Испания

Архитектор собора во флоренции. Купол собора санта-мария дель фьоре, флоренция. Исторические предпосылки строительства

Общий размер фрески Собора Санта Мария дель Фьоре — половина футбольного поля!

Мы уже рассказывали о том, как архитектор Филиппо Брунеллески создал уникальный купол во Флоренции, причем этот купол и поныне остается самым большим кирпичным куполом в мире. Но кто же расписал внутреннюю поверхность этого купола такими необычными фресками?
Фрески внутри гигантского купола создал все тот же флорентийский художник и архитектор Джорджо Вазари, который по заказу Козимо I Медичи спроектировал и построил уникальный , тянущийся над площадями и улицами, а также над мостом с одного береги реки Арно на другой и соединяющий два дворца – Палаццо Веккьо на площади Сеньории и Палаццо Питти.
Сразу же после сооружения коридора в 1565 году Вазари получает от Козимо I Медичи заказ на роспись купола, которую выполняет, начиная с 1572 года, но не успевает завершить работу, которую после кончины Вазари (1574) завершает Федерико Цукарро.
Общая площадь фрески на куполе около 3 600 кв. метров, а это половина футбольного поля. Сюжетом стал Страшный суд.


Дьявол, пожирающий грешников, — явное влияние Босха. Источник http://24.media.tumblr.com/

Здесь надо напомнить, что задолго до времени Козимо Медичи и Джорджо Вазари великий флорентиец Данте Алигьери подробно и ярко описал картины Ада в первой части «Божественной комедии», причем Данте и его главную книгу настолько почитали во Флоренции, что сам он изображен на огромной картине, занимающей почетное место в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, и на этой же картине изображены Флоренция, а также «три царства», описанные Данте, то есть Ад, Чистилище и Рай. Разумеется, фрески Вазари должны были развивать те представления, которые связаны с книгой Данте. Кроме того, во Флоренции были знакомы и с картинами Страшного Суда, созданными Босхом, и эти картины куда ужаснее, чем рассказы Данте. Свои «Страшные суды» писали Джотто (второй архитектор Собора, построивший кампаниллу и похороненный в Санта-Мария-дель-Фьоре), Боттичелли и Микеланджело. Таким был контекст, который учитывал Вазари.


Центральная фреска купола. Восточная часть фрески (над алтарем напротив входа). В центре третьего яруса — Иисус, Богоматерь, вокруг Святые. Четко видны все пять рядов фрески. Источник http://st.depositphotos.com/

Тем не менее, ему удалось создать нечто, поразившее современников и шокирующее туристов. Дело в том, что Вазари написал фрески в духе лучших традиций Возрождения, то есть его грешники, принимающие Адские муки, и даже их мучители выглядят если не реалистично, то уж во всяком случае, очень похожи на персонажей античных мифов, какими те предстают на полотнах флорентийских художников. Получается своего рода эстетская иллюстрация того, что происходит в Аду, причем убеждающая в достоверности изображенных событий. К тому же в некоторых грешниках можно узнать кое-кого из современников Вазари, причем страдают они в соответствие с земными грехами, о которых судачили в ту пору флорентийцы.
Один из таких шокирующих фрагментов – это изображение сцены наказания развратницы и мужеложца. Некий персонаж, похожий на черта, огнем на длинном черенке прижигает блуднице интимное место, а другой хвостатый слуга Сатаны прижигает стороннику однополой любви то место пониже спины, которое и связано с его грехом.



