Болгария

Пам ятник князю олегу в овруче. Карта Овруча подробная — улицы, номера домов, районы. Что должно быть запечатлено на фото

Геральдика Герб
Овручского района

Щит разделен на две части зеленую и лазурную. На красном щитке с серебряной нитяной каймой Архистратиг Михаил в золотых доспехах, с золотыми мечом и весами, стоящий на серебряном облаке. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, лазурных цветов льна с зелеными листьями, зеленых сосновых ветвей и дубовых листьев. Венок окутан вышитым полотенцем. Флаг
Овручского района

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2: 3, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос - синей и зеленой. На красной древковой вертикальной полосе, занимающей 1/6 длины флага, вверху, на белом облаке, стоит архистратиг Михаил в желтых доспехах, с желтыми мечом и весами. Герб
города Овруч
Флаг
города Овруч


Овручский район

Овручский район (укр. Овруцький район) – административная единица Житомирской области Украины. Административный центр – город Овруч.

Расположен на севере области.

Граничит, на востоке – с Народичским , на юге – Коростенским , Лугинским и Олевским районами Житомирской области. На севере граничит с Лельчицким, Ельским и Наровлянским районами республики Беларусь

Население: 58 080 чел. (на 1.01.2014)

Площадь: 3222 км. кв.

(укр. Овруч) – город, административный центр Овручского района в Житомирской области.

Расположен на левом берегу реки Норин, притока Ужа, в 127 км к северу от Житомира. Узловая железнодорожная станция на магистрали Санкт Петербург-Одесса. Через город проходит автодорога Минск-Измаил.

Является административным центром Овручского городского, в состав которого другие населенные пункты не входят.

Население: 16681 чел.(2011)

Телефонный код: +380 4148

История Овруча

Местность, на которой расположен Овруч, была заселена в глубокой древности. На замковой горе обнаружено неолитическое поселение (V-IV тысячелетия до н. э.), Исследованы поселения и могильники и найдены кремневые орудия труда эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.).

Город является одним из древнейших в Восточной Европе. В 977 году он впервые упоминается в летописи под названием Вручий. Уже в X в. город был значительной крепостью с высокими валами и рвом, через который перебрасывали мост. Остатки укреплений того времени сохранились до наших дней.

В конце X в. Овруч стал центром древлянской земли и одним из самых древнерусских городов с развитыми ремеслами. Основным среди них было изготовление прясел из розового шифера, которые в большом количестве распространялись по всей Киевской Руси, а также сбывались в Польшу и другие страны.

В начале XIV в. город стал значительным экономическим центром, крепостью и входил в Галицко-Волынское княжество. Примерно в 1362 его захватила феодальная Литва. В 1399 году хан Едигей, нанеся поражение литовскому князю Витовту, разрушил Овруч. Немало времени прошло, пока он поднялся из руин. Начиная с 1470 город был центром староства. Для обороны его и этого края от набегов татар построен замок, который 1506 все же был ими разрушен. Через 16 лет крепость снова отстроили, обнесли каменной стеной и обкопали рвом, возвели четверо ворот. Здесь стояли церковь, несколько деревянных домов.

После Люблинской унии Овруч захватила благородная Польша. Он вошел в состав Киевского воеводства как уездный город.

Во время освободительной войны украинского народа во главе с Богданом Хмельницким мещане и крестьяне Овруча активно боролись против польской шляхты. В 1648 году здесь создан казацкий полк во главе с И. Голотой, который выгнал поработителей из города, уничтожил все актовые книги с записями повинностей и долгов крестьян и мещан, участвовал в боях под Загальци и Лоевом. В нем насчитывалось 6000 человек. В следующем году Овруч стал сотенным городом Киевского полка.

После Андрусовского перемирия город вновь попало под власть Польши и принадлежал магнату Потоцкому. Шляхта насаждал католицизм, заставляла горожан и крестьян-Украинской принимать чуждую им веру. 1678 в Овруч с Ксаверово переведен иезуитский коллегиум, где прививалось пренебрежение к украинскому народу, языку и культуре.

