Болгария

Спидвей на льду. История. Статистика. История развития спидвея в россии Командный чемпионат мира

В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам - они выделились в отдельный вид спорта.

В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы « Ява » Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в обычном спидвее: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами - на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.

Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. По правилам шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхностью шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории спидвея на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.

Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.

КОМАНДНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

Командный чемпионат мира по спидвею на льду впервые был проведён в Калинине в 1979 году. С момента создания чемпионата, наблюдается господство российских гонщиков, выигравших все турниры, за исключением четырёх. В году чемпионом стала Западная Германия , а в , и Швеция .

Год Место проведения Золото Серебро Бронза
1979 Калинин (СССР) СССР Чехословакия ФРГ
1980 Эйндховен (Голландия) СССР Чехословакия Швеция
1981 Инцелль (ФРГ) СССР Чехословакия Швеция
1982 Калинин (СССР) СССР Чехословакия Швеция
1983 Берлин (ФРГ) ФРГ Швеция СССР
1984 Девентер (Голландия) СССР Швеция Финляндия
1985 Инцелль (ФРГ) Швеция СССР ФРГ
1986 Ленинград (СССР) СССР Швеция ФРГ
1987 Херенвен (Голландия) СССР Швеция ФРГ
1988 Гренобль (Франция) СССР Швеция Финляндия
1989 Ассен (Голландия) СССР Швеция Чехословакия
1990 Алма-Ата (СССР) СССР Швеция ФРГ
1991 Инцелль (ФРГ) СССР Чехословакия Швеция
1992 Оулу (Финляндия) СНГ Швеция Германия
1993 Ассен (Голландия) Россия Швеция Голландия
1994 Карлстад (Швеция) Россия Швеция Германия
1995 Франкфурт-на Майне
(Германия)
Швеция Россия Казахстан
1996 Ижевск (Россия) Россия Швеция Казахстан
1997 Берлин (Германия) Россия Швеция Финляндия
1998 Гётеборг (Швеция) Россия Швеция Финляндия
1999 Берлин (Германия) Россия Швеция Австрия
2000 Берлин (Германия) Россия Финляндия Швеция
2001 Хельсинки (Финляндия) Россия Австрия Германия
2002 Красногорск (Россия) Швеция Россия сборная Европы
2003 Саранск (Россия) Россия Швеция Германия
2004 Инцелль (Германия) Россия Германия Австрия
2005 Красногорск (Россия) Россия сборная Европы Германия
2006 Берлин (Германия) Россия Швеция Финляндия
2007 Саранск (Россия) Россия Швеция Германия
2008 Красногорск (Россия) Россия Австрия Финляндия
2009 Инцелль (Германия) Россия Австрия Германия
2010 Красногорск (Россия) Россия Швеция Австрия
2011 Берлин (Германия) Россия Австрия Чехия
2012 Тольятти (Россия) Россия Австрия Чехия
2013 Санок (Польша) Россия Австрия Швеция

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НАГРАД

Место Страна Золото Серебро Бронза Всего
1. Россия/СССР/СНГ 31 3 1 35
2. Швеция 3 18 6 27
3. Германия/ФРГ 1 1 12 14
4. Австрия 0 6 3 9
5. Чехия/Чехословакия 0 5 3 8
6. Финляндия 0 1 6 7
7. Европа 0 1 1 2
8. Казахстан 0 0 2 2
9. Голландия 0 0 1 1

ЛИЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

Учреждению Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду предшествовало проведение нескольких предварительных турниров под эгидой ФИМ : Кубок ФИМ (состоял из 10 гонок – 5 в СССР и 5 в Швеции; победитель – Борис Самородов ), Чемпионат Европы и (позже возрожденный как отдельный турнир ). Первый официальный чемпионат мира состоялся в Уфе.

В 1966-1993 чемпионат состоял из отборочных турниров и финала. В 1969, 1970, 1972, 1974 Финал чемпионата проводился в 1 день, в 1971, 1973, 1975-1993 – в два дня

В первом чемпионате (1966) в финале использовалась система зачетных очков (за 1-е место 8 очков, за 2-е - 6, за 3-е - 4, за 4-е - 3, за 5-е - 2 и за 6-е - 1 очко, остальные места не квалифицировались), с 1967 по 1993 учитывались только непосредственно набранные в заездах очки.