Все фрески поделены на 5 рядов, или ярусов, каждый из которых состоит из 8-ми эпизодов (что предопределено восьмигранной формой купола). В нижнем ряду как раз изображены грехи, грешники и их наказание в Аду. Второй снизу ряд заполнен, по контрасту, изображениями Добродетелей, Заповедей Блаженства и Даров Святого Духа. Третий ряд – композиционный центр всей росписи купола – отдан изображениям Христа, Богородицы и Святых. Четвертый снизу ряд, расположенный уже вблизи отверстия в центре купола, занимают Ангелы с орудиями Страстей Христовых (это чаша, в которой Пилат умыл руки, передав судьбу Иисуса в распоряжение его мучителям; 30 сребренников, полученных Иудой; столб, к которому был привязан Иисус во время бичевания; терновый венец; крест, на котором Иисус был распят; гвозди, пронзившие плоть Сына Божия; копье, которым римский легионер Лонгин добил Иисуса, прекратив его мучения; грааль, в данном случае представляющий чашу, в которую была собрана кровь Иисуса; лестницу, которую использовали при снятии тела Иисуса с креста; плащаницу, в которую было укутано мертвое тело и на которой отпечатались следы; а также другие орудия Страстей Христовых). Наконец, в самом верхнем ряду, который является и самым малым по размеру, поскольку примыкает к просвету в вершине купола, расположены Старцы Апокалипсиса, о которых в Книге Откровения, пророчествующей о Страшном Суде, сказано так: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». Поскольку секторов купола всего восемь, и в верхнем ярусе они достаточно тесные, то Вазари изображает старцев по трое, причем один из каждой тройки на переднем плане, а двое как бы выглядывают из-за левого и правого плеча центральной фигуры.
После кончины Вазари и Козимо I, новый правитель Флоренции Франческо I пригласил для завершения внутренней росписи купола художника Федерико Цукарро, и тот во исполнение воли властелина в третьем ярусе, восточную часть которого (над алтарем и напротив входа) занимают Иисус и Богородица, а соседние сектора – Святые, изобразил еще и «искупленных», то есть тех, кто способствовал процветанию Флоренции и возведению Собора и тем самым, как провозглашалось, искупил грехи, что позволяет попасть сразу в Рай, минуя Чистилище. Причем чувство меры уже совершенно отказало и самому Франческо I, и художнику Цукарро, который изобразил среди «искупленных» Медичи, Императора, короля Франции, Вазари и других художников, а также самого себя и даже своих родных и друзей.
Фрески купола Санта-Мария-дель-Фьоре с момента своего создания и до наших дней вызывают множество споров. Кто-то говорит, что это откровенный политический заказ, а потому не может считаться шедевром и памятником. Другие возражают, что роспись любого крупного храма делалась на заказ, и что фрески Вазари и Цукарро как раз и выражают своеобразный дух того Позднего Возрождения, которое голландский исследователь Хейзинга остроумно и точно назвал «Осенью Средневековья». Как бы то ни было, а внутренняя роспись купола была отреставрирована в 1978-1994 годах, причем на это было потрачено 11 млрд лир, хотя и это вызывало возмущение и протесты некоторых флорентийцев.

В декабрьском низком небе
громада яйца, снесенного Брунеллески,
вызывает слезу в зрачке,
наторевшем в блеске куполов…

И.Бродский


С обор Санта-Мария-дель-Фьоре — флорентийский кафедральный собор.
Это самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Находится в самом сердце города на соборной площади.

В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).

На месте, где теперь стоит Собор, вначале было древнеримское строение. В 4-5 веках здесь построили церковь Санта-Репарата (Santa-Reparata). В конце 13 века вокруг старой церкви начали строить Собор. Через 80 лет после начала строительства Собора церковь внутри снесли. Но до сих пор в подвальном помещении Собора сохранились остатки церкви Санта-Репарата.

Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора впечатляют:
длина — 153 метра
ширина в трансепте — 90 метров.

Фонарь сверху на куполе высотой с 5 этажный дом. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

Колокольня (башня Кампанила Джотто) немного ниже купола собора. На нее можно подняться. Кампанила Джотто получила свое название в честь зодчего, которого пригласили на должность главного архитектора. Увы он ее не достроил, достраивали другие.

Мы брали экскурсовода. Они в Италии дорогие, но того стоило (3 часа 150 евро). Она сказала, что скульптору (не помню фамилию) поставили конкретную задачу кто должен быть в нишах, но остались пустые места и кого именно туда ваять решао он сам. И он поставил туда скульптуру человека которого знал весь город - скандального дядьки, который ходил, мешался под ногами, вечно спорил и всем надоел. Но зато его знала каждая собака. Так башня стала как бы ближе к народу. Ниже как раз этот дядька. Как я понял его имени уже никто не помнит. Возожно это просто легенда, но интересная)))

На вершине башни установлено 7 колоколов, самый большой из которых имеет 2 метра в диаметре. Первый ярус колокольни украшают статуи, установленные в XV веке.

Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV—V века) было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

Очередь в Собор.

Нынешний фасад был перестроен в 19 веке, стал более богатым. Финансировал строительство в том числе и Демидоff . За его огромный вклад на фасаде имеется его герб, причем на самом почетном месте - первым справа от главного входа в Собор. Обратите внимание на герб!