В этих невыносимых условий жители все чаще поднимались на борьбу против господ. Так,в 1664-1665 гг. они принимали активное участие в народном восстании под руководством Децика. В конце XVII в. крестьяне с. Яскова (на окраине города) и Овруча сожгли имение шляхтича В. Ганского, ранили нескольких его прислужников, а одного убили. Для подавления народных движений в Овруче и его окрестностях прибыли регулярные войска.В 1702-1704 гг. Овручские крестьяне и мещане сражались против польской шляхты в отрядах С. Палия. Особую остроту набрала борьба во время движения гайдамаков в 20-60 гг. XVIII в. Восставшие крестьяне в июне 1720 разгромили Овручский замок, костел и доминиканский монастырь.

После воссоединения Правобережной Украины с Россией Овруч 1794 вошел в состав Изяславского наместничества, а в 1797 году в состав Волынской губернии.

Во время Отечественной войны в сентябре 1812 года в городе размещалось народное ополчение Полтавской губернии, в ноябре сосредоточены части тридцатитысячная ополчения Волынской губернии, в составе которого находилось много ратников из Овруча, участвовавших в заграничном походе 1813.

В дореформенный период в запущенном состоянии находилась медицина. Хотя Овруч и был уездным центром, на весь город действовала больница на 10 коек, основанный в 1820 году. Она находилась в простой крестьянской избе, которая арендуемой. В медицинском учреждении работали 1 врач и 2 фельдшера. Неудивительно, что в городе часто возникали инфекционные заболевания. Так, в 1831 году вспыхнула эпидемия холеры.

На низком уровне находилась образование. До 1773 года в городе существовала иезуитская коллегия, где преподавание велось только на польском языке. После ликвидации ее в 1796 создано трехклассное уездное училище, которое подчинялось Краковской академии и Овручскому базилианскому монастырю. В 1806 году трехклассное уездное училище преобразовано в четырехклассное. 7 сентября 1860 из г.. Полонного Новоград-Волынского уезда в Овруч переведены дворянское училище. Детям бедных слоев населения вступление в него было закрыто.

После отмены крепостного права в городе намечалась тенденция к развитию промышленности, но в 1863 году произошел пожар. Постепенно Овруч отстраивался. Начало приобретать развития ремесленничество, в частности столярное, портниха, сапожничество.

Накануне первой мировой войны город имел неприглядный вид, в нем насчитывалось 24 улицы и переулка и 3 площади, однако ни одного метра их не было вымощены. Поскольку вода в реке Норин малопригодна для питья, имеет много примесей, население пользовалось колодцами, но их количество было недостаточным.

В запущенном состоянии находилась здравоохранение. В 1913 году работало 2 земских и 7 частных врачей. В городе часто вспыхивали эпидемии оспы, тифа и других инфекционных заболеваний. Слабо развивалась народное образование. В Овруче в 1910 году не было ни одного среднего учебного заведения, действовали четыре начальные школы. Существовало три библиотеки, доступ к которым трудящемуся населению был закрыт.

В марте 1920 года, отклонив вторую мирное предложение Советского правительства, войска Польши перешли в наступление в районе Олевска и 6 марта захватили Овруч. Однако закрепиться врагу не удалось. В начале июня, прорвав фронт, Красная Армия начала решительное контрнаступление. 21 июня 1920 части 12-й армии освободили город от интервентов.

22 августа 1941 Овруч захватили немецко-фашистские войска. В октябре-ноябре 1943 года, форсировав Днепр, советские войска начали освобождение Правобережной Украины. В связи с успешным продвижением советских войск оккупанты начали эвакуацию. Соединение А. Н. Сабурова во взаимодействии с партизанской дивизией им. ИДорса (командир С. Ф. Маликов) 16 ноября начали наступление на город. После ожесточенного двадцатичасовой боя утром 17 ноября город и железнодорожный узел были освобождены. Через два дня в Овруч вступили передовые части 13-й армии.

1525 жителей Овруча сражались на фронтах Второй мировой войны, в подполье и в партизанских отрядах против немецко-фашистских захватчиков. 340 человек погибли смертью храбрых.

Перед вами карта Овруча с улицами → Житомирская область, Украина. Изучаем подробную карту г. Овруча с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Овруча на карте

Подробная карта города Овруч с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся ул. Правды и Советская. Город расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема города Овруч с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти улицы Киевская и Щорса.

Возможность проложить маршрут по территории — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и переулки.

