Шри-Ланка

Архитектурные памятники армении. Храмовая архитектура армении

Глава «Архитектура Армении» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.X. Халпахчьян; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Армения - высокогорная страна, расположенная между Малоазийским и Иранским плоскогориями. Армянский народ образовался в результате длительного процесса слияния племенных союзов хайев, арменов, урартов и др., который особенно интенсивно протекал после падения государства Урарту. Основанное в 624 г. до н.э. государство армян было включено в 520 г. до н. э. в состав персидской державы Ахеменидов, а в 323 г. до н. э. - эллинистического государства Селевкидов. Борьба Рима с Селевкидами благоприятствовала восстановлению армянских царств - Айраратского, Малой Армении, Софены и Армении. Айраратским царям из династии Арташесидов (189 г. до н. э. - 1 г. н. э.) удалось объединить армянские земли в единую монархию - Великую Армению, которая при Тигране II (95-55 гг. до н. э.) достигла наивысшего развития и считалась одной из мощных и передовых стран.

При Арташесидах Армения представляла собой военно-рабовладельческое государство. Многочисленное население говорило на общем армянском языке и исповедовало единую языческую религию. Царь и верховный жрец были облечены неограниченной властью. Большие права имели бдешхи - наследственные правители окраинных земель.

Природные богатства страны способствовали развитию земледелия, ремесла и торговли. Проходившие через Армению торговые пути между Востоком и Западом благоприятствовали не только культурному подъему, но и строительству городов. Основное население развивало самобытную, основанную на древних традициях местную культуру. В городах же и в среде рабовладельцев имела распространение порожденная тесным общением с античными государствами армянская эллинистическая культура.

Древнейшими письменами в Армении были арамейские (надписи Арташеса I на межевых камнях), а с I в. до н. э. - греческие знаки. На греческом языке писались литературные произведения и высекались надписи на сооружениях, например крепостных стенах Тигранакерта (рис. 38) и Гарни. Древнейшее армянское письмо применялось для написания летописей и храмовых книг.

Высокого уровня достигло театральное искусство. В городах (Арташат, Тигранакерт) возводились театральные здания, в которых ставились произведения греческих и армянских авторов.

Распространение имели статуи языческих богов и обожествленных царей (рис. 39). Высота бронзовых статуй достигала 6-7 м. В монументальном зодчестве были распространены барельефы, на них изображался растительно-геометрический орнамент (рис. 40), реже животные.

Высокого развития достигла архитектура.



В массовом строительстве в небольших укреплениях применялся мелкий, грубо околотый камень и кирпич. Кладка стен велась на глиняном и известковом растворе. Монументальные сооружения выполнялись из крупных базальтовых квадров (в крепостной стене Гарни они достигают 5-6 т веса; рис. 41, слева). Квадры укладывались насухо, плашмя и скреплялись железными скобами, залитыми свинцом (Гарни ) или железными скрепами в виде ласточкина хвоста (Армавир). Стержни колонн и притолочные камни связывались пиронами. Перекрытия обычных сооружений - плоские по деревянным балкам с глино-саманным покрытием, которое в районах со значительными осадками имело большой уклон. В капитальных зданиях применялись стропильные перекрытия под скатные черепичные кровли. Практиковались также перекрытия из каменных плит, арки и своды, сложенные из камня на известковом растворе (Гарни).

Планировка городов первых армянских царств VI-IV вв. до н. э. не известна. Из описания греческого автора Ксенофонта, видевшего в 401 г. до н. э. в Армении обширное поселение, следует, что оно состояло из замка местного правителя и окружавших его укрепленных домов горожан.

Во времена династии Арташесидов и первых царей из династии Аршакидов в Армении с III в. до н. э. по II в н. э. было основано около 20 крупных и мелких городов. В большинстве случаев они помещались в наиболее важных экономических и стратегических пунктах, на месте урартских поселений. Например, одна из армянских столиц - Армавир возник в начале VI в. до н. э. после падения государства Урарту на месте урартского города Аргиштихинили. В связи с этим в структуре городов отразились как урартские, так и господствовавшие в те времена эллинистические традиции, из сочетания которых впоследствии выработались отличительные особенности градостроительства Армении.

Города Армавир (III в. до н. э.), Ервандашат (конец II в. до н. э.), Арташат (170-160 гг. до н. э.), Тигранакерт (77 г. до н. э.) и другие имели четкую структуру плана. Из описаний историков - греческих Плутарха и Страбона и армянского Мовсеса Хоренаци - можно заключить, что города состояли из цитадели и поселения. Цитадель занимала господствующую над городом и окружающей его территорией возвышенность и в зависимости от рельефа помещалась с краю (Арташат) или в центре (Тигранакерт, Вагаршапат) города.

Возведенные на горной местности города имели случайную конфигурацию плана. Очертания равнинных городов были регулярными. Структура уличной сети обоих типов городов не выяснена. Можно полагать, что города, основанные на месте древних поселений (Армавир, Вагаршапат), имели менее выраженные черты эллинистического градостроительства, чем возведенные на новых территориях (Тигранакерт).

Городские поселения обладали развитой фортификацией. Цитадель объединялась с укреплениями города в единую оборонительную систему. Периметр города и цитадели обносился мощными стенами и башнями. В систему укреплений включался потайной (подземный) ход для эвакуации при захвате крепости, а также для забора воды при порче водопровода. Как сообщает Мовсес Хоренаци потайной ход в цитадели Ервандашата был устроен под дворцовой лестницей.

Максимально использовались усиливающие оборону города особенности рельефа (крутые склоны, водные рубежи). Развитие военной техники изменило и характер укреплений. В отличие от урартского времени перед стенами в качестве препятствия осадным машинам устраивались водяные рвы и валы. Одновременно повысилась и роль башен, основным назначением которых стало ведение не фронтальной, а фланговой стрельбы, наиболее результативной при штурме, поддержанном осадными машинами. Башни стали значительно выдвигать за стены, сближать и делать выше (рис. 41, справа).