В 1872 году царь позволил Павлу Павловичу носить в России иностранные ордена и титул князя Сан-Донато, доставшийся ему по наследству от дяди Анатолия. В 1877 году Высочайше был утвержден герб князей Сан-Донато, на котором соединились флорентийская лилия и уральский молот! Именно этот герб, под которым помещена надпись "Paolo Demidoff", и украшает собор.

Кстати, Демидов построил во Флоренции много... и школу и больницу и дома для сирот, даже русскую православную церковь. Русские священнослужители долго не давали разрешение на строительство, но Демидлов умел убеждать... но о нем вообще стоит написать отдельный пост.

Некоторые стены просто черные или темные. так темнеет мрамор, который как губка впитывает в себя гарь от печей и автомобильные выхлопы. раньше мимо собора проходил городской автобус, теперь его уже убрали. Мрамор периодически пытаются отмыть или снять слой но это процесс не бесконечный.

Когда он был белоснежным собор был вообще сногсшибательным...

Кампанила Джотто. В ходе строительства проектная высота этой башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров (у нас в Питере все обычно наоборот))))) Но башня все рано впечатляет. С вершины открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.

Туристы вокруг ходят толпами))))

Купол построили в первой половине 15 века. В конкурсе на лучший проект победил Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi, Brunellesco). Брунеллески придумал особую конструкцию, благодаря которой стали возможными гигантские размеры купола: напомню, его высота - 107 метров (91 метр - высота самого купола и 16 метров - высота построенного позже фонаря), диаметр барабана, на который купол опирается - 45,5 метров. Собор был освящен только после постройки купола.

Самое удивительное, что этот купол построен из кирпича (как купол Пантеона в Риме). Он состоит как бы из двух куполов, двух оболочек. Кирпичи положены специальным образом, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего.

Макушки)))

Баптистерий Сан-Джованни был в лесах. Там крестили младенцев. Раз в год... но о нем напишу подробный отдельный пост и о знаменитых воротах.

Вечером собор не менее прекрасен.

Фасад ночью словно светится изнутри...

Так выглядит собор с улицы на которой мы жили.

Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре является одной из главных Это целый архитектурный ансамбль, в который входит баптистерий (крестильня) и кампанила (колокольня). Последняя служит и ориентиром заблудившемуся туристу, поскольку она возвышается на девяносто метров. А ярко-красный купол Санта-Марии-дель-Фьоре является визитной карточкой столицы Тосканы. Кстати, о названии. Церквей, посвященных Богоматери, во Флоренции несколько. Совсем недалеко от вокзала располагается Санта-Мария-Новелла. Она похожа на инкрустированную шкатулку своим черно-белым фасадом. Но некогда она навевала на флорентийцев ужас, поскольку была церковью доминиканцев и инквизиции. А вот «Мадонна-в-Цветах» была для горожан местом собраний, символом величия Флоренции. Это или, как принято называть в Италии, Дуомо. В этой статье мы дадим наиболее полную информацию об этом храме.

Исторические предпосылки строительства

Это был конец тринадцатого столетия, когда после поражения гибеллинов власть папы римского упрочилась. И чтобы показать торжество католической церкви над «патаренской (альбигойской) ересью», стали возводиться огромные соборы. Они должны были возвышаться над всем городом как символ доминирования папской власти. К тому же не следует забывать о феодальной раздробленности, которую тогда переживала Италия. Дуомо Флоренции должен был «утереть нос» таким давним соперникам города, как Пиза и Сиена. Город также нуждался в таком храме, который был бы способен вместить все население. А огромная по тем временам Флоренция превосходила по числу жителей Лондон. Тридцать тысяч человек - вот какова вместимость кафедрального собора столицы Тосканы. Это по задумке архитекторов должен был быть крытый форум, где могли собраться все горожане христианского вероисповедания от мала до велика. Конечно, суммы постройка требовала астрономической. Но Флоренция тринадцатого веков переживала расцвет. Красильни шерсти и торговля приносили стабильный доход городу. А потому деньги на строительство были.