Точная спутниковая карта Овруча (Ovruch) с поиском Гугл находится в своей рубрике. Вы можете воспользоваться поиском Яндекс, чтобы показать номер дома на народной схеме города в Житомирской области Украины/мира, в реальном времени. Тут

Город на Украине, Житомирская обл., на р. Норин. Железнодорожный узел. 18,3 тыс. жителей (1991). Приборостроительный, пирофиллитовый заводы; пищевые предприятия, льнообрабатывающий завод. Краеведческий музей. Известен с 977 как Вручий. Церковь… … Большой Энциклопедический словарь

Город в Житомирской области УССР, на р. Норин. Известен с X в. Среди памятников архитектуры церковь Василия (конец XII в., приписывается зодчему Петру Милонегу; реставрирована в 1908 12 архитектором А. В. Щусевым), кирпичный… … Художественная энциклопедия

Город, р.ц., Житомирская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 977 г. как город Вручай. Название от др. русск. врутьць родник, источник. Начальное О возникло позже по фонетическим причинам. Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

ОВРУЧ, город на Украине, Житомирская область (см. ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). Население 21,5 тыс человек (2001). Центр Овручского района. Расположен на реке Норин (в бассейне Припяти). Железнодорожный узел. Развита пищевая (консервная, молочно… … Энциклопедический словарь

Город, центр Овручского района Житомирской области УССР. Расположен на р. Норин (бассейн Припяти). Ж. д. узел (линии на Коростень, Калинковичи, Янов, Белокоровичи). 14,2 тыс. жителей (1974). Заводы: консервный, молочноконсервный,… … Большая советская энциклопедия

Уездный город Волынской губернии, на левом берегу реки Норины, на высотах, окруженных глубокими и крутыми оврагами. Остатки церкви св. Василия, построенной св. равноапостольным князем Владимиром; огромный курган, называемый Олеговой могилой;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (старое назв. Вручий) город, р. ц. Житомирской обл. УССР, на р. Норинь. В 1959 11,5 т. ж. (в 1897 7,4 т. ж., в 1913 11 т. ж., в 1935 7,2 т. ж.). Ж. д. ст. Впервые упоминается в Повести временных лет под 977 (в др. источниках под 946), разрушался… … Советская историческая энциклопедия

- (старое название Вручий), город в западнорусских землях на р. Норинь (Житомирская обл.). Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 977 (в др. источниках под 946). Разрушался татарами в 1240 и 1299. В 1321 захвачен Литвой, с 1569 Польшей.… … Русская история

Овруч - іменник чоловічого роду місто в Україні … Орфографічний словник української мови

Овруч - город, р.ц., Житомирская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 977 г. как город Вручай. Название от др. русск. врутьць родник, источник. Начальное О возникло позже по фонетическим причинам … Топонимический словарь

Книги

  • Спасти и выжить комплект из 4 книг , Буторин А., Зорич А. и др.. Комплект из 4 книг:. 1. "Клин" . 1951-й год. Девятнадцатилетний студент Федор Зарубин едет в украинский городок Овруч, чтобы забрать в Ленинград одинокого двоюродного брата, бывшего…
  • Обязанный победить Комплект из 4 книг , Первушин А., Первушина Е., Буторин А., Зорич А., Степанов А.. Бандероль на комплект из 4 книг:. 1. "Львиное сердце" :. Октябрь 2026 года. В Зоне назревает новый кризис. Через пространственный портал на ее территорию проникла армия неведомых тварей,…

Хотя название Полесье плотно ассоциируется с Белоруссией, не стоит забывать, что около половины этого древнего края осталось за Украиной. Причём украинское Полесье древнее белорусского: если там коренным населением были дреговичи, то здесь - древляне, те самые, которых уничтожила княгиня Ольга. Почти всем здешние города старше тысячи лет: Коростень (945, 915 или даже 705), Житомир (883), Малин (890), Олевск (977), но насколько они стары - настолько и не историчны: даже памятников Российской империи здесь наперечёт. О древлянской столице городе я уже рассказал, теперь же отправимся ещё дальше на север - в городок Овруч (17 тыс. жителей) в чернобыльской зоне заражения, куда древляне перенесли свою столицу после падения Искоростеня, и где сохранилась одна из немногих в Западной Руси домонгольская церковь.