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЁРЫ ЛИЧНОГО ЧЕМПИОНАТА МИРА

Год Место финала Победитель Второе место Третье место
1966 Уфа (СССР)
Москва(СССР)
Габдрахман Кадыров
(СССР)
Виктор Кузнецов
(СССР)
Антонин Шваб
(Чех)
1967 Уфа (СССР)
Москва(СССР)
Ленинград
(СССР)

Борис Самородов
(СССР)

Вячеслав Дубинин (СССР)

Владимир Цыбров (СССР)
1968 Салават (СССР)
Уфа (СССР)
Г.Кадыров (СССР) В.Цыбров (СССР) Б.Самородов (СССР)
1969 Инцелль (ФРГ) Г.Кадыров
(СССР)
Юрий Ломбоцкий
(СССР)
В.Цыбров (СССР)
1970 Несшё (Шве) А.Шваб
(Чех)
Г.Кадыров
(СССР)
Курт Вестлунд
(Шве)
1971 Инцелль (ФРГ) Г.Кадыров
(СССР)
Владимир Чекушев (СССР) Милан Шпинька
(Чех)
1972 Несшё (Шве) Г.Кадыров
(СССР)
А.Шваб
(Чех)
Владимир Пазников (СССР)
1973 Инцелль (ФРГ) Г.Кадыров
(СССР)
Б.Самородов
(СССР)
В.Пазников (СССР)
1974 Несшё (Шве) М.Шпинька (Чех) В.Цыбров (СССР) Г.Кадыров (СССР)
1975 Москва (СССР) Сергей Тарабанько (СССР) В.Цыбров (СССР) Сергей Казаков (СССР)
1976 Ассен (Гол) С.Тарабанько (СССР) М.Шпинька (Чех) Конни Самуэльссон (Шве)
1977 Инцелль (ФРГ) С.Тарабанько (СССР) К.Самуэльссон (Шве) Зденек Кудрна (Чех)
1978 Ассен (Гол) С.Тарабанько (СССР) Анатолий Бондаренко (СССР) Анатолий Гладышев (СССР)
1979 Инцелль (ФРГ) А.Бондаренко (СССР) Владимир Любич (СССР) З.Кудрна (Чех)
1980 Калинин (СССР) А.Бондаренко (СССР) С.Тарабанько (СССР) Владимир Сухов (СССР)
1981 Ассен (Гол) В.Любич (СССР) В.Сухов (СССР) А.Гладышев (СССР)
1982 Инцелль (ФРГ) С.Казаков (СССР) Пер-Олаф Серениус (Шве) Владимир Субботин (СССР)
1983 Эйндховен (Гол) С.Казаков (СССР) А.Бондаренко (СССР) Эрик Стенлунд (Шве)
1984 Москва (СССР) Э.Стенлунд (Шве) В.Сухов (СССР) Юрий Иванов (СССР)
1985 Ассен (Гол) В.Сухов (СССР) Ярмо Хирвасоя (Фин) Ю.Иванов (СССР)
1986 Стокгольм (Шве) Ю.Иванов (СССР) В.Сухов (СССР) Э.Стенлунд (Шве)
1987 Берлин (ФРГ) Ю.Иванов (СССР) В.Сухов (СССР) Виталий Русских (СССР)
1988 Эйндховен (Гол) Э.Стенлунд (Шве) Ю.Иванов (СССР) Сергей Иванов (СССР)
1989 Алма-Ата (СССР) Николай Нищенко (СССР) Ю.Иванов (СССР) В.Сухов (СССР)
1990 Гётеборг (Шве) Я.Хирвасоя (Фин) Н.Нищенко (СССР) С.Иванов (СССР)
1991 Ассен (Гол) С.Иванов (СССР) П-О.Серениус (Шве) Михаэль Ланг (ФРГ)
1992 Франкфурт-на Майне (ФРГ) Ю.Иванов (СНД) Антонин Клатовски (Чех) Стефан Свенссон (Шве)
1993 Саранск (Рос) Владимир Фадеев (Рос) Александр Балашов (Рос) М.Ланг (Гер)

ГРАН - ПРИ

В была введена система Гран-при : сохраняется система квалификационных раундов, но меняется финальная часть: определенное количество городов принимают у себя по 1 финалу, каждый финал проводится в 2 дня. В зависимости от занятого в каждый из дней места гонщик получает определенное количество зачетных очков. В конце сезона зачетные очки суммируются, и определяется победитель.