История Дуомо

Местом для возведения кафедрального собора была выбрана уже обветшалая за несколько веков церковь Святой Репараты. Решение о сносе построенного в четвертом столетии храма было принято в 1289 году. Как это принято и сейчас, был объявлен конкурс, но тендер выиграла флорентийская гильдия искусств, которая и поручила своему члену, зодчему Арнольфо ди Камбио, разработать проект. В заказе уточнялось, что Дуомо (Флоренция) должен стать большим по размерам и богаче украшенным, чем кафедральные соборы Сиены и Пизы. Первый камень в строительство был заложен папским легатом кардиналом Пьетро Валериано Дурагуерра в сентябре 1296 года. Арнольфо ди Камбио лично руководил работами. Но после смерти мастера в 1302 году строительство остановилось на целых двадцать восемь лет. Вероятно, сказалась нехватка средств на осуществление такого масштабного проекта. Но тут в строительство вмешались силы небесные. В цоколе Санта-Репарата были «чудесным образом обретены» мощи Зиновия Флорентийского. Новость о чуде была доведена до ушей христианского народа проповедниками, и дары благочестивых паломников помогли продолжить строительство.

Планировка собора

По проекту Арнольфо ди Камбио, эта постройка должна быть выполнена в форме Однонефная Санта-Репарата была дополнена еще двумя нефами по бокам. На конце их был задуман купол восьмиугольной формы. Полукруглая апсида и два боковых трансепта завершали планировку Дуомо. Флоренция в 1330 году назначила главным архитектором Джотто - самого модного и высокооплачиваемого мастера того времени. Но амбициозный зодчий вместо того, чтобы продолжать дело своего предшественника, занялся возведением колокольни. Джотто умер в 1337 году, когда был построен только первый ярус кампаниллы. А в 1347 году во Флоренцию пришла черная чума, и всем стало не до кафедрального собора. После окончания эпидемии работы возобновились. За без малого семьдесят лет строительства сменилось шесть главных архитекторов. Ими были Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, д’Амброджо Джованни, Нери ди Фьораванте и Андреа Орканья.

Купол Дуомо (Флоренция)

К 1418 году стены были завершены. Оставалось только возложить на них купол. Но тут возникли сложности инженерного характера. Площадь предполагаемого купола была настолько обширной, что зодчие опасались, как бы он не рухнул. К тому же было непонятно, как доставлять строительные материалы на высоту свыше девяносто метров. Работы были прерваны на сорок лет. Флорентийский совет объявил очередной конкурс. Построить купол взялся Филиппо Бруннелески. Для стабилизации конструкции гениальный инженер установил на восьмигранном основании двадцать четыре вертикальных ребра и шесть горизонтальных колец. Такой каркас уже свыше половины тысячелетия удерживает тридцатисемитонный купол Санта-Марии-дель-Фьоре. Всё в нем рассчитано до мелочей. Даже лантерна (фонарная башенка) является не просто архитектурным украшением. Она добавляет нагрузку на барабан постройки, делает купол более устойчивым.

Параметры собора

Еще до того как купол Бруннелески был достроен, флорентийский Дуомо освятили. Это произошло в 1436 году. Для этой церемонии во Флоренцию прибыл сам римский понтифик, Евгений Четвертый. Это придало Санта-Марии-дель-Фьоре дополнительный вес в глазах мирян и клира. Величественная постройка поражает размерами. Общая площадь кафедрального собора составляет 8300 кв.м. Храм простирается на сто пятьдесят три метра в длину и на 90 м в ширину. Вместе с тем храм не производит впечатления массивного, давящего. Благодаря мастерству зодчих он как бы парит. Стены возвышаются на сорок пять метров. Их венчает купол диаметром в 42 м. Общая высота храма (от подножия до креста на верхушке) - сто четырнадцать метров. Но трудно поверить, что собор был полностью закончен лишь в 1887 году.

Внешняя отделка

Да-да, прекрасный фасад, прославивший Дуомо (Флоренция), является не произведением мастеров треченто или ренессансного квадроченто. Дело в том, что в шестнадцатом веке разыгрался настоящий строительный скандал. Многочисленные чиновники из магистрата пытались нагреть руки на тендерах. В результате Франциск I, великий герцог, приказал остановить работы по украшению фасада. Лишь в 1876 году за дело разрешили взяться зодчему и скульптору Эмилио де Фабрису. Он и придумал эту игру цветного мрамора, по палитре напоминающую итальянский флаг. Дизайнер использовал камень из Прато (зеленый), Мареммы (розовый) и Каррары (белый). Такая полихромная отделка выделяет собор. Над можно увидеть фрески, отражающие земную жизнь Девы Марии. Центральный вход украшает статуя Богоматери с младенцем Христом на руках. Барельеф окружают двенадцать апостолов. Сверху расположена ажурная готическая розетта. Рядом с ней видны медальоны с изображениями видных деятелей Флоренции.