От Коростеня до Овруча всего час пути, а от Житомира - что-то около трёх часов. Дорога ведёт дальше в Мозырь, но сообщение между Украиной и Беларусью не слишком развито, из Житомира прямых рейсов к соседям нет вообще, в Овруче только несколько проходящих из Киева. За Коростенем - уже настоящее Полесье с глухими сосновыми лесами, местами напоминающими если не тайгу, то хотя бы какую-нибудь Тверскую область. Местами кроны почти смыкаются над трассой. И за час пути из Коростеня в Овруч автобус 7 раз пересекает железную дорогу.

Под стать природе и люди, и селения. Деревни становятся совершенно по-русски деревянными, с настоящими бревенчатыми избами... пардон, хатами. Надо видеть лица здешних сельских девушек, их острые, совершенно ведьминские взгляды. Одна из них вполне может оказаться той самой Олесей. Поговорить с селянами мне не довелось, но слышал, что в основном это настоящие полесы, или "тутэйши" ("здешние") - очень странный полународ со своим крайне специфическим диалектом ("полесский микроязык "), в Беларуси они считаются белорусами, на Украине - украинцами, но в равной степени отличается и от тех, и от других. Полесье - из тех регионов, где надо просто побывать, так как самое сильное там - не отдельные виды и памятники, а общая атмосфера.

Вот так выглядит южный въезд в Овруч:

И в принципе, если Вы едете на машине со стороны Житомира (впрочем, россияне чаще сюда заезжают с севера), то углубляться в город не надо - всё самое главное находится здесь же. Слева от въезда - современный Преображенский собор на бывшей Замковой горе:

Справа - Васильевская церковь (1190), видимая отсюда часть которой, впрочем, новодел работы Щусева:

Автовокзал же находится буквально на другом конце Овруча, а Овруч оказывается на удивление немаленьким городком. Нет, конечно 17 тысяч - не так уж и много, но всё же больше, чем 5 тысяч, а "на глаз" Овруч кажется крупнее, чем по статистике. В общем, пешком от автовокзала до церкви идти около получаса. Рядом с автовокзалом - ЖД-вокзал на линии Коростень-Мозырь:

Обратите внимание на памятник: как и в белорусском Полесье, и на российской Брянщине, к партизанам здесь относятся с почти мистическим трепетом. Напротив вокзала - весьма живописный завод:

В основном же Овруч невероятно уныл - бесконечный деревянный частный сектор, где глазу просто не за что зацепиться. Типичный овручский дом:

Из советской архитектуры выделяется четыре прото-хрущовки (такие активно строились во многих городах УССР накануне войны):

Местный костёл:

У перекрестка улицы, ведущей к вокзалу, с главной улице - парк с фигурами:

А в парке самый мрачный мемориал - Колокол Чернобыля:

Овруч, как и большая часть Полесья, попал в зону заражения Чернобыльской катастрофы. Насколько я понимаю, из городов сильнее пострадали только непосредственно Чернобыль и Припять, которые были расселены. Овруч оказался где-то на краю, то есть расселению не подлежал, но... Если судить по очереди в автобусную кассу, удостоверение "чернобыльца" здесь есть примерно у каждого десятого. К памятнику ведёт аллея камней, поставленных в память о расселенных деревнях:

На главной улице чудом сохранились какие-то фрагменты Старого города, видимо разрушенного войной. Отдельные уездные домики и сталинская довоенка:

Городская администрация. Есть и районная, занимающая 4-этажный параллелепипед:

Вообще, атмосфера нищего, почти лишенного архитектурных красот, обескровленного войной и зараженного радиацией Украинского Полесья мне показалась исключительно мрачной, особенно в сумрачном ноябре, и вот такие детали здесь действительно ценишь:

Выходим к центру. Самый капитальный уездный дом вероятно был старой управой. К нему примыкают местный дом связи (почта, телеком и т.д.) и гостиница, за которыми уже упомянутая райадминистрация:

Напротив дом культуры, по украинской традиции ставший домом торговли:

А чуть сойдёшь с главной улицы - пейзаж уже такой:

Довольно капитальное общественное здание (универмаг?):

И улица приводит на площадь:

На другом конце которой и стоит Васильевская церковь:

Скорее всего, в город Вручей древляне перенесли свою столицу после падения Искоростеня. Достоверно он известен с 977 года, когда под его стенами во время войны с братом Ярополком погиб князь Олег Святославович, внук Ольги, похороненный здесь под курганом, но по христианскому обряду. Овручское удельное княжество было довольно сильным государством, участвовавшем во всеобщей борьбе за Киев, которому формально подчинялось. Была у Овруча даже своя ремесленная специализация - производство пряслиц из розового шиферного камня , единственное месторождение которого находится неподалёку: они шли на экспорт по всей Руси, лучшие образцы находят в раскопках Крыма и Волжской Болгари, многие отмечены автографами владельцев, что указывает на ценность.

