Болгария

Флоро-лаврская церковь с. ям. Флоро-лаврская церковь село ям Село ям церковь флора и лавра

Первое упоминание о Флоро-Лаврской церкви в Яме датировано началом XVII века. Храм был деревянным, до настоящего времени он не сохранился. Каменная церковь была построена в начале XIX века. В середине названного столетия здание было перестроено, средства на проведение строительных работ были пожертвованы прихожанами и другими благотворителями. Проект перестройки храма был разработан архитектором А. Елагиным.

В конце 80-х годов XIX века церковь была повторно перестроена (расширена) по проекту архитектора В. Крыгина. После окончания работ храм мог вместить до тысячи прихожан. Церковь была богато расписана, для храма изготовили вызолоченные иконостасы.

В начале 20-х годов XX века церковные ценности были конфискованы в пользу голодающих. Храм лишился всех серебряных и позолоченных изделий: двух крестов, четырех лампад, девяти риз с икон, двух чаш, двух звездниц и ряда других предметов церковной утвари. Был запрещен колокольный звон. Настоятель и вся его семья были лишены избирательных прав. В конце 20-х годов XX века настоятелем храма стал протоиерей Я. Савицкий, он служил в церкви до 1937 года. В настоящее время он причислен к лику святых.

В 30-е годы храм был закрыт. Спустя несколько лет была уничтожена колокольня. В начале 90-х годов XX века церковные двери вновь открылись для верующих. Первое богослужение состоялось в праздник Пасхи. В настоящее время церковь является действующей; при ней открыты две воскресные школы, одна из которых предназначена для детей, другая - для взрослых.

Храм св. мчч. Флора и Лавра в селе Ям до революции считался одним из самых больших храмов Подмосковья. Расположенный на пересечении торговых и ратных путей, он участвовал во многих событиях Русской истории.

Повсюду на Руси глубоко почитали и любили скорых помощников в сельских трудах и скорбях - мучеников Флора и Лавра, жители ямских слобод часто возводили храмы во имя этих святых. К южным землям из Москвы вел Каширский тракт (современное Каширское шоссе). Он начинался на Зацепе, где еще в XV в. был обширный луг, куда ногайские татары сгоняли на продажу табуны из десятков тысяч коней. На расстоянии одного «гона» от Зацепы с возникновением почтовой службы появилось ямщицкое поселение, которое называлось «Старофроловский Ям» или просто «Старый Ям» (современное название села — Ям). Такое название оно получило после слияния Старофроловского погоста с селом Ям.

Возникло село на пересечении Большой Каширской дороги с рекой Пахрой, здесь селились ямщики с семьями, были устроены постоялые дворы, конюшни, места для отдыха ямщиков. Первое упоминание села Ям в документах относится к 1543 г. По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1628 г. значится «Церковь Флора и Лавра в государевом дворцовом селе на Старом Яму, на Каширской дороге». Упоминается она и в записи 1633 г.: «Церковь на реке Пахре, на Старом Яму». В 1646 г. в ней служили «поп Алексей Архипов, во дворе дьячок Потапко Куприянов, его двора просвирница Антонидина, да церковных бобылей 6 дворов, людей в них 15 человек». Церковь была деревянная. В числе прихожан ее числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и Горки Нижние, деревни Старое и Новое Сьяново Николо-Угрешского монастыря и сельца Пахрино, принадлежавшего князю А. М. Львову.

Церковь была очень бедной, так что по указу Святейшего Патриарха Иосифа от 7 ноября 1643 г. «дани на прошлый 1638 г. для ево бедности имать не велено». И все же именно при священнике Алексие Архипове (+1649) не позднее 1646 г. в церкви был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда землю и перевоз через Пахру дали в вотчину князю Ю. А. Долго -рукому, который владел селом недолго: в 1662 г. оно было приписано к Государевой дворцовой Домодедовской волости. В 1706 г. Петр I пожаловал Старый Ям вместе с Домодедовской волостью князю А. Д. Меньшикову. После опалы князя село вновь передали в дворцовое ведомство. В соседнем селе Пахрино была построена сводная императорская конюшня, и часть служивших в ней поселилась в Старом Яму, кроме того, некоторых из жителей села взяли на службу в Пахрино. С 1781 г. село Старый Ям вошло в состав Никитского уезда. Тогда село Колычево переименовали в город Никитск, который и стал центром Никитского уезда.

Церковь свв. мчч. Флора и Лавра с Никольским приделом несколько раз перестраивалась, но до конца XVIII в. оставалась деревянной. 3 августа 1791 г. митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) выдал храмозданную грамоту на строительство каменной церкви во имя святых Флора и Лавра с приделами во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Однако, по клировым ведомостям 1798 г., церковь все еще значилась деревянной, и лишь в 1819 г. записана она как каменная и крытая железом. В письме настоятеля храма священника Михаила Васильева и церковного старосты Николая Исидорова митрополиту Московскому и Коломенскому святителю Филарету в июне 1823 г. сообщалось, что церковь в селе каменная, престол во имя святых апостолов Петра и Павла в правом приделе освящен, а на левой стороне оставлено место, где хотели бы устроить придел во имя святителя Николая. При этом прилагались план придела и прошение на его устройство. 18 октября 1825 г. новый придел освятил благочинный — подольский священник Василий Иванов.