Города возводили на мысу, вдающемся в излучину реки или образованном слиянием рек, что облегчало оборону и обеспечивало население водой. По описанию Мовсеса Хоренаци, при строительстве Ервандашата на скалистом холме во многих местах внутри крепости для забора воды были прорублены канавы до уровня реки Араке.

В пределах поселения мыс ограждался по берегу стенами, перед которыми со стороны равнины устраивались водяной ров и вал. Так был укреплен, по описанию Страбона, Арташат , построенный по заранее намеченному плану (по преданию, выбор места был произведен по совету Ганнибала). Город считался крупнейшим культурно-экономическим центром Армении II в.до н.э. Страбон называет его красиво выстроенным царским городом, а Плутарх - большим и очень красивым городом, армянским Карфагеном. В нем имелись роскошный царский дворец, выдающиеся культовые храмы, усыпальницы, театры, ремесленные и торговые здания.

Большое внимание уделялось благоустройству городской территории. Крутые рельефы смягчались устройством террас с каменными подпорными стенами, как, например, в Армавире. Главные улицы и площади мостились, прокладывались водоводные магистрали.


Столица Тигранакерт , основанная Тиграном II, была возведена быстрыми темпами. Строительство велось по плану при активном участии населения. Город располагался в природно укрепленном горном месте. Число жителей превышало 100 тыс. По Страбону и Аппиану, они в большинстве своем были переселены из завоеванных в Каппадокии и Киликии «12 эллинистических городов». Тигранакерт, один из крупнейших городов мира того времени (одни ученые сравнивают его с Ниневией и Вавилоном, другие - с передовыми эллинистическими городами), отличался благоустройством и имел мощные оборонительные сооружения (рис. 42). По Аппиану, городские стены имели высоту в 50 локтей (около 26 м) и были настолько широки, что в них размещались склады и царские конюшни. Неприступность стен усиливали часто поставленные башни, водяной ров и земляной вал.

Аналогичные укрепления имел находящийся на Араратской равнине Вагаршапат (ныне Эчмиадзин), основанный как новая столица Армении царем Вагаршаком (117-140 гг.), на месте Вардкесавана, датируемого III-II вв. до н. э.

Помимо городских укреплений возводились крепости и замки, служившие одновременно загородными резиденциями. Из них известны вилла Ервандакерт (конец III - начало II в. до н. э.) около Ервандашата, крепость Гарни (III-II вв. до н.э.), загородный дворец Тиграна II (I в. до н. э.) около Тигранакерта.



Служившая летней резиденцией царей Аршакидов крепость Гарни основана на месте циклопической крепости, на высоком треугольном мысу, огибаемом рекой Азат с двух длинных сторон (рис. 43). Глубокое, местами до 150 м, ущелье с отвесными склонами служило естественным рубежом. Стены возведены только со стороны, обращенной к равнине. Длина стены была не менее 314 м, при толщине 2,07-2,08 м. Стена, обращенная к северу на равнину, имела часто (10-13,5 м), а к востоку, в сторону пологого спуска, реже (25-32 м) расставленные прямоугольные в плане башни (6 x 6,2 - 6,7 м), сложенные из крупных базальтовых блоков (рис. 44). Единственные узкие (2,16 м) арочные ворота помещались между двумя сближенными башнями.

Значительное развитие получило строительство дорог и мостов. В частности, Тиграном II была проложена магистраль, соединявшая Арташат и Араратскую долину с Тигранакертом.

По данным Геродота, Страбона и Плиния Старшего, дороги Армении отличались благоустройством. Магистрали рассчитывались на двухпутное движение колесного транспорта. Дороги были замощены каменными плитами, уложенными поверх выровненного основания. При крутом рельефе в скалах прорубались, а в холмах прорывались траншеи. На длинных перегонах возводились постоялые дворы.

Мосты сооружались временные и постоянные. Возле Арташата было три моста: через водяной ров, через реку Мецамор (именуемый Таперакан) и через реку Араке, из которых последние два были каменные. Четырехпролетный мост через реку Арпа близ села Арени был возведен из чисто отесанных камней базальта, скрепленных металлическими скобами, залитыми свинцом.

Черты эллинистической культуры отчетливо проявились также и в архитектуре различных зданий. Руины древних поселений и фрагменты сооружений (рис. 45) свидетельствуют о распространении в Армении характерных для античности типов зданий - храмов, святилищ, театров и др.

Представление о гражданских зданиях можно составить по литературным сведениям и по некоторым немногочисленным примерам.

Сельские дома описаны Ксенофонтом в «Анабазисе». Они представляли собой землянки с верхним расширенным книзу проходом. Туда спускались по лестнице, а для скота были вырыты специальные коридоры. Такое жилище было обнаружено около Ленинакана. Оно близко к бытовавшему в Армении средневековому типу жилища, называемому тун или глхатун, т. е. дом с главой. Обычно его возводили на косогоре, заглубляя одной стороной в землю. В плане глхатун квадратный или прямоугольный. Стены его клались из рваного камня на глиняном растворе. Обязательные элементы: очаг или тонир (печь, представляющая собой зарытый в землю бочкообразный кувшин), различные по величине стенные ниши и составленное из деревянных балок, уложенных в виде усеченной квадратной или многогранной призмы перекрытие (со свето-дымовым отверстием), возвышающееся над зданием в виде небольшого холмика. В зависимости от размеров помещения и качества кладки стен перекрытие опирается на пристенные или на свободно стоящие деревянные столбы на каменных базах, число и расположение которых определяет композиционные особенности интерьера. Дверь - одна для людей и скота - помещается в одном из углов переднего фасада. Зимой, когда дверь заваливалась снегом, люди попадали в жилище через свето-дымовое отверстие по лестнице.