Но затем княжество уничтожили монголы, а его остатки постепенно поглотило сначала Смоленское княжество, а затем Литовская Русь. Церковь здесь известна с 997 года, а в камне ее отстроил в 1180-е годы князь Рюрик Ростиславович, при котором Овруч достиг расцвета:

При литвинцах центр Овруча сместился на несколько сотен метров туда, где сейчас стоит Преображенский собор. Церковь же, как и подавляющее большинство домонгольских храмов Западной Руси, постепенно ветшала, передавалась то одни, то другим, разрушалась, и лишь каким-то чудом, в отличие от 95% западнорусских церквей, пусть и в виде бесформенной руины, но простояла до начала ХХ века, когда в столицах оживился интерес к древнерусскому зодчеству и её взялись реставрировать:

Васильевской церкви повезло - её реставрацией занялся сам Алексей Щусев, и восстановил храм настолько удачно, что был удостоен звания академика архитектуры. Правда, сейчас принято считать, что на самом деле Васильевская церковь выглядела немного не так, но рисунков того, как должно быть, я так и не нашёл, а работа Щусева выглядит действительно красиво и убедительно, хотя приглядевшись, конечно, можно понять, что верхняя часть церкви - стопроцентный модерн.

Сохранил Щусев и кое-какие изначальные особенности: так, кирпичная кладка здесь инкрустирована валунами, как в , а на фасаде особенно эффектны две лестничные башни. Вообще, эта деталь в принципе характерна для домонгольских церквей: небольшие, лёгкие и очень высокие храмы не позволяли сделать лестницу в основном помещении или внутри стены, поэтому к ним пристраивались специальные башни - но только у Овручской церкви этих башен две.
Убранство церкви - начала ХХ века, причём среди расписывавших её художников был Петров-Водкин:

К началу ХХ века относится и тончайшее тиснение, а вот часть икон - ещё 16 века, относятся к новгородской школе, и попали сюда при реставрации из церкви Спаса-на-Нередице, позднее разрушенной в войну.

Перед входом в церковь - памятник "защитнику православной веры" Макарию (Токаревскому), уроженцу Овруча, архимандриту, в 1678 году во время турецкого набега возглавившего оборону собора в Каневе и четвертованному турками.

За церковью - женский монастырь, построенный в те же 1906-10 годах в новгородском стиле, столь модном в начале ХХ века именно при обустройстве женских обителей. На освящение возрождённой церкви в 1911 году приезжал сам Николай II.

Монастырь небольшой, монашки очень доброжелательные. Я попал ещё и на службу, после которой монахини и прихожане перетаскивали в зимнюю церковь корзины и мешки с едой. Мне предложили помочь, как предложили бы любому мужчине в храме, и я помог, попросив разрешения сделать несколько фотографий в церкви. Тот редкий случай, когда церковная жизнь оставляет впечатление "общего дела", а не механического обряда.

За монастырём - неприметный памятник жертвам фашистской оккупации. В списке фамилий больше всего ужасает то, что перечисляются целые семьи.

Бросив последний взгляд на Преображенский собор на Замковой горе, я отправился обратно к автовокзалу. В принципе на осмотр города хватит полутора часов, а автобусы делают остановку и на центральной площади.

А вот для сравнения столь же древний городок , который я бы назвал сердцем Белорусского Полесья.

ВОЛЫНЬ-2011
. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Тот самый Бердичев.
Ровенская и Тернопольская области .
Волынская область .
Сокальщина .
Немного Галиции .

В Веприн я езжу на автомобиле. Семь верст не крюк, а мобильности и удобства передвижения на месте десятикратно. Присутствие таможен и не всегда корректное отношение работников госавтоинспекции к «чужим» номерам заставили искать не кратчайший, а максимально доброжелательный маршрут. Пробы и ошибки привели к дороге через Смоленск и Белоруссию с въездом на Украину недалеко от Коростеня.