Очень много сделал для ямского при-хода священник Феодор Тимофеевич Шеметов, служивший здесь с 1835 по 1859 гг. Его трудами с помощью благотворителей была открыта в 1837 г. богадельня при церкви, а также устроена школа. По его инициативе в начале 1850-х  гг. архитектор А.Елагин разработал проект перестройки трапезной храма и колокольни. В 1855 г. завершили строительство колокольни, а к 1863 г. были устроены более обширные приделы, один из которых - во имя святителя Николая — освятил сам святитель Филарет.

В 1888 г. настоятель храма священник Иоанн Никитин (служил с 1875 по 1889 гг.) представил митрополиту Иоанникию план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В.Крыгиным. Работы по плану начались в 1889 г., и уже в 1893 г. состоялось освящение правого придела, посвященного свт. Николаю. «Московские церковные ведомости» так сообщали об этом событии: «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям произошло торжество освящения одного из приделов перестроенного вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь Василия Кесарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования». Стены церкви были оштукатурены и расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. 12 июля 1898 г. освятили левый придел во имя святых апостолов Петра и Павла, 23 августа — главный придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра.

В 1837 г. при церкви была устроена богадельня, преобразованная затем в общину. В создании общины принял участие известный подвижник, Христа ради юродивый Иван Степанов. Родился он 7 мая 1814 г. в деревне Ново-Съяново и в молодости проживал здесь с двумя братьями, занимаясь обычными крестьянскими трудами. В начале 1848 г. он заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам прп. Сергия и попросить об исцелении. Здесь он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в Гефсиманском скиту, а затем для большего уединения поселился в ветхой необитаемой сторожке.

Подвиг юродства Христа ради побудил Ивана на принятие решения удалиться от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Вернувшись на родину, он встретился с местным крестьянином Иваном Антиповым. Осенью 1846 г. Антипов также ходил в Троице-Сергиеву лавру, где намеревался поселиться в одном из скитов, но из-за болезни не смог выполнять возложенные на него послушания и вскоре вернулся домой. Здесь-то родственные души и договорились по примеру Троице-Сергиевых затворников устроить в лесу близ родной деревни келию с пещерами для совместного проживания и молитвы.

Являясь прихожанином церкви мчч.  Фло-ра и Лавра, Иван Степанов в начале 50-х  гг. XIX в. собирал пожертвования на ее обновление. Когда в 1853 г. богадельню снесло паводком, он предложил священнику Федору Шеметову построить вместо нее молитвенный дом, где можно было бы, как говорилось в просьбе митрополиту, « денно-ночно читать Псалтырь лицами женского пола о здравии царствующего дома, об усмирении продолжающейся войны и особо об упокоении православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положивших». При этом священник пояснил, что средства на строительство и содержание дома выделяют благодетели. На этой просьбе митрополит Филарет написал: «Благословить богоугодное начинание и благодеющих и молящихся».

25 августа 1855 г. пришло разрешение на начало работ. К зиме постройка дома была закончена, и 18 декабря 1855 г. состоялось его освящение. Митрополит Филарет прислал общине в благословение Иерусалимскую икону Божией Матери старинного письма, ставшую главной святыней богадельни. Устроителю же богадельни Ивану Степанову митрополит Филарет подарил три Псалтири - по ним совершалось постоянное чтение о здравии благотворителей и о упокоении почивших. Утром и вечером читались каноны и акафисты. Послушать благоговейное чтение и помолиться приходили многие окрестные жители.

В 1856 г. дом официально стал называться молитвенным богадельным домом, а его настоятельницей стала давняя знакомая Ивана Степанова, не жалевшая средств для его благоустройства, купеческая вдова Параскева Родионовна Саватюгина. Деятельность дома получила широкую известность, он пополнялся новыми членами. Ими становились преимущественно девушки 16-25 лет из соседних деревень, а также из селений Орловской, Тверской, Калужской губерний, из мещанских и купеческих семей г. Москвы. Московский генерал-губернатор А. А. Закревский, ссылаясь на то, что в богадельном доме обитаются не убогие и старые, а молодые женщины, подчеркивал, что это не соответствует положению о богадельнях и ходатайствовал перед министром внутренних дел о его закрытии. Однако Святейший Правительствующий Синод, заслушав 15 января 1860 г. дело о Старофлоровском молитвенно-богадельном доме, «не нашел основательного повода к закрытию». В это время здесь проживали уже 36 девушек и вдов.