В городском жилище армян, по-видимому, получили развитие композиционные особенности урартских городских жилых домов. По отрывочным данным историков, города Арташат, Ервандашат, Армавир, Аршамашат и особенно Тигранакерт, были выстроены по всем градостроительным правилам и имели благоустроенные многоэтажные жилища. Центральную часть города занимали капитальные дома торговцев и ремесленников, занятия которых отражались на характере и типе их жилищ. Связанная с земледелием большая часть городского населения проживала на окраинах и в пригородах, в домах, имевших много общего с сельским жилищем.

Какими были дворцы знати в столицах Армении эллинистического периода не известно. Учитывая хвалебные отзывы древних авторов об этих городах, надо полагать, что к числу лучших городских сооружений принадлежали и резиденции правителей. Дворец цитадели Ервандашата, названный армянским историком V в. Фавстосом Бузандом (Фавст Византийский) «большим городом», по описанию Мовсеса Хоренаци, имел высокие стены с медными воротами и железной лестницей. Надо думать, что расположенные в цитадели дворцы правителей этого времени, подобно урартским дворцам (Эребуни, Тейшебаини), представляли собой комплекс помещений, объединенных в одном сооружении.

Иной характер имели загородные виллы и летние резиденции, окруженные садами, водоемами с рыбой и обширными лесами с дикими животными для охоты. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, царская вилла Ервандакерт состояла из разрозненных, веселых на вид, светлых, изящных и бесподобных зданий, расположенных среди благоухающих цветников. Очевидно к типу Ервандакерта принадлежали загородный дворец Тиграна II около Тигранакерта и упомянутый Фавстосом Бузандом под названием Тикнуни, дворец царя Хосрова II (330-338 гг.) близ Двина, в дубовом лесу долины реки Азат.



47. Гарни. Дворцовая башня: общий вид и план

Правдивое описание Мовсесом Хоренаци архитектурного облика Ервандакерта применимо и к летней царской резиденции в крепости Гарни. Дворцовый комплекс состоял из отдельных зданий. К настоящему времени раскопаны остатки храма, парадного и колонного залов, жилого корпуса и бани. Они располагались вокруг просторной площади в южной, удаленной от ворот части крепости, где образовывали своеобразный ансамбль (рис. 46).

Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным северным фасадом. Учитывая размеры храма и его расположение на оси, проходящей через ворота крепости, можно предполагать, что он служил основным архитектурным акцентом ансамбля.

С запада от храма, у края обрыва помещался парадный зал. Его подвальный этаж представлял собой вытянутое сводчатое помещение (12,5 x 22,5 м) с шестью квадратными столбами на продольной оси. Стены делили поставленные по оси столбов пилястры, между которыми находились арочные ниши. В VII в. над руинами зала был построен круглый христианский храм.

С севера к залу примыкал жилой корпус, подвальные помещения которого включали небольшую винодельню. Сохранившиеся на штукатурке следы окраски подвальных помещений в розовые и красные цвета дают основание предполагать богатство убранства жилых и парадных покоев дворца.

С северной стороны площади под углом к жилому корпусу находилась дворцовая баня. Сооруженное из рваного камня на известковом растворе здание включало не менее пяти помещений, из которых четыре имели по торцам апсиды (рис. 47). В некоторых апсидах с пониженным уровнем пола, вероятно, находились небольшие бассейны. Судя по конструктивным особенностям уцелевших до высоты 2-2,5 м стен, первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальным залом с холодной, третья - с теплой, а четвертая - с горячей водой. В последней помещался также резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы были выложены из двух слоев обожженных кирпичей (64 x 66 x 6 и 64 x 66 x 4 см), покрытых полированным стуком (толщиной 7 см). Полы опирались на кирпичные столбики (диаметром от 19 до 25 см) и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим из топки (рис. 47). Некоторое представление об отделке интерьера дают уцелевшие в отдельных помещениях полы с остатками каменной мозаики. Особый интерес представляет мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV в. Ее сюжет взят из греческой мифологии и содержит изображения на зеленоватом фоне моря, рыб, нереид, ихтинокентавров и богов Океана и Таласы (рис. 48). Интересна надпись на мозаике, гласящая: «Ничего не получая, работали».

Баня Гарни по своей композиции, наличию нескольких купальных залов с различной температурой и отоплением системы гипокауст, имеет много общего с античными банями Сирии и Малой Азии, особенно с банями в Мцхета-Армази (II-III вв.) в Грузии, в Дура-Европосе и в Антиохии на Оронте (IV в.).

Представляют интерес остатки расположенного у восточной крепостной стены прямоугольного помещения (6,3 x 9,75 м), датируемого III-IV вв. (рис. 49). Его деревянное перекрытие опиралось на два внутренних деревянных столба (диаметр 31 см) с каменными базами. Подобная композиция здания с внутренними столбами характерна также для колонного зала города-крепости Багинети близ Мцхеты (Грузия).

Культовые сооружения Армении посвящались языческим божествам, получившим при Тигране II греческие имена. Храмы имелись во многих городах и поселениях, где их возводили или в виде отдельных зданий, или в виде больших комплексов. Среди последних наибольшей известностью пользовались храмы Аштишата и Багреванда. После принятия христианства на рубеже III-IV вв., почти все языческие храмы были разрушены. Судя по сведениям армянских историков Агатангеоса (Агафангела) и Зеноба Глака и по единственному сохранившемуся примеру - храму в Гарни (вторая половина I в.), языческие храмы были каменными прямоугольными зданиями.



50. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Общий вид с северо-запада, план и северный фасад


51. Гарни. Языческий храм. Капитель промежуточной колонны, угол фронтона и голова льва на карнизе

Храм в Гарни возведен из блоков чисто тесаного базальта. Камни, некоторые длиной более 4 м и весом до 5 т, уложены насухо и скреплены скобками и пиронами. По стилю храм, шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Сирии (Баальбек) и Рима (рис. 50). Он выполнен в эллинистических архитектурных формах, но отличается местными особенностями деталей и декора.