Интерьер

Дуомо внутри не менее роскошный, чем снаружи. Но есть и определенный контраст между кружевной вязью внешнего декора и лаконичностью убранства интерьера. Об этом позаботился в свое время доминиканский проповедник Саванарола, упрекавший флоренийцев в том, что они больше думают о внешнем лоске, чем о духовной составляющей религии. Но до фресок пятнадцатого столетия, расположенных на своде собора, местные пуритане так и не добрались (на радость потомкам). Эти картины изображают известных флорентийцев - Данте Алигьери, Джотто, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и других. Главной католической святыней храма, привлекающей сейчас не столько паломников, сколько туристов, являются мощи Зиновия Флорентийского, которые, как мы помним, дали стимул к дальнейшему строительству Дуомо. Еще одно украшение собора - часы, разработанные в 1443 году Паоло Уччело. Стрелки этого хронометра движутся в обратном направлении, отмеряя время, оставшееся до Страшного Суда.

Витражи

Нельзя обойти вниманием прекрасные Сорок четыре витража украшают трансепты и арки нефов собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их можно рассматривать часами. Самые верхние витражи - в куполе - иллюстрируют деяния Христа и жизнь Мадонны. А нижние картины посвящены пророкам Ветхого и святым Нового Завета. Сам купол, первоначально белый (Бруннелески полагал, что его детище является настолько прекрасным, что в дополнительном декоре не нуждается), был в конце шестнадцатого века расписан художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Эта эпическая фреска изображает загробную жизнь. Нижний ярус - это грешники ада, которым недоступно покаяние. Вместе с Антихристом они будут мучиться вечно. Выше изображены души в Чистилище. А совсем вверху, у свода купола, в сонме ангелов небесных можно увидеть Иисуса Христа, Деву Марию, фигуры Апокалипсиса и святых.

Архитектурный комплекс

Дуомо (Флоренция) включает в себя не одну церковь Санта-Мария-дель-Фьоре, а несколько строений. Баптистерий, названный в честь Иоанна Крестителя, намного древнее, чем кафедральный собор. Он существовал еще во времена маленькой церквушки Санта-Репарата (4 столетие), а современный вид принял в двенадцатом веке. Рядом с пятым по величине собором в мире возвышается колокольня. Ее фундамент был заложен еще главным зодчим собора Арнольфо ди Камбио. Проект был разработан Джотто. Он же возвел и первый ярус этой восьмидесятипятиметровой кампанилы. Далее его проект воплощал в жизнь Андреа Пизано, а довершил творение Франческо Таленти. Как и кафедральный собор, колокольня облицована тремя видами ценного мрамора. Сейчас всякий может подняться на смотровую площадку на вершине колокольни. С нее открывается умопомрачительный вид на Флоренцию и окрестные холмы. Кстати, похожая площадка есть и на куполе собора.

Музей

Есть еще одно строение в комплексе Дуомо. Это музей. Это здание, хоть и светское, тоже очень примечательно. Ведь в нем располагалась мастерская Бруннелески. В 1891 году в этом здании открылся музей, который непременно нужно посетить. Ведь собор Дуомо во Флоренции постоянно обновлялся. Старые части, представляющие огромную историческую и культурную ценность, переносились в музей. Там можно увидеть не только хоры, которые служили певчим пятнадцатого века, но и многое из внутреннего убранства церкви, баптистерия и колокольни. Настоящей жемчужиной экспозиции являются макеты и чертежи купола, созданные самим Филиппо Бруннелески. Заслуживает внимание также коллекция скульптур, некогда украшавших фасад и интерьеры храма. Среди них выделяется незавершенная работа Микеланджело - «Мадонна, оплакивающая Христа» (Пьетта).

Храм-музей

Пройти в Дуомо и полюбоваться фресками и витражами может каждый желающий. Вход в церковь абсолютно бесплатный. Не пугайтесь очереди у главных ворот, она движется очень быстро. Но чтобы взглянуть на купол вблизи, а также подняться на смотровую площадку или спуститься в крипту, где представлены остатки древней церкви Санта-Репарата, нужно заплатить денег. Если вы намерены детально ознакомиться с архитектурным комплексом Дуомо, лучше купить единый (комплексный) билет.