Прибывший в село по приглашению Ивана Степанова для освящения Никольского придела церкви святитель Филарет посетил и молитвенно-богадельный дом. «Здесь не богадельня, а монастырь», — заключил Владыка. Это пророческое слово великого святителя исполнилось через 27 лет. В 1865 г. император Александр II дал согласие на учреждение Флоровской женской общины. В тот же год, в праздник Рождества Христова скончался Иван Степанов. Отпевали его в церкви мчч. Флора и Лавра, а похоронили на кладбище при Троицкой церкви с. Пахрино. Само село Пахрино впоследствии прекратило свое существование. Место захоронения подвижника и благодетеля Флоро-Лаврской церкви теперь сокрыто.

К 1870 г. число сестер в общине достигло семидесяти, а проблема поиска более подходящего места для нее стала еще более острой. И такое место вскоре было найдено. Всего в нескольких километрах от Старого Яма вниз по течению реки Пахры, на левом берегу располагалось древнее сельцо Лукино, окруженное лесами. В 30-е гг. XVIII в. здесь была построена деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса, и сельцо стало именоваться селом Спасским.

Помещица Александра Петровна Головина построила в селе небольшую каменную церковь с колокольней, поставив в ней престол и иконостас. Освятили церковь 10 октября 1848 г. во имя Воздвижения Честного Креста Господня. Около нее были похоронены муж помещицы гвардии подпоручик Николай Иванович Головин и их дочь Софья. Дожив до преклонных лет, владелица имения беспокоилась о будущем столь дорогого для ее сердца места. Еще при своей жизни она передала усадьбу с господским домом и церковью Екатерининской пустыни, оставив за собой пожизненное право пользоваться господским домом, с условием, что братия пустыни будет отправлять ежедневное служение в церкви. Однако из-за удаленности пустыни с соизволения властей усадьба была передана Флоровской общине.

Переселение общины на новое место пришлось на 17 мая 1870 г. Прихожане и члены общины во главе с прп. архимандритом Пименом, иеромонахами и иеродиаконом Николо-Угрешского монастыря длинной вереницею покинули село и направились в Лукино. Начался новый этап в истории общины, которая была официально открыта 28 июня под названием Крестовоздвиженской Флоролаврской. Ее попечителем утвержден племянник настоятельницы Е. Ф. Саватюгин. Освоение нового места началось со строительства на средства Саватюгина второго храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и примыкавшего к храму трехэтажного корпуса для сестер. Храм был освящен 30 сентября 1873 г., в нем поместили главную свою святыню — Иерусалимскую икону Божией Матери. В 1887 г. определением Святейшего Синода община переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный женский монастырь.

В конце XIX в. Старый Ям стал центром Старо-Ямского благочиния. Благочинным был священник Флоро-Лаврского храма отец Иоанн Никитин. Он возглавил церковно-приходское попечительство, которое многое сделало для сбора средств на благоукрашение храма. В 1895 г. его перевели в село Измайлово, и благочиние соединили с Захарьинским, после чего оно получило название Захарьинское благочиние. В него входили тридцать церквей и два монастыря: Екатерининская мужская пустынь и Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.

К тому времени село Старый Ям было самым крупным на территории современного Домодедовского района. Имело оно 157 дворов и около тысячи жителей, а рядом с ним располагался дачный поселок. «Приход села Старого Яма, — писал благочинный прото-иерей Николай Сироткин, — самый богатый в благочинническом округе, многолюдный по числу душ, древний по времени сущест-вования. Само село Старый Ям торговое и большое, как город. Население прихода зажиточное. Храм очень большой и богатый».

С приходом советской власти начались ожесточенные гонения на Церковь. Настоятелем храма в послеоктябрьское время оставался отец Петр Колосов. В 1920 г. в Старом Яму и его окрестностях началась эпидемия тифа. Отец Петр ходил по домам больных, причащал заболевших, напутствовал в вечную жизнь умирающих, отпевал умерших. Эта же страшная болезнь унесла и его жизнь Великим постом 1920 г.; было ему тогда сорок восемь лет. Сменил его родной брат Констан-тин Павлович Колосов, окончивший Москов-скую духовную семинарию и бывший в 1907-1920 гг. священником Казанской церкви села Богородское Московской губернии.

Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, диакон храма отец Петр Минервин выступил против святотатцев, убеждал прихожан отстаивать церковные сокровища. За это он был арестован. Наиболее вероятно, что его расстреляли - суд тогда был скорый и неправый. Обычно власти требовали предоставить опись церковного имущества, но в большинстве церквей священники отказывались выдавать их, ссылаясь на утерю. Это квалифицировалось как контрреволюционные действия и сопротивление власти со всеми вытекающими отсюда последствиями по законам (вернее, беззакониям) военного времени. Согласно сохранившимся документам из храма святых мучеников Флора и Лавра изъяли 32,5 килограмма предметов с драгоценными металлами и камнями, в том числе богослужебную утварь.