Овруч – первый город, в который я попадаю после пересечения границы. Овруч (Вручий) – один из древнейших городов Северной Украины - расположен на берегу реки Норынь, на холмах, окруженных глубокими и крутыми оврагами. Впервые упоминается в "Повести временных лет" в 977 году как «Град Вручий». Жили здесь во времена оные древляне. И поныне в городе сохранились остатки крепости X столетия с валами и рвами. А краеведы заявляют, что поликлиника расположена на месте царской тюрьмы, а современный парк – не что иное, как бывшее кладбище. Сегодня это небольшой районный центр с населением в 16 с половиной тысяч человек.

Храм во имя Святого Василия

Овруч расположен на Словечанско-Овручском кряже, расположенном почти на границе Украины и Белоруссии, и представляющим собой высотную гряду длиной 60 км и шириной от 5 км на востоке до 14-20 км на западе. Со всех сторон кряж окружен низовыми равнинами – Полесскими болотами. Южные склоны кряжа крутые, северные – отлогие. Много оврагов, глубина их достигает 20-25 м. Территория Словечанско-Овручского кряжа богата памятниками археологии: на берегах речек Уборти (10 км на запад от кряжа) и Норыни обнаружены стоянки мезолитных охотников на северного оленя, поселения шнуровой культуры бронзового века. Следы неолитических поселений и могильники V – IV тысячелетий до н.э. обнаружены на Замковой горе в Овруче, там же найдены артефакты времени бронзы (II тысячелетие до н.э.).

Главная достопримечательность Овруча – по крайней мере для меня - Васильевская церковь – настоящая старушка, ей уже тысяча лет. Она представляла житомирщину на конкурсе «100 чудес Украины». Сам князь Владимир обратил местных жителей в христианскую веру, а на месте языческого идола, как предполагают историки, был заложен фундамент деревянной церкви, простоявшей 100 лет до постройки каменного храма. Стены храма толстые, с вкраплениями кусков кварцитов – огнестойких материалов. В годы сталинских репрессий церковь хотели разрушить, спасло ее только имя архитектора-реставратора Алексея Щусева, который был автором мавзолея Ленина.

Стены храма

Из истории города Овруч.

Люди селились на этом месте с незапамятных времен. В Х веке Овруч уже был городом – считается, что именно он заменил сожженную княгиней Ольгой в 945 н.э. (по другим данным в 946 году) древлянскую столицу Искоростень. Итак:

945 (946) год. Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря, предав огню их столицу: "городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань", вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в городе Вручий (Овруч). Овруч расположен в 45 километрах от сожженного Искоростеня (Коростеня).

969 год. Умирает княгиня Ольга.

970 год. Сын Ольги, Святослав, отправляясь в поход на Болгарское царство, распределяет земли среди своих сыновей. В Киеве был оставлен Ярополк, в Овруче - средний сын Олег, а Владимиру отходит Новгород.

972 год. Погибает Святослав.

975 год. «Повесть временных лет» рассказывает, что Олег в 975 году убил Люта, сына воеводы Свенельда, служившего Ярополку, охотившегося в его лесу. Свенельд, командовавший войсками Ярополка, якобы решил отомстить за смерть сына.

977 год. Ярополк с дружиной выступают против Олега, разбивают его. Олег, отступая в город, упал с моста в ров и был задавлен падающими вниз людьми. Когда тело Олега принесли Ярополку, он стал оплакивать брата и высказал Свенельду: "Смотри, ты этого хотел". Князь Олег Святославич был погребен «на месте» у Овруча в могиле-кургане.

997 год. Великий князь Владимир посетил Овруч и заложил там деревянную церковь во имя святого Василия Великого, именем которого он был назван при крещении (по другим источникам в 989 году). Церковь эта называлась Васильевская Златоверхая, так как крыша её была вызолочена, а построена она по преданию на месте разрушенного идольского капища.

1044 год. Летопись рассказывает, что князь Ярослав, скорбевший о том, что его дядя Олег умер в язычестве, приказал выкопать его кости, совершить над ними обряд крещения и похоронить наряду с христианскими князьями в Десятинной церкви в Киеве (придельная Владимирская церковь Киево-Софийского собора).

1136 год. Последнее упоминание древлян в летописях Киевской Руси: киевский князь Ярополк отдал всю их территорию во владения Десятинной церкви.

