Тунис

Замок усадьбы успенское. Усадьба "успенское". А.С. Лившиц, Н.Н. Митронов, С.В. Фомин Успенское

Исторические сведения: Местечко Вяземец при впадении реки Большой Вяземки в Москву-реку впервые упоминается в документе 1328 года. В 1504 году оно именовалось уже селом Успенское-Вяземское. В кон. ХVI века название «Успенское» не встречается. Населенный пункт числился «дворцовым приселком» села Иславского и именовался «Ирининское» (Оринино)-Вяземское (Вяземец). В начале ХVII века здесь постро-или деревянную Крестовоздвиженскую церковь. В 1608 году во время польско-литовской интервенции село было разорено, а церковь сожжена. В 1624 году дер. Вяземец принадлежала братьям стольникам боярам Б.и Г.Морозовым. С 1638 года Б.И.Морозов единственный владелец вотчины. Во 2-й пол. ХVII века усадьба переходит П.М. Апраксину, построившему новую деревянную Крестовоздвиженскую церковь. Существующий храм, первоначально освященный как Крестовоздвиженский, построен по заказу гр. П.М. Апраксина в 1726 г. В документе 1780 г. церковь названа Успенской, а село Успенским-Вяземским, принадлежащим гр. Ф.А. Апраксину.

В 1813 году усадьба принадлежала полковнице Бекетовой, в 1852-м - С.С. Бибиковой. По данным 1890 года здесь было имение княгини Святополк-Четвертинской. В начале 1890-х годов хозяином Успенского стал уже его последний владелец Сергей Тимофеевич Морозов. Известно, что он приобрёл имение у некого Арапова. С.Т. Морозов выстроил в Успенском новый дом и устроил здесь широко известный в России конный завод. В 1890-х годов в гостях у Морозова бывал А.П. Чехов. В 1892 и 1897 годах сюда част оприезжал И. Левитан, подолгу живший и работавший в имении. В советское время до 1923 года в морозовском замке размещался детский дом, в 1930-34 годах - институт коневодства, в 1935-41 годах - школа, в 1942-55 - снова институт коневодства. В 1955-59 годах - Институт леса АН СССР, а с 1960 по настоящее время дом, парк и церковь используются под филиал больницы АН СССР. На базе Успенского конного завода близ усадьбы создано большое коннозаводческое хозяйство.

Перестройки и утраты: Утрачены все хозяйственные постройки, кроме части конного двора, который сильно перестроен. К главному дому примкнул многоэтажный корпус. Церковь имеет утраты. В течение многих лет она стоит в лесах. Парк сохранился плохо, старые деревья силь-но вырублены, имеются новые подсадки.

Реставрационные работы: Парк усадьбы обследован в 1982 г. Лесоустроительной экспедицией В/о Леспроект (архит. Л. Орембо) Выполнен проект благо-устройства парка.

Описание памятника: Одно из красивейших мест Подмосковья - усадьба Успенское, стоит на высоком правом берегу Москвы-реки. Парк и постройки усадьбы господствуют над окрестными заливными лугами, отража-ются в водной глади. Великолепны виды на усадьбу с противоположного берега реки. Удачное использование рельефа местности открывает широкие панорамы окрестностей. Современная территория усадьбы занимает 5,87 га. Усадьба расположена в пределах второй надпойменной террасы. Склон холма круто обрывается к реке, перепад высот здесь около 9 м. Близкий к прямоугольнику участок вытянулся вдоль берега реки и отделен от нее небольшой полоской заливного луга. С северной и восточной стороны территория ограничена транспортными дорогами, с юга — лесным массивом. Усадебный конный двор оторван от основного комплекса и отнесен к югу.