Весной 1934 г. в селе Старый Ям запретили колокольный звон. Поводом для запрета стало то, что находящимся в школе, сельсовете, избе-читальне и дирекции МТС колокольный звон якобы мешал соответственно учиться или работать. После этого пришел указ сдавать колокола в утильсырье, причем на волость даже дали годовой план.

После смерти отца Петра Колосова в храм приезжали послужить священники из закрываемых московских церквей. В 1920-е  гг. здесь служил отец Николай (фамилия его нам не известна), пришедший в храм из закрытых кремлевских соборов. В конце 1920-х  гг. его арестовали и отправили в ссылку. В 1929 г. в Старый Ям приехал отец Ярослав Савицкий с матушкой Ольгой Федоровной и дочерью Ниной. После ареста отца Ярослава богослужения в храме не совершались.

Довольно долгое время церковь удава-лось сохранять от поругания и разрушения. Но местные власти заполучили ключи от храма и в 1940 г. решили разобрать колокольню, чтобы, как они объяснили людям, использовать кирпичи для строительства скотного двора. Колокольню взорвали, а кирпич, из которого была сделана колокольня, рассыпался на куски. Потом стали выносить иконы, разбивать их и жечь. Особенно старались местные коммунисты. Церковную утварь бросали в Пахру. Через много лет, когда чистили русло реки, вместе с песком вытаскивали со дна предметы из храма. В храме устроили зерновой склад колхоза «Ямской», а затем мастерскую по ремонту сельхозтехники.

В 1990 г. церковь святых мучеников Флора и Лавра возвратили верующим. Настоятелем храма был назначен священник Валерий Ларичев, бывший до хиротонии врачом-психиатром. После кончины супруги — матушки Маргариты (+1999) отец Валерий принял монашество. В настоящее время игумен Валерий (Ларичев) продолжает быть настоятелем храма во имя свв. мчч. Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского благочиния Московской области, а также является духовником Московской епархии. Многое сделано для того, чтобы возвратить храму былую красоту. Восстановлена разрушенная колокольня, завершены росписи храма и иконостасы. Построен и освящен крестильный храм во имя Иоанна Крестителя. Есть у храма и приписная часовня при воинской части, освященная в честь святого праведного Феодора (Ушакова). При храме работает воскресная школа для детей. Построен детский образовательный центр.

Сказание об иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. М., 1908.

Трофимов А., Воловикова М. Чудо о Флоре и Лавре. М., 1995.

Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. М., 2008.

Чулков Николай. Из истории земли Домодедовской. Записки краеведа. Домодедово, 1996.

Первые документальные сведения о церкви содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 г. «Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, - записано в ней, - а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная, а в церкви и образы, и свечи, и книги, на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей, а у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во дворе просвирница Ориньица Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле два двора бобыльских…, да того же погоста попа Архипа на реке Пахре на Большой Каширской дороге перевоз, церковная пустошь Рыбушкин враг на ручье».

Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, вотчин Марьи Спасителевой сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, Николо-Угрешского монастыря деревень Старое и Новое Съяново, князя Алексея Михайловича Львова сельцо Пахрино.

Судьба самого погоста в те годы сложилась не совсем обычно. 46 десятин принадлежавших ему земель еще в 1626 г. по грамоте митрополита Филиппа были отданы попу Архипу, а церковь переживала не лучшие свои времена. «Ноября в 7 день 1643 г., - записано в делах Патриархии, - по указу святейшего Иосифа Патриарха Московского, а по челобитью за пометой дьяка Григория Одинцова, той церкви свв. мучеников Флора и Лавра с попа Архипа дани на прошлый 1638 год для ево бедности, имать не велено». После кончины Архипа его место занял сын Алексей Архипов, при котором в церкви появился придел во имя Николая Чудотворца. Но Алексей умер сравнительно молодым. Овдовевшая матушка куда-то съехала, а землю и перевоз в 1649 г. продали в вотчину известному боярину и воеводе князю Юрию Алексеевичу Долгорукому. В отказной книге поместного приказа бывший погост впервые назван селом, «что был погост Фроловский на р. Пахре, а в нем деревянная церковь Флора и Лавра с приделом Николая Чудотворца, а у церкви двор попа, в котором живет вдовая бобылка с четырьмя пасынками, да два двора бобыльских пустых… А по сказке сторонних людей бобыль с племянником бежал в нынешнем году, но где он живет, того они не ведают. А бобыля Гришку Иванова с детьми вывезли люди боярина Никиты Ивановича Романова в нынешнем году». Упомянутый в отказной боярин приходился двоюродным дядей царю Михаилу Феодоровичу и в то время владел соседним селом Ермолино. Князь Долгорукий владел селом недолго, оно в 1662 г. было отписано на Государя и приписано к дворцовой Домодедовской волости.