Храм стоял на высоком подиуме (площадью 11,82 x 16,02 м, не считая лестницы) с двухступенным основанием. На подиум вела широкая лестница с девятью высокими ступенями, заключенная между боковыми стенками, на торцах которых находились барельефы коленопреклоненных фигур с воздетыми руками (рис. 51); такой скульптурный мотив известен по памятникам восточно-римских провинций (например, Ниха в Сирии, II в. до н. э.). Перед прямоугольной целлой (5,14 x 7,29 м) перекрытой полуциркульным сводом, был неглубокий пронаос с антами и входом, украшенным богатым наличником. Малые размеры целлы свидетельствуют о том, что в ней находилась статуя божества, возможно, бога солнца - Митра, а культовое действие производилось в пронаосе.

Базы колонн храма по своим формам близки к аттическим, стволы гладкие, ионические капители с сочно прорисованными волютами и иониками украшены лиственным орнаментом, различным во всех 24 колоннах. Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Гусек карниза украшен львиными головами и листьями аканта; фронтон гладкий. Потолки портика и обхода храма Гарни были украшены восьмиугольными и ромбовидными орнаментированными кессонами, аналогии которым имеются в памятниках Сирии. Высокое качество резьбы по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров, возводивших сооружения Армавира, Ервандашата, Гарни и др. Их участие особенно видно в разработке деталей: разнообразии орнаментальных мотивов, наличии образцов местной флоры в орнаментике (цветы, листья ореха, виноград, гранат), манере исполнения и плоскостной резьбе.

Описанные архитектурные особенности и богатство орнаментального убранства храма в Гарни свидетельствуют об его главенствующей роли в ансамбле дворцовой площади. Это подтверждается композицией храма, рассчитанной на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума с вертикалями колонн, четко обрисованными на фоне неба, а также изолированным расположением здания, создавшим возможность его восприятия с различных (дальних и близких) точек зрения.

Архитектурные памятники рабовладельческого периода Армении свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. Благодаря культурным связям с эллинистическим миром, архитектура Армении получила новое направление своего развития, в процессе которого были созданы благоприятные условия для формирования замечательной архитектуры феодального периода.

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения - страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта - конусообразный купол.

1. . X-XIII вв. - с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



2. . XII-XIII вв. - с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.

3. . XIII в. - с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

4. . X-XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

5. . VI в. - с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

6. , XVII в.

7. , XII-XIII вв - с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

8. , X в. - с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X-XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

9. , VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

10. , 630 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

11. , IX-XVII вв. - с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

12. , V в. - с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

13. , X-XI вв. - с. Артабуйнк.

14. (XIV в.).

15. . VII век.

16. . Ехегис.

17. . XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

18. . IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

19. , XII-XIII вв. - с. Гегард. Гега́рд (дословно - «копьё») - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

20. , XII век, Ереван.

), которые, кроме обеспечения жизнедеятельности городов, составляли часть их оборонительной системы.

Шедевром античной архитектуры Армении является Гарни , построенный армянским царём Трдатом I (54-88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке.

Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания, самые ранние из которых известны в горном Сюнике, на побережье Севана .

Первые построенные в IX веке церкви воспроизводили композиции трёхабсидных и четырёхабсидных крестообразных в плане центральнокупольных храмов VII века (построенные в 874 году две церкви на острове Севан - Севанаванк и Айраванк). Однако в остальных сооружениях того же типа наблюдается пристройка угловых приделов (монастырь Шогакаванк, 877-888 гг.), а также тенденция включения этих приделов в общую композицию сооружений (монастыри Котаванк, Макеняц). Купольная композиция VII века с четырьмя отдельно стоящими пилонами была использована при возведении храма Погосо-Петроса в Татеве (895-906 гг.), причём угловые стены двух добавочных приделов заменили несущие купол пилоны. Результатом подобного творческого подхода к композиционной задаче и явилась сооружение главной церкви монастыря Каракоп в Вайоц-дзоре (911 г.), в которой нет несущих купол пилонов, и купол опирается на угловые стены четырёх пределов . В 903 г. строится церковь Котаванк, к первой четверти X века относится церковь Бюракана , в 936 году строится купольный храм Гндеванк в гаваре Вайоц-Дзор, в конце X века - церковь Макеняц.

Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Столицей Анийских Багратидов изначально являлось Багаран , позже - Ширакаван , где в конце IX века по примеру Аручского храма (VII в.) царь Смбат I возвел новый храм . Позже в Карсе в 940-гг. царь Аббас строит центральнокупольный храм . Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры - церковь Мармашен , строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века.

В Х-XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища - глхатуна - получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты - своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий).

Крепости

Крепость Амберд , 1026 г. Крепость Тигнис , IX век Городские крепостные стены Ани, X-XI века

В середине X века развивается Ташир-Дзорагетская школа архитектуры: в 957-966 гг. строится монастырь Санаин , в 976-991 гг. царица Хосровануйш и его младший сын Гурген основывают монастырь Ахпат - один из крупшнейших архитектурных и духовных центров Армении. Почти все архитектурные типы VII века были реализованы а храмах X столетия , но особенно часто армянские архитекторы обращались к структуре купольных залов . В архитектуре X века начинает формироваться композиция притворов - гавитов . Армянские архитекторы X века обладали международным признанием .

До середины XI века армянская архитектура бурно развивается в Ани. Среди памятников других областей страны, особо выделяются монастырь Кечарис (1033), церковь св. Богородицы в Бджни (1031), Ваграмашен (1026), Бхено Нораванк (1062), Воротнаванк (1007) и некоторые др.. В начале XI века строились монастырь Варагаванк и Хцконк (1029 г.) в Западной Армении.

Развитие каменных зданий гражданского назначения тесно связано с развитием монастырских комплексов, замечательных образцов архитектурных ансамблей. Значительное место в них отводилось жилым и хозяйственным постройкам, а также таким светским зданиям, как трапезные, школы, книгохранилища, гостиницы, гавиты (монастыри в Санаине, Х-ХIII вв., в Ахпате (X-XIII вв.).