В центре усадебной территории на гребне холма поставлен главный дом — характерный для рубежа ХIХ-ХХ вв. «готический » замок в стиле модерн, обладающий сложной ступенчатой ассиметричной композицией. Морозовский замок построен, по-видимому, на месте старого усадебного дома, от которого к реке спускается партер. Одна из планировочных осей - дорога, проходящая вдоль дворового восточного фасада главного дома, связывает его с усадебной Успенской церковью, обращённой к ней апсидой. Архаичный для своего времени храм 1-й трети ХVIII в. обладает композиционно-декоративными приёмами, восходящими к зодчеству 2-й половины ХVII в. К парадному восточному входу в дом подводит прямая перспектива, которую некогда продолжала подъездная дорога (теперь - сельская улица), ведущая к Успенскому шоссе. Дорожно-тропиночная сеть парка развита плохо. Возраст наиболее старых вязов, лип и дубов парка - 180 лет. Основную часть насаждений парка составляют деревья морозовского периода. Возраст наиболее молодых посадок липы, черёмухи, ореха, лиственниц - 30 лет. Парковые насаждения сосредоточены преимущественно в восточной части территории. Западный склон к реке в основном свободен от посадок. Структура насаждений разнообразна, массивы чередуются с полянами и лужайками. Растения парка отличаются высокими декоративными качествами.

В усадьбе Успенское на Москве-реке элементы старопомещичьей культуры ХVIII-ХIХ вв. соединены с архитектурой конца ХIХ в. в готическом стиле. Планировка усадьбы является образцом умелого использования богатого рельефа.

Успенское - мемориальный памятник, связанный с пребыванием выдающихся деятелей русской культуры А.П. Чехова и И.И. Левитана.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./

Ситуационный архивный план усадьбы Успенское-Вяземское. Это относительно позднее наименование усадьбы. Составлено из названий храма, сооруженного в первой половине 18 века во имя Успения П.Богородицы и речки Вяземки, впадающей в Москва-реку в этой местности. Материалы историко-архивных работ, исполненых искусствоведом Вайнтраубом Л.Р. будут выложены во второй, основной части сообщения, посвященного реставрации храма.




Главный дом усадьбы сооружен по проекту архитектора Бойцова для владельца поместья Сергея Тимофеевича Морозова в конце 19 века. Фото Левакова И.А. 1989 год.


Стереофотограмметрический обмер фасада. В то время здание не состояло под государственной охраной. Соответственно, владелецы усадьбы, в лице ЦКБ Академии наук СССР могли позволить себе некоторые вольности. Был сооружен новый корпус с переходом в историческое здании. Частично были выломаны стенные дубовые панели. Под угрозой были уникальные интерьеры. После длительного объмена письмами и угрозой арбитражного суда, хозяйственное управление заказало предпроектные работы, включая и фотограмметрию фасадов и интерьеров. С работой предприятия "ГЕОФОТОМЕР" можно ознакомится в моем буклете стр 20-21 глава - Фотограмметрия в реставрации. :

План деревянных потолков первого этажа замка.


Обмер буфетной стойки с часами.


Картина И.Левитана "СУМЕРКИ ЗАМОК" Левитан часто гостил у Морозовых....писал этюды... что не удивительно...звенигородские земли великолепны своими видами, обилием рек и лесов....так, что не случайно облюбованы и нынешними вершителями судеб. О, посещении имения А.П.Чеховым можно прочитать, пройдясь по ссылкам:
http://www.mosculture.ru/object_mo/62180/ Учетная карточка

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Если вы думаете, что шикарные особняки, стилизованные под замки, начали появляться на Рублевке лишь в 2000-х годах, то глубоко заблуждаетесь. Оказывается мода на такие богатые строения появилась в этих местах уже более ста лет назад. А именно в 1884 году, когда князь Бо­рис Святополк-Четвертинский, владелец старинного села Успенское, решил заказать одному из лучших по тем временам архитекторов проект своего имения. Дом, который князю хотелось выдержать в английском стиле, получился больше похожим на французское шато. Что, надо сказать, Святополк-Четвертинского нисколько не смутило: вышло-то красиво.

И даже в советское время талантливым на скучные конструктивистские проекты чиновникам не получилось испортить постройки (что большая редкость). Несмотря на пристроенный кирпичный корпус, имение выглядит по-прежнему нарядно и помпезно.

Сегодня на территории усадьбы разместилось одно из отделений ЦКБ РАН, так что всласть нагуляться там могут только ее пациенты. Впрочем, сторож на КПП, если его хорошо попросить, даст разрешение на осмотр усадьбы.

Говорят, в выходные дни парковка у приусадебного храма Успения Пресвятой Богородицы битком забита «бентли» и прочими чудесами зарубежного автопрома.