Методика определения зачетных очков: после проведения заездов основной сетки гонщики, занявшие предварительно места с 1 по 4, участвуют в финале A и окончательно распределяют 1-4 места и соответствующие зачетные очки, гонщики 5-8 мест участвуют в финале B, следующие четверо – в финале C, последние 4 – в финале D.

C 2012 года сохраняется система Гран-При, но учитываются не зачетные, а исключительно заездные очки. Отменяются финалы A, B, C, D, вместо них вводится аналогичная гаревому Гран-При система 2 полуфиналов для лучшей восьмерки гонщиков и финала. Отличается – набранные в финале очки не удваиваются.

Победители с 1994 года

Год Победитель Второе место Третье место
1994 А.Балашов (Рос) П.-О.Серениус (Шве) Вячеслав Никулин (Рос)
1995 П.-О.Серениус (Шве) А.Балашов (Рос) В.Никулин (Рос)
1996 А.Балашов (Рос) Юрий Поликарпов (Рос) В.Никулин (Рос)
1997 Кирилл Дрогалин (Рос) А.Балашов (Рос) Яри Альбом (Фин)
1998 А.Балашов (Рос) К.Дрогалин (Рос) В.Никулин (Рос)
1999 В.Фадеев (Рос) А.Балашов (Рос) В.Никулин (Гер)
2000 К.Дрогалин (Рос) Франц Цорн (Авс) В.Фадеев (Рос)
2001 К.Дрогалин (Рос) В.Фадеев (Рос) В.Никулин (Гер)
2002 П.-О.Серениус (Шве) В.Никулин (Гер) Ю.Поликарпов (Рос)
2003 Виталий Хомицевич (Рос) Гюнтер Бауэр (Гер) Владимир Лумпов (Рос)
2004 Дмитрий Буланкин (Рос) В.Хомицевич (Рос) Николай Красников (Рос)
2005 Н.Красников (Рос) В.Хомицевич (Рос) Иван Иванов (Рос)
2006 Н.Красников (Рос) Юнир Базеев (Рос) Михаил Богданов (Рос)
2007 Н.Красников (Рос) В.Хомицевич (Рос) И.Иванов (Рос)
2008 Н.Красников (Рос) Дмитрий Хомицевич (Рос) Ф.Цорн (Авс)
2009 Н.Красников (Рос) Даниил Иванов (Рос) Ф.Цорн (Авс)
2010 Н.Красников (Рос) Д.Иванов (Рос) Д.Хомицевич (Рос)
2011 Н.Красников (Рос) Игорь Кононов (Рос) Д.Иванов (Рос)
2012 Н.Красников (Рос) Д.Иванов (Рос) Д.Хомицевич (Рос)
2013 Д.Иванов (Рос) Дмитрий Колтаков (Рос) Д.Хомицевич

    Ежегодный турнир, проводимый Международной мотоциклетной федерацией (FIM) с 1960 по 2000 гг. История и формат С 1960 по 1985 турнир состоял из предварительных раундов и финала. Каждая команда состояла из 4 основных гонщиков и 1 запасного.… … Википедия

    Впервые был проведён в Калинине в 1979 году. С момента создания чемпионата, наблюдается господство российских гонщиков, выигравших все турниры, за исключением четырёх. В 1983 году чемпионом стала Западная Германия, а в 1985, 1995 и 2002 Швеция.… … Википедия

    Серия спортивных соревнований. Чемпионаты СССР проводились в период с 1923 по 1991 годы. Чемпионаты СССР проводились по: Игровые виды спорта: Чемпионат СССР по футболу Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин Чемпионат СССР по волейболу среди… … Википедия

    Международные соревнования между сильнейшими спидвейными гонщиками мира. Сегодня победитель определяется в гонках серии Гран При, в которой очки набранные в гонках накапливаются и победитель определяется по итогам всех гонок. Однако до 1995 года… … Википедия