Интерьер Гегарда, начало XIII века

Особенно сильное влияние на армянскую архитектуру оказывают светские здания в XII-XIV вв. Выделяются оригинальные чытырёхстолпные залы и бесстолпные помещения с перекрытием на пересекающихся арках, особенно характерные для широко строившихся в монастырях гавитов. Четырёхстолпные гавиты чаще всего были квадратными в плане с арками, перекинутыми между колоннами и стенами. В центре на четырёх колоннах делается купол или шатёр с круглым проёмом в вершине (гавит в Санаине 1181 г.).

В 1188 году на месте старой церкви Гетик Мхитар Гош основывает новое здание - крестовокупольную зерковь Нор Гетик или Гошаванк . Строительство главной церкви св. Аствацацин (Богородицы) осуществляется в 1191-1196 гг. архитектором Хюсн.

Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов, о чём может свидетельствовать строительство одноарочного моста в Санаине через р. Дебед в 1192 г.

Бесстолпные залы с перекрытием на пересекающихся арках - выдающееся изобретение армянских зодчих, в котором оригинальная конструктивная система позволила построить интерьер нового типа. Яркая пластика и основные членения здесь целиком образуются конструктивными элементами, создающими ясную и логичную тектоническую структуру центрического нервюрного свода; являвшегося основной конструкцией и главным украшением просторного зала. Устраиваемый над квадратом пересечённых арок световой фонарь в виде купола или шатра обогащал композицию, придавая ей стройность и вертикальную устремлённость. Характерным примером может служить Большой гавит монастыря Ахпат (1209 г.). В его композиции завершающий «купол» сам представляет собой систему пересекающихся арок, несущих световой фонарь.

Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания: караван-сараи , бани, производственные и инженерные сооружения: водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.

Новый подъём армянской архитектуры начинается с последней четверти XII века при правлении Закарянов . Памятники конца XII - первой четвери XIII века показывают непрерывность развития архитектурных традиции, несмотря на более чем вековое сельджукское иго. Новые стилевые особенности, разработанные в X-XI веках полностью сохраняются, декоративные способы становятся более тонкими . Церковные комплексы с XIII века начинают расширяться новыми сооружениями. Среди наиболее крупных и известных архитектурных памятников начала XIII века Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213-1232), Дадиванк , (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215-1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216-1238) и т. д.. Элементами построения церковных ансамблей, кроме собственно гавитов , являлись также гавиты-мавзолеи, библиотеки, колокольни, трапезные, водоемы и прочие мемориальные здания .

К середине XIII века относятся Гтчаванк (1241-1246), Хоракерт (1251), к концу XIII века Танаде (1273-1279) и Агарцин (1281).

Особое развитие в XIII веке получила именно архитектура монастырей. Существовали весьма разнообразные принципы планировки монастырских комплексов . При сохранении типологии храмов, были изменены их пропорции, в частности значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер . Гавиты строятся с весьма разнообразными пространственными решениями . Прочерченная схема свода центральной ячейки сохранившаяся на южной стене гавита монастыря Аствацнкал считается ранней среди известных средневековых архитектурных рабочих чертежей .

В XIII столетии среди архитектурных школ особо выделяются Лорийская, Арцахская и Сюникская, с конца того же века такжа Вайоц-Дзорская . Вайоц-Дзор становится одним из центров армянской культуры в конце XIII - первой половине XIV века. Здесь действовал также Гладзорский университет и где развилось отдельное направление армянской миниатюрной школы . В Вайоц-Дзоре строятся такие памятники архитектуры как Нораванк (1339 г.), церковь Арени (1321 г.), Зорац (не позднее 1303 г.) и др.. Подъем Вайоц-Дзорской школы архитектуры связан с деятельностью княжеского дома Орбелян.

Видные архитекторы, мастера по камню и художники эпохи - Момик , Погос, Сиранес (гавит церкви Аратес, 1262, родовая усыпальница Орбелянов, 1275) и другие.

В XII-XIV веках развиваются здания княжеских мавзолеев-церквей (церковь Егварда, 1301, Нораванк, 1339, Капутан, 1349). В то же время иноземное иго привело экономику страны в катастрофическое положение, усиливалась эмиграция населения, почти приостановилась строительство монументального типа. В XII-XIV веках процветала архитектура в Киликийском царстве , где традиции классической армянской архитектуры сочетались с особенностями византийского, итальянского, французского искусства и архитектуры. Развитие архитектуры большей частью было обусловлено развитием армянских городов, которые стали центрами развития светской городской архитектуры. Для армянской архитектуры новым явлением становится строительство портовых городов. Принципы строительства горных городов и сёл было в основном то же, что и в собственно Армении.

Галерея. VIII-XIV века

Архитектура Ани

В IX-XI вв. на территории Армении возникает независимое государство Багратидов со столицей в Ани . Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится всё более определённой тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (церковь Григория в Ани, конец Х в.; церковь Аракелоц в Карсе , середина Х в.).

О развитии купольной базилики даёт представление кафедральный собор Ани , построенный выдающимся армянским зодчим Трдатом . Его строительство было начато при Смбат II в 989 г. и завершилась в период правления Гагика I в 1001 г.. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах - в изящной декоративной аркатуре, а в интерьере - в сложном профиле пучкообразных колонн, подчёркивающих вертикальную устремлённость членений, которой отвечает и стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.

Собственно армянская архитектура на протяжении XV-XVI веков развивается в местах компактного проживания армян на территории России, Грузии, Украины, Крыма, Польши.