Помимо, собственно, дома, имеет смысл пройти к действующему храму Успения Пресвятой Богородицы 1729 года. Примечательна его архитектура: выполненная в стиле петровского барокко, церковь привлекает внимание красивой мозаикой. Говорят, в выходные дни парковка у храма битком забита «бентли» и прочими чудесами зарубежного автопрома. Но это не должно отталкивать экскурсантов: уж слишком хорош и вид, который открывается отсюда на Москву-реку, и стройная белая церковка, и необычная для наших широт усадьба.

Координаты

Адрес: Московская область, Одинцовский район, Успенское.

Как добраться: на автомобиле по Рублево-Успенскому шоссе до перекрестка с 1-м Успенским ш., проехать прямо и сразу за ним свернуть направо перед воинским монументом, откуда до усадьбы всего лишь 1 км насквозь через село. Можно доехать и на маршрутке № 150 от ст. м. «Молодежная».

В Подмосковье почти все интересующие нас усадьбы мы исследовали ещё лет пять назад. На этот раз мы просто проезжали мимо. И оказавшись в селе Успенском, за скромной оградой, в глубине парка заприметили небольшой усадебный дом. Здешняя усадьба достаточно известна любителям "дворянской культуры". Однако, нам повезло больше, чем прочим, — мы попали внутрь этого мини-замка. Честно признаться, как внешне, так и внутренне дом не столь уж примечателен. Любопытен он, разве что своей историей. Как следует из названия поста, здесь гостил и даже написал пару картин особо не нуждающийся в представлении «мастер русского пейзажа» И.И. Левитан. А последним владельцем усадьбы был покровитель искусства и просвещения — Сергей Тимофеевич Морозов — брат известного промышленника Саввы Морозова.


Вдаваться глубоко в историю этого места и самой усадьбы не стану, ибо о ней и без меня предостаточно написано статей. Освещу лишь вкратце, для общего представления о том, где мы оказались. Село Успенское относится к числу исторических сёл Подмосковья. Его первое упоминание встречается в завещании московского князя Ивана Калиты под названием «Ирининское, Вяземское тож» (по др.источникам — «Оринино на Вяземе» ). До начачала XVI века село находилось во владение рода Овцыных. В 1624 г. числится во владении стольников Бориса и Глеба Морозовых (но их род прервался). Следующей хозяйкой здешних земель стала вдова М.В. Апраксина Домна Богдановна с детьми. При разделе имения село пришлось на долю Петра Апраксина, граф, сподвижник Петра I. В 1780 г. в селе значилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, по ней село и стало называться Успенским.

Ну, а мы пока ненадолго оставим историю и вернёмся в наши дни. Территория усадьбы, а точнее лечебницы на ней, находится под охраной, включая иногда и присутствие административных работников. Как люди культурные, мы согласовали наше "проникновение". Поэтому гуляем спокойно, не спеша. Общаемся с кошечками, в том числе и с теми, что в нижнем углу на фото забавно переплелись хвостами. Итак, пройдя от главных въездных ворот через аллею, выходим к усадебному дому. Честно скажу, впечатлить такой дом может только неискушённого любителя усадеб. Интересный, но не настолько, чтобы "Ах!".

Прежде, чем зайти внутрь особняка, решили обойти весь комплекс полностью.

С обратной стороны, выходящей на крутой берег Москвы-реки, внешний вид не то, чтобы подпорчен, а, прямо скажем, обезображен трубами теплотрассы, колодцами и воздуховодами. Но, надо отдать должное, что сам фасад дома не тронут.

Сфотографировать дом в анфас с этой стороны не удалось даже с помощью ширика, настолько вплотную к нему подступают заросли деревьев.

По асфальтированной тропинке продолжаем двигаться вдоль старинного особнячка, плавненько подходя к современному зданию профилактория.

Наш маленький "замок" соединён с многоэтажным корпусом таким вот коридором-галереей. Мне весьма понравилось решение, хотя большинство критикуют.

Новый довольно-таки масштабный корпус был построен в 1970-е годы. Обратите внимание, как живописно "джунгли" поглощают здание.

Вообще, своей монументальностью и некоторыми архитектурными деталями, столь типичными для санаториев советского времени, он впечатлил меня даже больше, чем готический мини-замок. Отчего-то обожаю подобные строения.