Церковь с приделом Николая Чудотворца несколько раз перестраивалась и обновлялась, но до начала XIX века оставалась деревянной. Строительство каменной церкви в некоторых печатных источниках датируется 1791 г. Но это неточно. 3 августа того года митрополитом Платоном дана лишь храмозданная грамота на строительство каменной церкви во имя Флора и Лавра с приделами во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. По мировым ведомостям за 1798 г. церковь значится деревянной. Очевидно, строительство ее затянулось, так как работы проводились в основном за счет прихожан. В те годы в приходе числилось 110 дворов и 1242 прихожанина обоих полов. Как каменная и крытая железом она записана лишь в 1819 г., а в письме священника Михаила Васильева и церковного старосты Николая Исидорова архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету, датированном июнем 1823 г., сообщалось, что церковь в селе каменная «и утварью довольна» и престол во имя святых апостолов Петра и Павла в правом приделе уже освящен, а на левой стороне трапезы оставлено пустое место, где они хотели бы устроить другой придел во имя святителя Николая и просили на это разрешение, приложив при этом план придела.

Получив разрешение, они приступили к устройству нового придела, сделав дубовые престол и жертвенник, двухъярусный с вызолоченной резьбой гладкий иконостас, покрытый светло-голубой краской. Царские врата изготовили резными и вызолотили их, а над ними разместили крест с Распятием Христовым. В иконостасе имелось 20 икон местных с серебряными венцами, а икона святителя Николая имела позолоченные ризу и венец. Кроме того, в приделе имелись иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, помещенные в одну позолоченную раму. «По резолюции Вашего Высокопреосвященства, - писал в октябре 1825 г. священник архиепископу Филарету, - дозволено было в нашей церкви в трапезе на левой стороне устроить вновь придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, который ныне устроен, совершенно окончен и все благопотребное к священнослужению имеется». Освящен новый придел 18 октября 1825 г. благочинным подольским священником Василием Ивановым.

Заметный след в истории церкви оставил священник Федор Тимофеевич Шеметов, назначенный сюда в 1835 г. Молодой и энергичный, он в 1837 г. получил разрешение митрополита на первоначальное обучение детей прихожан. В этом же году по его инициативе при церкви в двух избах с сенями открыта богадельня, в которой находили кров и пищу 10-12 человек в возрасте 60-75 лет, не имеющих пристанища.

По инициативе священника Ф.Т. Шеметова в начале 50-х гг. XIX в. архитектором А. Елагиным был разработан проект перестройки трапезы и колокольни храма, а 7 мая 1852 г. получено разрешение на перестройку. Задуманное осуществляли за счет средств прихожан и пожертвований доброхотных людей, а когда оказалось, что средств на перестройку не хватает, взяли заимообразно три тысячи рублей серебром из общественной волостной суммы. В 1855 г. было завершено строительство колокольни, а в последующие пять лет - более обширных приделов, один из которых освятил сам митрополит Филарет.

В 1888 г. священник Иоанн Никитин, церковный староста, московский купец, ранее бывший крестьянином д. Павловской, Василий Семенович Леонов, сельские старосты прихода Сергей Андреевич Шурыгин, Борис Иванович Михеев представили митрополиту Иоаникию новый план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В.Крыгиным. В прошении о перестройке подчеркивалось, что по новому плану храм «с внешней стороны будет много величественнее, а по внутреннему устройству открытее, поместительнее, во всем удобнее», и средства и строительные материалы для перестройки имеются, а кирпич и камень старого храма будут употреблены на постройку нового.

После того как было получено разрешение митрополита, старый настоящий холодный храм в 1889 г. разобрали, а затем разобрали и своды трапезной. В соответствии с проектом стены трапезы нарастили, над ними возвели новые, более высокие своды с центральным световым барабаном, для поддержания которого поставили четыре каменных столба. По углам новых сводов разместили четыре малых глухих барабана. Вчерне строительство храма было закончено в 1893 г., когда состоялось освящение правого придела, посвященного святителю Николаю. «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, - сообщали «Московские церковные ведомости», - происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь Василия Кессарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Строительство предусмотренных проектом трех алтарных помещений, примыкающих к трапезе, и внутренняя отделка храма велись в последующие годы. В ходе отделки внутренние стены были покрыты штукатуркой и окрашены, а затем богато расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь могла принять одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г., освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 августа - главный престол во имя свв. мучеников Флора и Лавра.

Около храма находился деревянный под железной крышей дом, в одной половине которого помещалась церковная сторожка, а в другой - просфорня. В 1899 г. при церкви основано церковно-приходское попечительство во главе со священником Владимиром Игнатьевичем Востоковым и уже в первый год 55 его членов внесли 343 рубля членских взносов, поступило 858 рублей пожертвований деньгами и на 2005 руб. строительными материалами.