    Чемпионат мира по спидвею международные соревнования между сильнейшими спидвейными гонщиками мира. Сегодня победитель определяется в гонках серии Гран При, в которой очки набранные в гонках накапливаются и победитель определяется по итогам всех… … Википедия

    Соревнование среди лучших спидвейных гонщиков России. Первый Личный Чемпионат России был проведён в 1960г. в городе Майкопе. Его победителем стал уфимец Игорь Плеханов. Медалисты Сезон Финал Чемпион России Серебряный призёр Бронзовый призёр 1960… … Википедия

    Ежегодный турнир, проводимый Международной мотоциклетной Федерацией (FIM), начиная с 1977 года. Состоит из финала и отборочных соревнований, проходящих в странах участницах FIM. Действующим чемпионом мира является поляк Мацей Яновски. Содержание… … Википедия

    - (мотогонкам на льду) ежегодный турнир, проводимый Европейским Мотоциклетным Союзом (UEM), начиная с 1999 года. Содержание 1 История турнира 2 Победители 3 Медальный зачёт … Википедия

    - (ЛЧР по мотогонкам на льду) соревнование среди лучших ледовых спидвейных гонщиков России. Финал Чемпионата 2010 2011 года состоялся 8 9 января в Уфе. Содержание 1 Медалисты 2 Ссылки 3 Статистика … Википедия

    Личный чемпионат мира по спидвею на льду – ежегодное соревнование среди сильнейших спортсменов мира по мотогонкам на льду. Проводится с 1966 года. Учреждению Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду предшествовало проведение нескольких… … Википедия

Популярный вид мотоциклетного спорта развивался и становился популярным не только в Америке, но и в Европе. Определенный застой в развитии был вызван лишь Первой Мировой войной, когда люди опасались покупать транспорт, ведь в любой момент его могла забрать армия.

Популярность в России у спидвея, точнее его начинаний, соревнования еще были без особых правил, была еще в до военное время. Этот факт подтверждается тем, что в начла войны царская армия включала в себя 1600 мотоциклистов с собственными мотоциклами. Использования мотоциклов в армии считалось тактикой запугивания врага.

Спидвей же как спорт начали восстанавливать только после окончания войны с поляками в 1920 году. Развитие в России очень отличалось от остальных стран, ведь на тот момент главным для Советской республики было развития военной техники, ее улучшения и обучение управлением. Мотоциклы приравнивались к военной техники.

Уже в 1920 году Москва проводит первый за свою историю чемпионат России по спидвею. Как и было ранее, соревнования проводились на конном ипподроме. Зрители были шокированы, ведь они первые кто смог наблюдать за интересным зрелищем с оборудованных трибун, а не с земляных валов, как во многих странах, на тот период.

Сейчас в соревнованиях по спидвею принимают участия мотоциклы с объемом двигателя в 500 см3, а в этом состязании сразились байки, объем двигателя которых составил до 750 см3 и свыше 750 см3.

Такие соревнования очень вредили ипподрому, треки сильно страдали и их приходилось восстанавливать достаточно долго На некоторый период встал вопрос о закрытии конных соревнований. Но потом спидвей перенесли на футбольные стадионы, где для них были организованны специальные дорожки.

Чемпионаты России были очень популярны, единственно что за весь период изменилось это название. Кубок Советского Союза проводился вплоть до начало Второй Мировой войны.

Но не стоил забыть и про спидвей на льду. 1938 год ошеломляющий заезд на ледяное поле между таймами хоккея Сергея Бучина, скоростная езда заворожила публику. 10 марта 1940 год стал началом в истории спидвея на льду - на московском ипподроме состоялись мотогонки на льду.

Трасса состояла из 6 кругов- 9600 метров. Команда СССР в спидвее на льду была в лидирующих, но 90-е года, распад страны стал переломным моментом для соревнования.

Новая эпоха, которая радует нас до сих пор началась в 2007 году, когда команда выступила на чемпионате страны.