Начиная со второй половины XVII века в Армении отмечается сравнительный мир, после трёхвекового перерыва создаются условия для развития национальной архитектуры. Строительство развивается в основном по трём направлениям: 1) восстановление старых церквей и храмов, 2) строительство новых, 3) развитие уже существующих за счёт новых сооружений. Значительные строительные работы ведутся в Вагаршапате , восстанавливаются главный собор и храм св. Гаянэ. Новые церковные сооружения строились по принципам армянской архитектуры IV-VII веков - купольные базилики, купольные залы и особенно трёхнефные базилики. Трёхнефные базилики XVII века, в отличие от своих раннесредневековых аналогов, более простые, без особой декоративной роскоши, часто из малообработанного камня. Типичные примеры архитектуры эпохи: церкви Гарни, Татева (1646), Гндеваза (1686), Егегиса (1708), Нахичевана (св. Богоматери в Бисте (1637), св. Шмавона в Фараке (1680), св. Григоря Просветителя в Шороте (1708)) и другие.

В XVII веке купольных церквей строилось сравнительно немного. Строение купольного зала имели большая церковь Хор Вирапа (1666) и Шогакат (1694) Эчмиадзина. Купольные базиликальные цервки строились в основном в Сюнике и Нахичеване. В этот период основным строительным материалом являлся базальт , использование которого требовало больших затрат. По этой причине начинают использоваться более простые материалы, в основном кирпич .

Галерея

XIX век. Начало XX века

В XIX веке градостроительство и архитектура городов западной Армении (Ван , Битлис , Карин , Харберд, Ерзнка и т. д.) переживали незначительные изменения. Присоединение Восточной Армении к России в начале того же века создало условия для экономического подъёма и сравнительного развития архитектуры и градостроительства. Города частично (Ереван) или полностью (Александраполь , Карс , Горис) обустраивались по каноническим планам главных планировок. Реконструкция и сооружение городов развивалось особенно в конце XIX, начале XX веков, когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.

История армянской архитектуры XX века начинается с инженера-архитектора В.Мирзояна. Им были спроектированы здания Ереванской мужской гимназии на ул. Астафьяна (ныне Концертный зал им. Арно Бабаджаняна на ул. Абовяна), Казначейство и казённая палата (ныне банк на ул. Налбандяна), Учительская семинария.

XX век

В 2005 г. началось строительство третьего корпуса Центрального Банка РА (арх. Л. Христафорян).

Армянские архитекторы XXI века участвуют в международных конкурсах. Армяне отличились на международном конкурсе на проект застройки одного из центральных кварталов Дохи - столицы Катара. Они заняли второе место (первое место заняли испанцы). Авторы проекта: Л. Христафорян (руководитель группы), М. Зороян, Г. Исаханян, В. Мхчян, М. Согоян, Н. Петросян.

Примечания

  1. К. В. Тревер . Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э. - IV в. н. э.). - М. Л., 1953. - С. 187.
  2. Армяне - статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  3. Ксенофонт, Анабасис
  4. Большая советская энциклопедия
  5. Армянская советская энциклопедия. - Т. 6. - С. 338. (арм.)
  6. Плутарх . Сравнительные жизнеописания, Красс, § 33
  7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, Лукулл, § 29
  8. В. В. Шлеев. Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. - М .: Искусство, 1960. - Т. 2, кн. 1.
  9. Армянская советская энциклопедия. - Т. 7. - С. 276. (арм.)
  10. Сокровища армянских гор - Севанаванк
  11. М. Акопян. Армянская архитектура сквозь века
  12. Аль-Масуди «Золотые копи и россыпи самоцветов» стр 303
  13. Armenian Architecture - VirtualANI - The church at Shirakawan
  14. Armenian Architecture - VirtualANI - The Cathedral of Kars
  15. Армения // Православная энциклопедия . - М ., 2001. - Т. 3. - С. 286-322.
  16. Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History . - Cambridge, 1966. - Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV. - С. 593-637. :

    Armenian architects enjoyed an international reputation; thus Odo the Armenian took part in the construction of the Palatine chapel at Aix and Tiridates of Ani restored the church of Holy Wisdom at Constantinople after the earthquake of 989.

  17. Armenian Architecture - VirtualANI - The Monastery of Varagavank
  18. Армянская советская энциклопедия. - Т. 1. - С. 407-412. (арм.)

На древней армянской земле любители старины и искусства найдут великое множество разнообразных памятников и достопримечательностей: рукотворные артефакты первобытных мастеров и уникальные творения средневековых зодчих; языческие святилища; старинные памятные объекты христианства и урартские крепости; спрятанные высоко в горах замки и пещерные города; ущелья-галереи, сохранившие коллекции барельефов; покрытые тонкой резьбой хачкары и неповторимые фрески в полуразрушенных монастырях. Армению часто называют «музеем под открытым небом».

Армянский монастырь Хор Вирап находится вблизи границы с Турцией. Монастырь славится местоположением у подножия библейской горы Арарат, где по преданию, на ковчеге очутился праведник Ной после всемирного потопа.

Согласно предания, царь Армении Трдат III после возвращения в Армению в 287 году держал в заточении Св. Григория Просветителя за исповедание христианства. Григорий исцелил Тиридата от безумия, после чего тот в 301 году крестился и объявил христианство государственной религией. Впоследствии над подземной тюрьмой, в которой Святой Григорий Просветитель провел около пятнадцати лет, был возведен монастырь Хор Вирап («глубокая темница»).

На месте древней армянской столицы Арташат, образованной царем Арташесом I около 180 года до нашей эры, расположен холм Хор Вирап. Вход в подземную тюрьму находится в часовне Святого Григория, построенной в 1661 году. Подземная тюрьма в глубину составляет от трех до шести метров. На территории Хор Вирапа находится также церковь Богоматери.

Эчмиадзинский монастырь (или «Сошествие Единородного») Армянской апостольской церкви расположен в Армавирской области, в городе Вагаршапат. С 303 года по 484 год и с 1441 года в монастыре находится престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В состав древнего монастырского комплекса входят Эчмиадзинский кафедральный собор – древнейший христианский храм мира, богословские учебные заведения. Место для возведения собора Григорию Просветителю указал сам Иисус Христос, откуда и произошло название. После введения в стране христианства в 303 году был построен деревянный собор, а в пятом, седьмом веках перестроен в камне.