Бросаем последний взгляд на советский модернизм и...

Идём наконец-то посмотреть что там внутри старого дома.

А тем временем возвращаемся к истории. После Апраксиных владельцами села Успенского была полковница И.И. Бекетова (при ней существовал деревянный господский двухэтажный дом со службами). Спустя полвека, усадьба уже в собственности генеральши С.С. Бибиковой. Затем имение переходит к князю Б.В. Святополк-Четвертинскому. Именно при нём в 1881-1884 гг. по проекту архитектора П.С. Бойцова (автор множества проектов, в том числе и всем известной усадьбы Храповицкого «Муромцево») был построен двухэтажный усадебный дом, сохранившийся до настоящего времени. Хозяин особняка, князь Борис Владимирович Святополк-Четвертинский, происходил из древнего дворянского рода, ведшего своё происхождение от Рюрика. Был известным коннозаводчиком и здесь, в Успенском, занимаясь разведением лошадей, основал конный завод. К слову, чуть позже, в 1887 г., Бойцов в Москве выстроил для князя ещё один особняк (правда, в стиле французского Ренессанса). Но недолго Святополк владел Успенским и в скором времени оно перешло к некоему Арапову, у которого в конце XIX в. имение покупает миллионер, промышленник Сергей Тимофеевич Морозов (брат известного Саввы Морозова).

«Кажется дождь собирается!» Пяточок. А мы тогда собираемся наконец-то заглянуть внутрь.

Что под пристальными взглядами семейства кошачих и проделали.

И вот, мы в парадном вестибюле. Скрипя паркетом, по широкой, но невысокой лестнице поднимаемся на подиум.

Как можно заметить, стационар закрыт уже не первый год.

Конечно, мы не ждали тут некоего шедеврального или изысканного интерьера, ибо заранее были предупреждены, что за годы своего существования здание неоднократно подвергалось перестройкам. Но, всё-таки, что-то архитекторы-реставраторы оставили идентичным. Презанятно смотрятся массивные, тяжёлые деревянные потолки.

Из парадной проходим в соседний вестибюль, откуда в разные стороны расходятся коридоры, лестницы и двери. Тут даже лифт есть! Жаль, но почти все кабинеты закрыты на ключ. Т.к. мы здесь случайным проездом и специально экскурсию с открытием помещений не заказывали, поэтому довольствовались тем, что есть.

В одном из закутков стоят два зубоврачебных кресла с бормашиной (вторая "машина пыток" спряталась за углом).

Самым привлекательным и, действительно, достойным внимания оказалось оформление дверных проёмов и их "готические" венчания.

Хоть и грубовато, но небезынтересно смотрится весь этот деревянный декор, в частности обшитые толстыми панелями стены. Двери под стать обшивке стен выполнены в идентичном массивном стиле.

А мы тем временем потихоньку взбираемся на второй этаж. Ступени, скорее всего, подлинные, а вот родную ажурную решётку вместе с перилами с лестничного марша убрали. Наверняка, в советское время ступени украшал красный с боковыми зелёными полосками ковёр.

Оригинальный выход на чердак. Проходим через этот арочный проём.

На втором этаже на стенах ещё можно встретить несколько стендов с медицинскими профилактическими, информационными и агитационными статьями. Но мы остановимся и "прочтём" немного истории про последнего владельца усадьбы, напомню, коим был брат известнейшего промышленника Саввы Морозова Сергей Тимофеевич. Почти все наслышаны о меценатстве Саввы, а я замолвлю пару слов о благотворительной деятельности Сергея Тимофеевича. Кроме материальной поддержки учебных заведений, другое его замечательное начинание это создание Музея изящных искусств на Волхонке (ныне ГМИИ им.Пушкина). В 1898 г. вместе с профессором Московского университета И.В. Цветаевым (отцом М. Цветаевой) Морозов становится членом-учредителем Комитета для устройства Музея изящных искусств. Его имя значится в списке первых дарителей. В частности, он заказал в Берлине копии огромных фронтонных групп Зевса из греческой Олимпии. Пожалуй, самое известное его детище — Кустарный музей, основанный в 1885 г., специально для которого в 1903-м в Москве было выстроено здание в псевдорусском стиле (сейчас — Музей народного искусства). Объектом его многолетней заботы были художественные промыслы Сергиев-Посада, за что в 1915 г. Морозову было присвоено звание Почётного гражданина города.