Стоимость посещения и часы работы

Собор Дуомо открыт каждый день. Но время, когда туристам можно попасть внутрь, меняется в зависимости от дней недели. С понедельника по среду храм открыт с пол-одиннадцатого до пяти. По четвергам и пятницам он закрывается в половине четвертого, по субботам - в 16:45. В воскресенье Санта-Мария-дель-Фьоре открывается только с половины второго и работает до шести. Вход на смотровую площадку и в музей доступен с 10:30 до семи ежедневно, лишь в субботу туда пускают до 16:40. Скрипту с руинами Санта-Репараты можно посмотреть за скромную плату в три евро. Подъем к куполу или на обзорную площадку колокольни стоит 6 Є. Лучше купить единый билет. Он стоит немало - тридцать евро. Но он действует целые сутки после первого контроля и открывает двери в музей, баптистерий, на смотровые площадки кампанилы и купола, крипту, а также на кладбище неподалеку.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая узнаваемая достопримечательность города. Великолепно декорированный, яркий образец готического искусства Италии, является своего рода символом Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.

Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.

История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре

По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.

Собор построен на месте, где раньше располагался древнеримский храм, а после него — церковь Санта-Репарата.

Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.

Колокольня архитектора Джотто

После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.

Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.

Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.

В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.

Для посещения смотровой площадки купола желающим нужно преодолеть 463 ступеньки. Вход с северной стороны собора.

Однако строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.

Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.

Фасад

Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.

По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!

Центральный вход

Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.

На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.

Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.

Интерьер

Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.

Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.

В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.

На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.

А наверху, под куполом собора, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.

Фото: Renata Sedmakova / Shutterstock.com

Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.

Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.

Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.

Склеп

В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.

Музей Дуомо

Расположенный недалеко от собора музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore) заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.

В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.

Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.

Как добраться до собора

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу Соборная площадь (Piazza del Duomo). Здесь же располагается баптистерий Сан-Джованни, построенный в 5 веке, и колокольня Джотто, на которую можно подняться.

Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор открыт для посещения:

  • с понедельника по среду и в пятницу с 10.00 до 17.00;
  • в четверг – с 10.00 до 15.30;
  • в субботу – с 10.00 до 16.45;
  • в воскресенье – с 13.30 до 17.00.

Во время проведения торжественных мероприятий время, когда собор открыт, может изменяться: уточнить информацию можно на официальном сайте.

Музей работает:

  • с 9.00 до 20.00 ежедневно, кроме воскресенья;
  • в воскресенье – до 13.45;
  • закрыт каждый первый вторник месяца.

На смотровую площадку купола собора можно подняться ежедневно с 8.30 до 20:00.

Стоимость посещения

Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.

А вот для посещения музея Дуомо, баптистерия Сан-Джованни, крипты древней церкви Санта-Репарата смотровых площадок на куполе и колокольне Джотто действует единый билет стоимостью 18 Евро по состоянию на 2019 год. Билет действителен в течение 72 часов после первого использования. По билету можно войти один раз в каждую достопримечательность.

На официальном сайте собора Санта-Мария-дель-Фьоре можно купить билеты и, соответственно, выбрать удобный день посещения. Обязательно распечатайте его.

Приобрести билет можно также на месте — напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura.

Официальный сайт Санта-Мария-дель-Фьоре www.ilgrandemuseodelduomo.it .

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Даже итальянцы, избалованные архитектурными шедеврами родины, в экстазе закатывают глаза при упоминании Флоренции и ее кафедрального собора – Санта-Мария-дель-Фьоре. Что уж говорить про тех, кто ренессансными постройками на каждом шагу дома не избалован. Ну, пойдем, прогуляемся по Дуомо-ди-Фиренце.

Дуомо обрушивается пышной пеной бело-розово-зеленоватого каменного кружева – так, что сначала, и правда, захватывает дыхание. Ух! И только отдышавшись, замечаешь составляющие ансамбля: купол Филиппо Брунеллески (15 век!), роскошный фасад Эмилио де Фабри (конец 19 века), колокольню Джотто, справа, и древний баптистерий со знаменитой золотой дверью.