Интерьер собора украшают фрески, выполненные в 17-18 веках (Овнатан Нагаш), в конце 18-го века (О. Овнатанян). В соборе находится музей (основан в 1955 году), в котором хранится коллекция произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

В Эчмиадзине расположены храм Святой Рипсимэ, купольная базилика Гаянэ с трехарочным гавитом, церковь Шокагат. Трехъярусная колокольня возведена в 1653-1658 годах. В 18-м веке с трех сторон появились шестиколонные ротонды. В комплексе монастыря – трапезная (17 век), гостиница (18 век), дом Католикоса (18 век), школа (1813 год), каменный водоем (1846 год) и др. постройки.

Окрестности Эчмиадзина в 1827 году разорил кызылбашский полководец Гассан-хан. В этом же году колокольный звон приветствовал фельдмаршала И. Ф. Паскевича, который деблокировал монастырь. Снова Эчмиадзинский монастырь был спасен в ходе Персидской кампании генералом Красовским в августе 1827 года. По Туркманчайскому договору в 1828 году Эчмиадзин включен в состав Российской империи.

В соборе в 1869 году для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари с восточной стороны была пристроена ризница.

В 1903 году вышел указ, согласно которому все недвижимое имущество, капитал – принадлежность духовных учреждений и Армянской церкви переходили в ведение государства. Благодаря массовой протестной кампании армянского народа, Николай II в 1905 году подписал указ о возврате конфискованного имущества армянской церкви; вновь разрешалось открыть национальные школы.

Братией Эчмиадзинского монастыря в 1915 году была оказана самоотверженная помощь беженцам из Западной Армении.

В период советской власти в Эчмиадзине строились общественные здания, многочисленные жилые дома. В 1965 году сооружен памятник жертвам Геноцида 1915-1922 годов.

Вблизи Еревана и Вагаршапата расположен Звартноц – храм раннесредневековой армянской архитектуры. С древнеармянского «Звартноц» означает «Храм Бдящих ангелов». С 2000 года развалины храма и территория вокруг внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построен в 640-650 годах при католикосе Нерсесе III Строителе, в планах которого было перенести резиденцию из Двина в Вагаршапат. На обряде освящения колоссального храма пребывал византийский император Констант II, возжелавший в Константинополе возвести такой же. Из-за слабости узлов опор верхнего яруса храм в десятом веке во время землетрясения обвалился. Раскопки 1901-1907 года открыли руины Звартноца. К настоящему моменту реконструирован почти весь первый ярус.

По реконструкции Т. Тораманяна храм представлял круглое купольное трехъярусное сооружение. В основании круга вписан крест, шесть колонн по полукругу образовывают три крыла, восточное крыло-апсида – это была глухая стена, покрытая мозаикой и фресками. Алтарная апсида имеет высокое возвышение, впереди – крестильная купель, с одной стороны – амвон. Сзади примыкало квадратное помещение, вероятно, ризница. Из нее по лестнице поднимались в коридор первого яруса.

Фасады храма украшала аркатура, резьба, рельефные плиты с орнаментами, гроздьями винограда и граната. Колонны Звартноца венчали массивные капители с изображениями крестов и орлов. С юго-западной стороны храма находятся развалины жилых помещений Нерсеса III, патриаршего дворца, вино давильни.

Влияние Звартноца явно отражается на памятниках второй половины седьмого века – храмы в Зораворе, Аруче, Егварде, Талине; церкви Пастушья и Спасителя в Ани. Звартноц повторяют храмы Гагикашен в Ани и в Банак, церковь в селе Лекит.

Церковь Маштоц Айрапет находится в селе Гарни, Котайской области. Церковь Маштоца Патриарха была построена из туфа на месте языческого святилища в 12-м веке.

Справа от входа установлен резной камень с изображением птиц, который неразрывно связан с прошлым языческим святилищем на этом месте. Церковь небольшой формы. На фасаде, входе, куполе вырезаны разные орнаменты. Возле храма – насколько хачкаров. Кроме церкви Маштоца Айрапета в селе Гарни есть армянский языческий храм, Церковь Св. Богородицы, остатки храма Манук Тух, остатки церкви четвертого века, святилище царицы Катраниде, церковь Св. Сергия. Недалеко, в Хосровском заповеднике находится монастырь Авуц Тар.

Языческий храм в Гарни (I в. н. э.) расположен в долине реки Азат, в 28 км от Еревана, Котайской области. Из руин храм восстановлен в советское время.

Крепость Гарни упоминается древнеримским историком Тацитом ещё в первом веке н. э. в связи с событиями в Армении. Построил ее армянский царь Трдат в 76 г. Крепость – яркое свидетельство многовековой культуры Армении дохристианского периода. Строительство началось во втором веке до нашей эры, продолжалось в античную эпоху и в средние века. Армянские правители создали ее неприступной. Цитадель служила для жителей защитой от иноземных нашествий более тысячи лет.

Это было излюбленное место армянских царей: неприступность и благоприятный климат превратили Гарни в летнюю резиденцию. Месторасположение крепости в стратегическом отношении выбрано чрезвычайно удачно. Из урартской клинописи известно, что крепость завоевывал урартский царь Аргишти в восьмом веке до н. э. Он собрал в качестве рабочей силы население Гарни, повел их в сторону современного Еревана. Народ был задействован в строительстве крепости Эребуни, позже ставшей Ереваном.

Крепость Гарни расположена на треугольном мысе, господствующем над прилегающей местностью, его с двух сторон огибает река Азат, глубокое ущелье, отвесные склоны – неприступный естественный рубеж. Ущелье отличается восхитительными, кажущимися ненатуральными склонами, от подножья до верха состоящими из правильных шестигранных призм, называемых «Симфонией камней». Остальную часть крепости защищает мощная крепостная стена с четырнадцатью башнями – непреодолимая оборонительная система.