В коридоре завернули поначалу направо.

Но тут вышли на неинтересный боковой лестничный пролёт. Повернули обратно.

Главный хол. Здесь даже уцелел стенд 40-летней давности, когда тут всё ещё было живое.

Поразила огромная картина неизвестного художника. Сдаётся мне, творение местного пациента.

Отсюда ведёт тот самый, что мы видели снаружи, коридор-галерея из старого дома в новое здание. Видимо, при непогоде проходящий тут лечение контингент ходил через него на процедуры в старинный особняк, где размещалось всё лечебное.

Продолжая описывать достойные поступки богатейшего человека того времени, Сергея Морозова, мы возвращаемся обратно (когда кабинеты закрыты, смотреть-то особо не на что).

Кроме того, Сергей Тимофеевич поддерживал в благотворительности и своего брата Савву. Например, когда тот в 1898-м стал учредителем и главным финансистом Московского Общедоступного художественного театра (Московский Художественный театр), Сергей также вошёл в число пайщиков театра. Материально поддержал он и другую инициативу, предпринятую братом в 1904 г. — строительство для фабричных рабочих Зимнего театра в Никольском. После самоубийства в Каннах брата Саввы Сергей Тимофеевич становится директором-распорядителем товарищества Никольской мануфактуры. В память Саввы Сергей вместе с матерью финансировал строительство двух корпусов при Старо-Екатерининской больнице: крупнейшего в Москве родильного приюта, носившего имя его отца, Т.С. Морозова, и психиатрического корпуса им. Саввы Тимофеевича. В 1916-м на средства Морозова В.Д. Поленов построил свой знаменитый Народный дом на Пресне (сейчас — Государственный центр современного искусства).
«На Москве-реке» . Другая картина, изображающая непосредственно дом Морозова в Успенском, называется «Сумерки. Замок» и была написана в 1898 г.

В письме от 13 июня 1897 года И.И. Левитан просил А.П. Чехова поехать с ним в имение С.Т. Морозова, что через три дня и было сделано. Но Антону Павловичу тут не понравилось. Любопытен отзыв писателя: «На днях был в имении миллионера Морозова. Дом — как Ватикан, лакеи в пикейных жилетах с золотыми петлями на животах, мебель безвкусная, вина — от Леве, у хозяина никакого выражения на лице, — и я сбежал».
Сбегаем и мы отсюда...

После революции 1917 г. владения и имущество Морозовых были национализированы, а сам Сергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта в здании Кустарного музея. В середине 20-х годов он уехал во Францию, где умер в 1944-м и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа во Франции. До 1929 г. в усадьбе размещался Детский дом. Затем 4 года здесь находился Институт коневодства, а до 1941 г. - средняя школа. После чего стены занял военный госпиталь, а затем снова Институт коневодства и Институт леса. С 1960 г. в усадьбе располажилось отделение Центральной Клинической Больницы Академии наук. Ну, а в традициях нашего времени, содержать бюджетные организации у государства давно уж нет денег. Поэтому эта лечебница не стала исключением. Сдаётся мне, ближайшая её судьба это частные руки.

Последним провожает нас кот Чернуш. А Рыжик лишь издалека мяукнул на прощание.

При создании поста использован материал сл.сайтов:
- А.С.Лившиц, Н.Н.Митронов, С.В.Фомин
- Истра.РФ

Усадьба Успенское (Россия, Московская область, Одинцовский район, Успенское, Рублёво — Успенское шоссе)

Проезд общественным транспортом: с Белорусского вокзала до ст. Перхушково -31 км, местным автобусом до ост. «Дорожный дом» — 10 км; или от ст. Одинцово — маршрутным такси.

Проход на территорию замка закрыт, для посещения доступна только церковь

Данная местность получила своё название по Успенской церкви. Точная дата её возведения не известна, возможно 1760 г. Однако, по другим источникам, в середине XVIII в., здесь уже была Воздвиженская церковь. Скорее всего её реконструировали и переосвятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Основанием для такого предположения служит архитектурный облик храма, близкий именно к первой трети XVIII в. Церковь является интересным памятником архитектуры стиля петровского барокко. Бесстолпный, одноглавый, одноапсидный храм объединён с двухъярусной колокольней притвором. Его внешние формы строги и лаконичны. Фасады украшают угловые лопатки да поясковые росписи «под карниз». Церковь перекрыта сомкнутым сводом, параболического сечения, и увенчана световым барабаном с шейкой главы.