Немного истории

Как и подавляющее большинство соборов Европы, современный Дуомо стоит на месте более древней церкви. Как минимум, в 5 веке здесь уже располагался собор Санта-Репарата с баптистерием. Сегодняшний баптистерий перестроили в 11 веке, а в 13 дошло дело и до церкви, которая на фоне нового баптистерия выглядела сиротско. Конечно, строили с размахом: чтобы соседи – Сиена и Пиза – умерли от зависти. Ну что… Справились вполне, я считаю!

Снаружи

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Внутри

Если поговорить с самими итальянцами, то практически все будут твердить в один голос, что флорентийский Дуомо куда как красивее миланского. Миланский снаружи – да, а внутри пшик. А вот флорентийский (тут надо поцокать языком).

Ну… Может. Внутри просторно, но не могу сказать, что прямо дорохо-бохато. Хотя… Как вам такой вот шикарный пол?

Интересно, что «современный» пол положили в 16 веке, а позже выяснилось, что в нем использовались элементы мозаики, которая покрывала фасад древней церкви Санта Репарата.

Кстати, в 1972 году в ходе раскопок Санта Репарата было обнаружено захоронение создателя купола нового Дуомо, гениального Филиппо Брунеллески.

Кстати, Санта-Мария-Дель-Фьоре – третий по величине собор в Италии: 160 м на 91 м. Вмещал все население средневековой Флоренции. Ни много, ни мало – 90.000 человек. Размах! Два других монстра назовете?

Как ориентироваться в храме

Вообще, сейчас будет краткая экскурсия по применению. Большинств христианских храмов имеют форму креста, и Дуомо-ди-Фиренце – не исключение. Как правило, вход в храм – через один из главных порталов. Преимущественно их либо один, либо три.

Внутри длинное помещение до противоположной стены – это неф. Главное пространство храма, где собираются верующие во время богослужений – преимущественно перед алтарем либо у хоров.

Неф упирается в дальнюю стену, которая чаще всего имеет закругленную форму. Это апсида. Иногда в апсиде расположены капеллы.

Капеллы часто идут и по обе стороны нефа.

Наконец, два рукава креста, которые пересекают нефы, – это трансепты. Все.

Нефы

Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.

Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.

В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).

А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников. Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!

Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.

За спиной Данте – Флоренция 1465 года.

Алтарь

Вот как раз и алтарь, и хоры. На балюстраде хоров видны барельефы, их 88. Что в них интересного – барельефы восьмиугольные, повторяют форму древнего баптистерия, таким образом объединяя его с более новым собором в единое целое.

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Апсида

Доступ в апсиду туристов ограничен. Апсида (помните, да?) – это часть за алтарем. Но в виде компенсации я расскажу интересную историю, связанную с этой частью собора.

Во-первых, апсид в Дуомо 3, в каждой по 5 капелл, которые на плане собора выглядят раскрывающимся цветком. Санта-Мария-дель-Фьоре – полное название Дуомо – переводится как «Богоматерь Цветочная».

Во-вторых, в новой ризнице, помещении слева от левой апсиды, в 1478 году во время покушения заговора Пацци нашел убежище флорентийский правитель Лоренцо Великолепный. В итоге брат Лоренцо, Джулиано Медичи, погиб, а покушение вошло в историю как единственное успешное покушение на Медичи – на которых, к слову, покушались с завидной регулярностью: как минимум, раз в жизни каждого из членов династии.

А вот еще интересный момент: в северной апсиде находится гномон Тосканелли.

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Собор снаружи

Помимо центрального портала у флорентийского Дуомо есть еще четыре боковых, каждый из которых оформлен в своем неповторимом стиле: портал Корнаккини со львом и львицей,

портал миндаля, украшенный (ну!) ветвями миндаля и изображением уносимой ангелами Марии;

портал каноников, через который в храм попадали каноники – просто потому, что он находился ближе других к домам каноников; портал колокольни, ближайший к колокольне Джотто.

Колокольня

Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней.
Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.

Изящная, правда?

А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.

Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти. Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. . Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Кто собирается во Флоренцию – скачиваем, не стесняемся. А также покупаем страховку в путешествие (форма вверху), авиабилеты и трансферы из аэропорта (формы внизу) по моим партнерским ссылкам. Вам все равно, а мне приятно!

Всем путешествий!

Вконтакте