Башни и крепостные стены построены из огромных глыб местного с голубым оттенком базальта, их соединяют железные скобы, в углах соединения залиты свинцом. Толщина крепостных стен от 2.07 м до 2.12 м, длина по периметру 314.28 м. В крепость вход был только через одни ворота, имеющие ширину одной колесницы.

Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен возле поселка с таким же названием. Храм Гарни представляет единственный оставшийся в Армении памятник эпохи язычества и эллинизма.

Сложен храм из блоков гладкотесанного базальта. Здание выполнено в эллинистических архитектурных формах. Торжественность и величественность сооружению придают девять массивных ступеней, растянутых по ширине фасада. Рельефы с изображением обнаженных атлантов, стоящих на одном колене, воздевающих вверх руки и поддерживающих жертвенники, украшают пилоны по сторонам лестницы.

Храм по композиции представляет периптер – прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами. Элементы храма разработаны с присущим местному искусству многообразием. В орнаментах наряду с вариантами акантового листа присутствуют армянские мотивы: виноград, гранат, цветы, листья орешника. В прямоугольное святилище ведут неглубокие сени, богато орнаментированный наличник украшает вход. В небольшом святилище находилась лишь статуя божества. Храм обслуживал только царя и его семью.

В 1679 году произошло мощное землетрясение, в результате которого храм был сильно разрушен. В 1966-1976 годах его восстановили. Вблизи храма сохранились некоторые элементы царского дворца, древней крепости, здание бани, построенное в третьем веке. В южной части крепости находился дворцовый комплекс. На северной территории крепости размещался обслуживающий персонал и царское войско. Западнее храма, на краю обрыва занимал место парадный зал, к нему примыкал жилой корпус. На штукатурке сохранились остатки красной и розовой краски, напоминающие о роскошном убранстве парадных и жилых покоев дворца. Полы украшала эллинистическая мозаика.

В 19-м веке к развалинам храма проявили интерес многочисленные ученые и путешественники: Мориер, Шарден, Кер-Портер, Шантр, Шнаазе, Телфер, Смирнов, Романов, Марр, Буниатян, Манандян, Тревер. В 1834 году ученый из Франции Дюбуа де Монпере попытался с небольшой точностью создать проект реконструкции храма.

В начале 20-го века небольшая экспедиция под руководством Н. Я. Марра занималась археологическими работами по обмерам храма и обнаружению деталей. Главный архитектор Еревана Буниатян в начале 30-х годов обследовал храм в Гарни и представил проект реконструкции первоначального вида в 1933 году. Работы по восстановлению в 1960-е года поручили архитектору А. А. Саиняну. В 1976 году гарнийский храм был полностью восстановлен.

Монастырский ансамбль Кечарис (11-13 века) находится в городе Цахкадзор Котайской области, в гаваре («уезде») Варажнуник провинции Айрарат (Древняя Армения). Туристы могут найти монастырский комплекс на склоне Памбакского хребта, северо-западнее Цахкадзора. Комплекс включает четыре церкви, две часовни, гавит, древнее кладбище с хачкарами 12-13 веков.

Кечарис основали князья из рода Пахлавуни в 11 веке. Строительство его длилось до середины 13 века. Григор Магистрос в монастыре в 1033 году построил церковь Святого Григория Просветителя. Широкий купол церкви венчает просторный сводчатый зал.

Маленькая прямоугольная часовня (11 век) размещена между церквями Знамения (Сурб Ншан) и Св. Григория Просветителя. До настоящего времени она сохранилась в полуразрушенном состоянии, это была усыпальница основателя монастыря Григора Магистроса Пахлавуни. Рядом с часовней располагалось помещение школы.

В 12 веке построен притвор церкви, его причисляют к ранним сооружениям такого типа. Южнее церкви, за хачкарами – небольшая церковь Сурб Ншан (11 век), крестово-купольного типа, в 1223 году восстановлена.

Князь Васак Хахбакян в 1203-1214 годах возвел на территории монастыря третью церковь – Катогике. В ознаменование этого события восточнее церкви установлен хачкар. В 1220 году возведена в 120 метрах от построек четвертая церковь Святого Воскресения. Небольших размеров храм имеет прямоугольную форму и высокий купол. Во всех четырех углах молитвенного зала церкви есть двухэтажные приделы.

Монастырь в 12-13 веках являлся крупным духовным центров Армении, при нем действовала школа.

На средневековом кладбище Кечариса можно увидеть захоронения князя Григора Апиратяна (1099 г), великого князя Проша (1284 г), зодчего Вецика.

В период землетрясения 1828 года сильно пострадал церковный купол. Восстановительные работы в храме проводились в 1947-1949 годах и в 1995 году.

Армения – «страна камня» открыта для всех отважных путешественников, которые не боятся дальних дорог; готовых спуститься и изведать труднодоступное ущелье или вскарабкаться высоко в гору. За малый срок на небольшой территории можно ощутить ход тысячелетий, увидеть одновременно значимые явления первых тысячелетий и современности.

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения - страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта - конусообразный купол.

Монастырь Ахпат. X-XIII вв. - с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Кобайр. XII-XIII вв. - с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.

Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. - с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

Церковный комплекс Санаин. X-XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

Одзунский монастырь. VI в. - с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.

Гошаванк, XII-XIII вв - с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

Монастырь Мармашен, X в. - с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X-XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

Гаянэ, 630 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Татев, IX-XVII вв. - с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

Монастырь Танаат, V в. - с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

Цахац кар, X-XI вв. - с. Артабуйнк.

Церковь Зорац (XIV в.).

Монастырь Аратес. VII век.

Церковь Св. Карапета. Ехегис.

Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

Гегардский монастырь, XII-XIII вв. - с. Гегард. Гега́рд (дословно - «копьё») - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Церковь Катогике, XII век, Ереван.