При князе Б.В. Святополк-Четвертинском в 1880-х гг., по проекту П.С. Бойцова недалеко от храма был выстроен усадебный дом — в виде замка. Здание со сложной объёмно — пространственной структурой состоит из нескольких разновеликих объёмов, формирующих асимметричную композицию. Плоские фасады здания украшают в основном стрельчатые окна и разнообразные фронтоны: от ступенчатых, до близких по форме северным готическим образцам. Ломаную кровлю прорезает брандмауэр и трубы дымоходов. Рустованные углы и бровки окон — белокаменные.
Слева от главного входа к зданию примыкает эффектная гранёная башня, завершённая под шатром зубцами.
В Успенском так же сохранилась небольшая часть липового парка, в основном на склоне, обращённом к реке.
С 1960 г. в усадьбе располагается отделение центральной клинической больницы Академии наук. В 1970 — е гг. рядом с замком был выстроен её новый корпус.

Подпись к изображению в тексте:

А.С. Лившиц, Н.Н. Митронов, С.В. Фомин Успенское

Это село, расположившееся на правом берегу р. Москвы относится к числу древнейших в Подмосковье. Здешние места были заселены еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами городище железного века и курганы.
В сохранившихся письменных источниках Успенское, под названием Вяземское, упоминается впервые в завещании московского князя Ивана Калиты. Затем в середине XIV в. оно перешло во владение рода Овцыных, представители которого владели им до начала XVI в. Позднее село становится вновь дворцовым и является «приселком» соседнего Иславского.

Описание 1624 г. отмечает деревню во владении стольников Бориса и Глеба Ивановичей Морозовых. В ней значилось 5 крестьянских и 2 бобыльских двора (7 человек). В XVII в. род Морозовых пресекся, и в 1682 г. Успенское достается с Иславским вдове Матвея Васильевича Апраксина Домне Богдановне с детьми. В 1687 г. они разделили имение между собой и Успенское пришлось на долю Петра Матвеевича Апраксина.
Петр Матвеевич Апраксин, старший из братьев, родился в 1659 г. В 1689 г. он возводится в чин окольничего, а затем получает боярство. При Петре I он получает графский титул, чин действительного тайного советника, звание сенатора и должность президента Юстиц-коллегии.

В 1691 г. Апраксин строит в своей вотчине деревянную Воздвиженскую церковь. Незадолго до смерти (он умер в мае 1728 г.) приступает к строительству нового Воздвиженского каменного храма, который был освящен уже в 1729 г. Что же касается прежней деревянной церкви, то она в середине 1730-х годов была перевезена в село Федосьино (близ станции Переделкино). После кончины Петра Матвеевича село перешло по наследству к его родному сыну камер-юнкеру Алексею Петровичу Апраксину (умер в 1743 г.), а затем внуку Федору Алексеевичу Апраксину. При нем, в 1780 г., в селе значилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, и по ней село стало называться Успенским.





Когда была построена эта церковь, не известно. Считается, что она была возведена в 1760 г. Однако, можно думать, что в середине XVIII в. существовавшая здесь Воздвиженская церковь была реконструирована и переосвящена. Основанием для такого предположения служит архитектурный облик храма, близкий именно к первой трети XVIII в. Сохранившаяся до сих пор церковь является интересным памятником архитектуры в стиле петровского барокко. Ее внешние формы строги и лаконичны. В основе лежит двухсветный куб, завершающийся карнизом, центр которого на каждом из четырех фасадов надвышен и образует дугообразный полукруглый фронтон. Впервые такой прием полукруглого надвышения средней части фронтона был применен в здании церкви Панкратия-мученика (1700 г.), стоявшей на Сретенке, близ Сухаревой башни. Возможно, этот архитектурно-строительный прием как бы впитал в себя традиции позакомарного покрытия древнерусских храмов и прошел затем через всю архитектуру русского барокко XVIII в, На двухсветном четверике храма поставлены два последовательно уменьшающихся восьмерика, из которых последний служит барабаном-подставкой для луковичной главы. К четверику церкви с востока примыкает полукруглая алтарная апсида. С западной стороны здание церкви посредством низкой односветной трапезной соединятся с шатровой колокольней. Она четырехъярусная и завершается шатром с маленьким барабанчиком и луковичной главкой с крестом. Такие шатровые колокольни были очень типичны для русской архитектуры XVII в., а в данном случае, в здании XVIII в., выглядят довольно архаично. Это говорит о провинциальном запоздании в стиле на несколько десятилетий. Однако, такие запоздания бывали нередко.