1181 год. Рюрик Ростиславич вместе со Святославом и Ярославом Всеволодовичами и Игорем Святославичем и половецкими войсками во главе с Кончаком и Кобяком захватили Киев. Было установлено соправительство над киевскими землями: Святослав Всеволодович сидел в Киеве, а Рюрик управлял Белгородом, Овручем и Вышгородом.

1190 год. Рюрик приказывает возвести на месте деревянной церкви каменный храм. Считается, что построен он был зодчим Петром Милонгом.

1199 год. Роман Мстиславич Волынский приглашён киевлянами и Чёрными Клобуками на княжение. Он захватил своего дядю Рюрика Ростиславича в Овруче и постриг его в монахи.

1203 год. Рюрик захватывает Киев, но возвращается в Овруч. Роман осадил его здесь и принудил отказаться от старшинства в пользу Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.

1240 год . Батый опустошает Овруч, замок разрушен.

1321 год. Литовский князь Гедемин до основания разрушает храм Святого Василия.

1362 год. Овруч вместе с другими южнорусскими землями вошёл в состав Великого княжества Литовского.

1399 год. Крымский хан Эдыгей, разгромив литовского князя Витовта, разрушил Овруч.

1471 год. После окончательной ликвидации Киевского удела, Овруч стал центром староства в составе польско-литовского государства.

1545 год. В Овруче восемь церквей: Ильинская, Иоакимо-Аннинская, Никольская, Пятницкая, Михайловская, Васильевская, Козьмодамианская, Воскресенская и три монастыря: Пречистенский, Спасский и Пустынский.

1605 год. В знатной семье Токаревских в Овруче родился сын, нареченный Макарий, будущий Святой Макарий Пинский Преподобномученик Каневский.

1648 год. Казацкий полковник И. Голота овладел Овручем, и до окончания русско-польской войны (1667 г.) он оставался сотенным городом Киевского полка.

1671 год. После 10 лет непрерывной борьбы с униатами и монахами-доминиканцами архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую лавру

1720 год. В Овруче существовали замок, костел и доминиканский монастырь.

1773 год. Овручский староста Ян Стецкий построил на месте замка дворец в стиле классицизма по проекту польского архитектора Мерлини. Сейчас – школа-интернат.

1793 год. Присоединение украинских земель к Российской империи.

1797 год. Овруч стал уездным городом новообразовавшейся Волынской губернии.

1840 год. На территории Волынской губернии отменены польско-литовский статут и Магдебургское право.

1846 год. По словам исследователя Вербицкого, курган у Овруча, считающийся могилой князя Олега, раскопан в 1846 году по распоряжению Киевской Археологической Комиссии - найдено несколько стрел и каменных молотков.

27 апреля 1865 года. В Овруче родился Владимир Германович Тан-Богораз, революционер, публицист, ученый, писатель, один из последних руководителей «Народной Воли» на территории России (1885-1886), политссыльный.

1897 год. В Овруче 3445 евреев (при общем населении 7393 человека).

1908-1909 гг.. Архитектор А. Щусев составил проект реставрации, после реализации которого Васильевской церкви был возвращен первозданный вид. Неподалеку восстановлены сооружения Васильевского монастыря.

Во время гражданской войны город 15 раз переходил из рук в руки.

1920 год. Установление советской власти.

1923 год. Создан Овручский район в северо-восточной части Житомирской области, Овруч становится районным центром.

1937 год. По распоряжению Кагановича варварски взорван Спасо-Преображенский собор.

1993 год. Белокаменный Преображенский кафедральный собор отстроен на месте разрушенного в советские времена храма. В XVII веке здесь находился иезуитский костел, который затем стал униатским, а в XIX в. был перестроен в православный храм.

Еще «из интересного»:

  • На севере Житомирской области в Овручском районе сохранился так называемый Овручский язык, который корнями своими связан с языком Киевской Руси. В Киевском университете культуры создан хор, исполняющий песни на овручском языке.
  • Ян Налепка – Герой Советского Союза и Национальный герой Чехословакии, командир словацкого партизанского отряда – скончался от ранений, полученных при освобождении Овруча.
  • Герб Овруча, изображающий в красном поле Архангела Михаила с мечом и весами в руках, стоящего в облаке, был дарован Овручу польским королем Владиславом IV по привилегии 1641 г. В том же виде, но с прибавлением российской символики (двуглавого орла) он вошел в отечественную геральдику.