В мае 1922 г. уездной комиссией по оказанию помощи голодающим из церкви изъяли все серебряные и позолоченные предметы общим весом 35,2 кг, в т.ч. девять риз с икон, два креста, четыре лампады, ковш, две звездницы, две чаши и три тарелочки. Священник и члены его семьи были лишены избирательных прав, а затем запретили колокольный звон. «Учитывая ходатайство местного населения о закрытии церкви Флора и Лавра в с. Ям Подольского района и о передаче ее помещения под столовую местного колхоза и принимая во внимание пригодность для этого испрашиваемой церкви, - записал 1 марта 1930 г. в своем постановлении президиум Мособлисполкома, - названную церковь закрыть и здание ее после сфотографирования передать местному райисполкому под устройство столовой для колхоза, с предметами религиозного культа и прочим церковным имуществом поступить согласно постановлению ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 8.IV.1924г. «О религиозных объединениях». В случае жалобы верующих во ВЦИК (в двухнедельный срок со дня объявления им настоящего постановления) ликвидация церкви может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом».

В 1990 г., когда стали возвращать Церкви то, что не успели сломать (колокольня была утрачена в 1940 г.), храм открыли. Службы возобновились в Великую Субботу 14 апреля — именно в Никольском приделе, созданном трудами и заботами двух подвижников — блаженного Ивана Степановича и святителя Филарета. Главный престол в храме — во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый посвящен святителю Николаю. Церковь действующая.

Источник : Официальный сайт храма

История. Флоро-Лаврская церковь впервые упоминается в писцовых книгах за 1627 г. Каменная церковь, крытая железом, появилась в селе 1819 г.

Окончательный архитектурный облик храма святых мучеников Флора и Лавра сложился во второй половине XIX в. на месте предшествующей, в результате двухкратной перестройки его трапезной части.

К 1855 г. по проекту Н. Н. Елагина были сооружены новая обширная трапезная и связанная с ней колокольня в два яруса.

Вторичная перестройка здания, начатая по проекту арх. В. Крыгина, завершилась в 1898 г.

К тому времени в церкви было два придела: во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Внутри церковь была богато расписана, храм украшали три новых вызолоченных иконостаса. В 1889 г. стараниями церковного старосты В. С. Леонова при храме открыли женскую церковноприходскую школу.

В 1912 г. при активном содействии священника П. П. Колосова при храме создали Общество хоругвеносцев и попечительский совет по оказанию помощи семьям военнослужащих и бедным вдовам Домодедовской волости.

В 1916 г. к храму была приписана Покровская церковь, построенная в усадьбе 3. Г. Рейнбот-Резвой.

Там же была открыта в 1899 г. богадельня в двухэтажном деревянном доме, которая находилась под попечительством священника В. И. Востокова.

В советское время церковь закрыли, колокольню разобрали, священника протоиерея Ярослава Савицкого расстреляли.

Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Богослужения в храме возобновились с Пасхи 1990 г.

ДОМОДЕДОВО, 23 июня 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Читателям Домодедовских вестей о работе музея уже подробно рассказывал наш корреспондент Александр Ильинский Александр продолжает знакомить жителей Домодедово с историей округа, и возрождения домодедовских святынь.

Время разбрасывать камни. И время их собирать

Село Ям известно с 17 века. Долгие века ямщики, золототкачи и другие работные и талантливые жители этого села, протянувшегося вдоль важного Каширского тракта, занимались четным трудом, воевали за свое Отечество, помогали больным и бедным под сенью куполов и крестов знаменитого Флоро-Лаврского храма. Пережив страшные безбожные годы село вновь живет, заново отстроив свой духовный центр и восстановив связь времен и поколений.

Осенью 1940 года село Ям на Старой Каширской дороге сотряс мощный взрыв. В домах сельчан посыпались стекла. Белая свеча колокольни Флоро-Лаврского храма поднялась на несколько метров вверх, а затем грудой кирпича осела на землю. Грибовидное облако пыли и дыма взлетело высоко в небо, как птица распахнуло крылья и так - в виде птицы - поплыло над Пахрой в облака. Люди, из дворов наблюдавшие за происходящим, тяжело вздохнули: «Улетала душа села». А меньше чем через год началась Великая Отечественная Война.

Священник Флоро-Лаврского храма Ярослав Савицкий был расстрелян еще в 1938 году. До этого, в начале двадцатых, были разграблены ценности, которые жители села по крупицам собирали в любимой церкви. Отняты земли храма, сброшены колокола, закрыты богадельни и школы. Вера - осмеяна, растоптана и запрещена. Многие верующие - отправлены в лагеря.

Даже лошадей, которые издревле определяли быт ямщитского села, вытеснили автомобили. Оставшиеся жители разбрелись. Им просто нечего в селе стало делать. Кто-то перебрался в Домодедово, кто - в Москву, а кто и еще дальше. К началу 80-х годов XX века село еще хирело, но жило. К началу девяностых от села Ям осталось одно название. И горстка стариков, доживавших там свой век. Казалось, что вместе с ними зримо уходило прошлое… Именно в это время в древнем селе появились энтузиасты, которые решили восстановить храм. А вместе с ним - историческую связь времен.

Связь времён

Первые документальные сведения о селе Ям содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 год. Они касаются храма, который изначально был его центром.

«Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, - записано в ней, - а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная. А в церкви и образы, и свечи, и книги. На колокольнице - колокола».

Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, деревень Старое и Новое Съяново, а также сельцо Пахрино. Само село Ям в разные годы принадлежало разным лицам. Среди них, например, князья Долгорукие. С XVII века его приписали к царствующей фамилии.

Храм при селе был с незапамятных времен. Село было ямщитским. Об этом говорит тюркское слово «ям» - дорожная, почтовая станция. Сеть таких станций была разбросана по всей Руси. Жизнь ямщиков была тяжелой, связанной с бесконечными русскими дорогами и главной «движущей силой» этих дорог - лошадьми. Своими небесными покровителями эти суровые и выносливые люди считали мучеников Флора и Лавра, которых даже на иконах предписывалось рисовать с этими благородными животными.

Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Их жизнь относится ко II веку н э. Из Малой Ази и братья переселились в Иллирию (Сербия). По профессии братья-христиане были камнетесами. Поэтому они участвовали в постройке языческого храма, обратив во время строительства в христианство языческого жреца и его общину, сокрушили идолов, а также установили в храме крест. Храм, начатый как языческий, стал христианским. Римскому наместнику области это не понравилось. Он приговорил новообращенных к сожжению, а святых братьев приказал бро сить живыми в колодец и засыпать землей. После того как Римская империя стала христианской, мощи святых братьев были обретены нетленными и с торжественностью перенесены в Константинополь. По преданию, с открытием мощей мучеников в той области, где они пострадали, прекратился падеж скота. Поэтому они издревле почитаются, как покровители пастухов и коневодов. До сегодняшнего времени во многих музеях России хранятся замечательные иконы святы х мучеников с изображением лошадей.

Издревле храм Флора и Лавра был деревянным. Лишь с 1791 года сельчане задумались о строительстве каменного храма. Но реализовали свою задумку лишь к 1819 году. К тому времени село насчитывало 110 дворов и почти полторы тысячи жителей. По меркам того времени - это почти город. Сельчане жили зажиточно, а потому к храму любимых святых пристроили два придела, вызолотили резной иконостас, а храмовые иконы украсили серебряными венцами. С 1837 года началось обучение детей при храме грамоте, счету и Закону Божьему. Тогда же открыли богадельню, для кормления странников.

Село разрасталось. К середине XIX века в нем было более двухсот дворов и двух тысяч жителей. Многие из сельчан занимались не только сельским хозяйством и извозом, но и золотопрядением. Были и те, кто работал на текстильных фабриках в Москве или нанимался кучерами в придворные конюшни. Сельчан брали охотно. Опыта у потомственных ямщиков было не занимать, они отличались любовью к лошадям и спокойным, трезвым характером. Некоторые жители села богатели и выходили в купцы, но не порывали связи с малой родиной. Поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов храм начали перестраивать и расширять. Архитектор Елагин разработал проект, который и был завершен в течении десяти лет. Над селом поднялась новая колокольня, была перестроена трапезная часть и пристроены более обширные приделы. В освящении новой постройки принял участие знаменитый митрополит Филарет (Дроздов). При храме стараниями юродивого Ивана Степановича была построена каменная богадельня для женщин. Сестры богадельни посвящали свою жизнь Богу и служению больным и немощным. Именно из этого богоугодного заведения вырос впоследствии Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь,

Нет предела совершенству

Интересно, что на реставрации храма жители села не успокоились. Нет предела совершенству. Новая масштабная реконструкция началась всего через тридцать лет. Митрополиту Московскому Иоаникию был представлен новый проект, составленный архитектором Крыгиным.

Именно так - сельчане сами нашли архитектора, оплатили проект и положили его уже готовым и просчитанным до копейки на стол епархиального начальства. Митрополит подивился такому деловому подходу и дал разрешение на строительные работы. По сути храм разобрали по кирпичику, добавили строительных материалов и построили новый. Сделано это было в кратчайшие сроки. Стены храма стали толще и выше, появился центральный световой барабан, поставленный на четырех каменных столбах, а по углам сводов поместили четыре малых глухих барабана. Акустика храма сразу улучшилась в разы. И вместимость - тоже. В 1893 году состоялось торжественное освещение постройки.

«В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, - сообщали «Московские церковные ведомости», - происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид… Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Последующие годы велась отделка храмовых помещений. Церковь, которая теперь вмещала в себя до тысячи верующих, украсили тремя вызолоченными иконостасами и красивейшими росписями. Возле храма был построен приходской дом. Ширились дела благотворительности. Был создан совет попечительства о бедных. Создано Общество Хоругвеносцев, в уставе которого тоже предусматривалась помощь неимущим прихожанам. Прихожане заботились о вдовах и семьях, кормильцы из которых были призваны в армию. Особенно востребованным это стало после начала в 1914 году Первой мировой войны. Ширилось дело народного образования. На деньги благотворителей было выстроено здание женской церковно-приходской школы. А члены церковного притча преподавали не только в своем селе, но и в окрестных земских школах. В 1915 году приходу была приписана церковь, построенная на свои средства в усадьбе Горки местной помещицей Рейнбот-Резвой. Большой популярностью среди прихожан пользовалась благочестивая традиция августовских крестных ходов. Проводились они с иконой Иерусалимской Божией Матери, написанной в начале XVI века. Чудотворный образ специально доставлялся из Бронниц, на что еще в 1871 году было дано специальное разрешение.