От XVIII в. в Успенском сохранилась также часть некогда обширного регулярного липового парка. Еще в конце 1920-х годов здесь сохранялись остатки статуй и прочих затей старой барской жизни. «Экономические примечания» конца XVIII в. сообщают, что Успенским с деревнями владела полковница Ирина Ивановна Бекетова. В селе стоял и деревянный господский двухэтажный дом со службами и 23 двора, где проживало 182 души обоего пола.

В дни войны 1812 г. через село отходил отряд генерала Ф.Ф.Винценгероде. Маневрируя у каждой деревни, русские кавалеристы задерживали продвижение французов. Спустя полвека, Успенское значится собственностью генеральши Софьи Сергеевны Бибиковой, которая владела 26 дворами, где числились 121 душа мужского пола и 111 женского. Затем усадьба перешла к князю Борису Владимировичу Святополк-Четвертинскому. В 1880-х годах здесь, по проекту архитектора Петра Самойловича Бойцова был построен двухэтажный усадебный дом-дворец в виде замка, сохранившийся до настоящего времени. По проекту того же архитектора был воздвигнут и барвихинский замок баронессы Майендорф.

Статистика 1890 г. отмечает в селе 272 жителя и усадьбу княжны Веры Александровны Святополк-Четвертинской. Затем имение перешло к некоему Арапову, у которого в конце XIX в. его купил миллионер, промышленник Сергей Тимофеевич Морозов.
Он был младшим братом известного Саввы Морозова и, так же как брат, покровительствовал искусству и просвещению. В 1885 г. в Москве он организовал кустарный музей. Сергей Тимофеевич горячо покровительствовал художнику И.И.Левитану, у которого брал уроки живописи и иногда ездил с ним на этюды. Во флигеле своего московского дома он устроил великолепную художественную мастерскую, которую на льготных условиях уступил Левитану.

Исаак Ильич Левитан неоднократно бывал в Успенском. Летом 1897 г. он написал здесь этюд «На Москве-реке». Другая картина, изображающая дом Морозова в Успенском, называется «Сумерки. Замок» и была написана в 1898 г. Вместе с Левитаном здесь бывал и его ученик художник-пейзажист Владимир Иванович Соколов.
По приглашению Левитана в Успенском 16 июня 1897 г. побывал Антон Павлович Чехов. Но ему здесь не понравилось. Любопытен отзыв писателя: «На днях был в имении миллионера Морозова. Дом — как Ватикан, лакай в пикейных жилетах с золотыми петлями на животах, мебель безвкусная, вина — от Леве, у хозяина никакого выражения на лице, — и я сбежал». Морозов владел усадьбой до 1917 г. Перепись 1926 г. отметила в Успенском 92 хозяйства, 733 жителя, товарищество «Огнеупорный дом», кооператив, сельсовет, детский дом и конный завод в Горках-Х.

Детский дом размещался в усадьбе до 1929 г. Затем четыре года здесь находился Институт коневодства, а до 1941 г. — средняя школа. В 1941—1942 гг. тут был госпиталь, а затем снова Институт коневодства и Институт леса. С 1960 г. в усадьбе располагается отделение центральной клинической больницы Академии наук. В 1970-е годы рядом с замком был построен ее новый корпус.
Успенское сегодня — современный поселок с многоэтажными домами, школой, Домом культуры. По переписи 1989 г. в селе значилось 127 хозяйств и 311 жителей, в поселке дома отдыха «Успенское» — 27 хозяйств и 107 человек постоянного населения, в поселке Заречье — 10 хозяйств и 50 постоянных жителей.

Литература:
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы М., 1882, Вып. 2. С. 109-112