», академик Международной педагогической академии. Открытие монумента состоялось 29 сентября 2001 года, оно было приурочено к проведению в Верхневолжье большого фестиваля «Земля Истока», посвященного возрождению духовной и культурной жизни этого края.

Поклонный крест на въезде в д. Волговерховье

Установлен приходской общиной и благотворителями монастыря в мае 2012 года на высоком холме напротив жилых построек монастыря.

Памятный камень у Истока Волги

Плита с надписью «Обрати взор свой на исток Волги… Здесь зарождается чистота и величие Земли Русской. Здесь исток и души народной» была установлена в Волговерховье, у истока Волги, при активном участии Товарищества русских художников и по инициативе его сопредседателя Бориса Ивановича Царева. Большой камень-валун, на котором сделана надпись, был найден на границе Тверских и Новгородских земель председателем Свапущенского сельского совета Иваном Ивановичем Орловым, он же привез камень в Волговерховье. Текст на доске выбил замечательный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Плиту торжественно установили 22 июня 1989 года. В тот день отслужили молебен.

http://olginmonastery.ru/o_monastyire/hramyi_chasovni_pamyatniki.html

10 мая, 2 день . Как же замечательно, что попали мы в Ольгин монастырь весной, когда солнце греет ярко после долгой зимы, а душа просит тепла, красоты и приключений. В это время как будто аромат странствий витает в воздухе и зовет в путь. И никакие трудности не могут помешать, если впереди есть прекрасная цель.

Такой путеводной звездой для нас в этот прекрасное майское утро стало желание посетить , который находится в деревне Волговерховье Тверской области. Наш путь начался с посещения уникальной , которая встретилась нам в самом начале пути.

Ну а после этого мы пошли к Ольгинскому монастырю, который расположен на небольшом пригорке совсем рядом.

Волговерховье — маленькое село с деревянными домами и потемневшими от времени заборами. В воздухе разносится запах зеленеющей травы и разогретой солнышком земли.

А вокруг звенящая тишина, которую нарушает лишь дуновение ветерка и несмелый голос какой-то сонной кукушки.

Вокруг простор и полное ощущение свободы. Кажется, что спокойствие проникает в самое сердце, наполняя душу радостью и умиротворением.

Возле парковки нас встречают малочисленные торговцы сувенирами и разными разносолами. Чего тут только нет!

А какие замечательные пироги прямо из монастырской пекарни. Баночки разного размера с местным медом, на которых с удовольствием обосновался самый большой его почитатель: Винни-Пух. 🙂

На окраине деревни на возвышенности стоят две церкви: деревянная (Никольская) и каменная (храм Преображения). И еще рядом как стражи этого места возвышаются несколько огромных елей, которые растут на открытом пространстве.

А сама «гора» носит название Фавор, прямо как знаменитая израильская, где произошло Преображение Господне, описанное в Евангелии.

Немного истории

Впервые на этом месте был возведен мужской монастырь в 1649 году. Но через 70 лет он сгорел и восстановился на пожертвования верующих лишь в конце ХIХ века.

Большой Спасо-Преображенский храм с 5 куполами, возведенный из красного кирпича, был освящен в мае 1912 г. Он был построен в псевдорусском стиле, и его архитектура копировала московский собор Василия Блаженного.

Во время строительства храма в 1906 г здесь начала собираться женская монашеская община. Во главе встала игуменья Вера, которая инициировала постройку деревянной церкви во имя Святителя Николая (этот памятник архитектуры радует паломников и туристов по сей день).

В 1912 г это место стало известно как монастырь святой Ольги в Волговерховье. Тогда же были открыты церковно-приходская школа и библиотека. Дети из неимущих семей обучались азам грамоты и навыкам ведения крестьянского хозяйства.

Кроме того, в монастырь принимались на проживание девочки-сироты. Жизнь монашек была трудна, своими силами они поддерживали существование школы и монастыря, построили из дерева ограду, кухню и трапезную, кельи и дом для приезжающих паломников, скотный двор, конюшню, баню, амбар для хранения зерна. Сестры трудились не покладая рук.

Когда в 1918 г монастырь был закрыт советской властью, им пришлось основать трудовую коммуну, а позже артель. Все имущество было конфисковано. Вопреки стараниям монахинь в 1924 г монастырь утратил свой статус. Кресты были сбиты, здания пришли в запустение.

Потребовалось более 50 лет, чтобы монастырь святой Ольги в Тверской области был возрожден, а оба храма восстановлены. Конец 1999 г ознаменовался повторным открытием Ольгиной женской обители, которая снова живет в трудовом и духовном подвиге.

Храмы Ольгинского монастыря

Возле деревянной Никольской церкви (1907 г), чуть в стороне на камне расположен памятник.

Расправив плечи, стоит в утлой лодочке святой Николай и простирает руку в благословляющем жесте.

А мы подходим к огромному каменному храму Преображения Господня, который сделан из красного кирпича. Заходим внутрь.

Огромное помещение, но пока все еще только начинает восстанавливаться. Уже сделана деревянная перегородка для алтаря, на стенах висят иконы. А нам пока можно только в воображении представлять, какая красота может быть здесь (и скорее всего была век назад).

В храме 3 престола. Центральный освящен в честь Преображения Господня, правый посвящен святой княгине Ольге, а левый — святому Иоанну Предтече.

Но мы не могли упустить возможность забраться на самый верх колокольни, которая расположена в этом храме, чтобы осмотреть окрестности с высоты птичьего полета.

Только взбираясь наверх по деревянной лестнице, мы вблизи смогли оценить толщину стен Преображенского храма. И очень интересно было смотреть на красные башенки с куполами, когда они находились совсем близко от нас.

Не знаю, какие нужно подобрать слова, чтобы описать красоту, которая открывается перед глазами на самой вершине колокольни. Бесконечные поля, леса, а над всем этим голубое небо. Ощущения потрясающие, просто восторг!

Левее Никольского храма совсем маленьким кажется местечко, где стоит еще одна часовня. В том месте находится . Вокруг нее над болотистой почвой устроен настил из досок.

В середине помещения в полу можно увидеть круглое отверстие, огражденное для безопасности посетителей.

А сама часовня относится к Ольгину монастырю в Волговерховье, и здесь ежегодно проходят Крестные ходы, а по праздникам проводится ритуал водоосвящения.

Оглянись, уходя!

И вот мы спускаемся с колокольни на гору Фавор, покрытую нежной зеленью. Вновь проходим мимо огромного камня, установленного в этом месте с призывом обратить взор на «Волги исток».

Надпись на нем гласит:

Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их.

А внизу небольшая приписка:

Оглянись, уходя

Вот и мы еще раз окидываем это удивительное место прощальным взглядом. Как же хорошо нам здесь было! Радостно и свободно. Трудно передать словами всю гамму эмоций и впечатлений. Конечно же, это нужно увидеть своими глазами, прикоснуться душой к частичке истории и нашей Родины, умыться в священной воде великой русской реки.

Узнайте больше про эти достопримечательности!