К 1917 году в приходе церкви Флора и Лавра значилось уже 385 дворов и 2145 прихожан обоего пола. Москвичи активно строили дачи на красивых берегах Пахры и приходили в церковь. Приход считался богатым. Но этим богатством он щедро делился с больными и неимущими, бездомными и многодетными.

Роковой двадцатый век

Все резко изменилось с первых же лет советской власти. Русская церковь подверглась планомерному удушению со стороны безбожной власти. В частности у Флоро-Лаврского храма сразу отобрали землю и закрыли церковно-приходские школы. Приходскую Горкинскую церковь, еще до прибытия в Горки Ленина, спешно закрыли. В ней устроили клуб, в котором по недосмотру администрации очень скоро случился пожар. Здание полностью сгорело. В 1920 году охваченную Гражданской войной страну накрыла эпидемия тифа. Приходской священник Петр Колосов не боялся заразы и продолжил исполнять свой долг. Он причащал больных и отпевал умерших, оказывал помощь нуждавшимся и давал кров бездомным. Заразившись тифом, он скончался и стал последним священником, которого прихожане оплакали и похоронили за алтарем храма. Сменил его родной брат Константин Павлович Колосов, который после окончания Московской духовной семинарии некоторое время учительствовал в церковно-приходской школе села Ям.

В мае 1922 года уездной комис
сией по оказанию помощи голодающим из церкви изъяли все серебряные и позолоченные предметы общим весом два пуда. Священник и члены его семьи были лишены избирательных прав, колокольный звон запрещен.

«Учитывая ходатайство местного населения о закрытии церкви Флора и Лавра в с. Ям Подольского района и о передаче ее помещения под столовую местного колхоза и принимая во внимание пригодность для этого испрашиваемой церкви, - записал 1 марта 1930 г. в своем постановлении президиум Мособлисполкома, - названную церковь закрыть и здание ее после сфотографирования передать местному райисполкому под устройство столовой для колхоза»

Не лишне сказать, что до голодающих изъятые у храмов ценности так и не дошли. Зато Советское правительство дало многомиллионный заем турецкому диктатору Ататюрку, который воевал с православной Грецией. На эти деньги турки войну выиграли и выгнали из Малой Азии всех живших там православных христиан.

Но даже в условиях страшного давления со стороны государства верующие сопротивлялись закрытию храма еще десять лет! В тридцатые годы были объявлены «Безбожные пятилетки». Власть взялась за физическое уничтожение религии в СССР. Не обошло гонение и храм в Старом Яме. В стоящей на виду церкви, наконец, было запрещено совершать богослужения. Священника Ярослава Савицкого арестовали и после скорого суда расстреляли в подмосковном селе Бутово. В заключении погиб и церковный диакон отец Петр Минервин.

Возрождение святыни

В 1990 году началось церковное возрождение России. Люди сами, без подсказки «сверху» стали организовывать церковные приходы и восстанавливать разрушенные храмы. Был организован такой приход и в селе Ям. Власти возвратили верующим руины храма, колокольня которого была взорвана еще в 1940 году. Первая служба была отслужена в Великую Субботу 14 апреля в Никольском приделе Флоро-Лаврского храма, созданном трудами и заботами двух подвижников - блаженного Ивана Степановича и святителя Филарета. Сейчас главный престол в храме освящен во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а правый посвящен святителю Николаю.

Ныне в храме святых Флора и Лавра вновь совершаются богослужения. Бессменным настоятелем храма и руководителем дружной общины с самого начала восстановления храма является игумен Валерий (Ларичев) - один из самых удивительных священников Городского округа Домодедово. (на фото правее - прим.ред)

При храме действует воскресная школа для детей, ведутся беседы со взрослыми, действует художественная студия и открыт уникальный музей Новомученников и Исповедников Российских. Отстроена колокольня, восстановлены интерьеры и росписи, в храм возвратились многие святыни, утраченные в лихие революционные годы. При храме создана богадельня для пожилых монахинь и функционирует паломнический центр. Словно магнит храм притягивает хороших и образованных людей. И если раньше жители старались перебраться в Москву, теперь наблюдается обратный процесс. Люди возвращаются. Детский смех снова звучит на улицах древнего села.

Над Пахрой плывет колокольный звон. Кажется, что вместе с храмом в село снова вернулась душа. Так оно и есть. А раз так, значит и у села Ям, и у всей нашей земли есть будущее. И вера, надежда и любовь в нашем народе никогда не оскудеют.