Cмотрите также

История образования завода по производству мотоциклов Jawa, которые и до сих пор востребованы просто не может оставить без внимания. Спидвей, как вид мотоциклетного спорта в Чехии был очень популярен. Старейшее первенство на континенте было проведено именно

Этот эмоциональный вид спорта берет свое начало в первом десятилетии ХХ века, когда гонки на мотоциклах были очень популярны среди американцев. Изначально местом для их проведения были деревянные дорожки, но после того, как пара байков вылетели на зрителей их начали

Слово спидвей переводится с английского (speedway) как скоростная дорога, а конкретно подразумевает собой гонки на мотоцикле как один из видов спорта. Существуют разные виды трековых мотогонок: на земляном и травяном покрытии, гонки на длинном треке, мотогонки

Фотографии разных лет со стадиона "Строитель" в Тольятти, где проходят гонки по спидвею. Теперь это Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова - уникальное сооружение не только в Самарской области, но и во всей Европе.

В ящике со старыми фотографиями случайно нашёл рулончик чёрно-белых негативов. Качество оставляет желать лучшего, но рад, что сохранилось хоть это. Кадры, снятые "Сменой-8М" на стадионе "Строитель" в 1986 году. В тот год я впервые попал на гонки по спидвею. Также фото 1995, 2000 и других годов. Некоторые фото взяты с разных источников.


Построенный в начале 60-х стадион "Строитель" принадлежал Куйбышевгидрострою, одной из крупнейших строительных организаций в Волжском регионе. Он был торжественно открыт в мае 1963 года. Кроме футбольного поля и беговой дорожки на стадионе находился стрелковый тир, авиамодельный и радиокружок, курсы водителей и мотоциклистов. А в 1967 году при спортивно-техническом клубе ДОСААФ Куйбышевгидростроя создаётся команда "Жигули", первым тренером которой стал Юрий Павлович Петров. И в том же 1967 году команда становится участницей чемпионата СССР по спидвею в классе "Б".

Ныне существующее здание обшитое белым сайдингом, самое старое строение, которое осталось от стадиона "Строитель". В 60-х годах оно являлось административным зданием стадиона. В то время администрация стадиона никакого отношения к СТК "Жигули" и спидвею не имела. Гонщики команды ютились в нескольких боксах под трибунами, а руководство вообще располагалось в городе в выделенных помещениях общежития. Проведение тренировок и соревнований приходилось каждый раз согласовывать с администрацией стадиона, так как существовал извечный конфликт футбольного поля и трека. И только позже, когда СТК "Жигули" стал набирать силу, "Куйбышевгидростроем" на стадионе была произведена реконструкция. В результате чего появилось своё административное здание, раздевалки для спортсменов и боксы для мотоциклов. Вскоре и весь стадион отошёл только к техническим видам спорта.

Фото 1. Гонки на стадионе "Строитель", конец 60-х годов. За лесом видна гора Отважная.

Фото 2. 1986. В те годы старт и комментаторская будка находились со стороны здания управления Куйбышевгидростроя. На противоположную сторону старт был перенесён уже при Алике Гасанове в 1994 году.

Фото 3. 1986. Взрослый билет стоил 1руб. 40 коп; детский - 50 копеек. На спидвей шли целыми компаниями, заводскими бригадами. Прийти старались пораньше, чтобы занять места поближе к старту. На поворотах садились самые отчаянные. На виражах мелкая гарь из-под колёс мотоциклов долетела до верхних рядов.

Фото 4. 1986. Моторный парк.

Фото 5.1986. Предстартовая подготовка мотоциклов.

Фото 6. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" из Октябрьска Вячеслав Кочергин.

Фото 7. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" Флюр Калиму́ллин.

Фото 8. 1986. Здание администрации стадиона и плакат ДОСААФ СССР.

Фото 9. 1986. С 1977 года в Тольятти стали проходить не только летние гаревые гонки, но и зимние на льду. В 1986 году тренером команды "Жигули" стал Анатолий Бондаренко, звезда первой величины в гонках на ледяной дорожке не только в СССР, но и в мире. Я лично знаком с ним. Это весёлый и общительный человек. За годы спидвейной карьеры на нём, вероятно, не осталось ни одного здорового места. Хотелось бы сделать небольшое отступление и подробнее рассказать о нём.

Фото 10.
В 19 лет он стал заниматься мотоболом, играя на позиции вратаря, затем мотокроссом. В 1968 году принимал участие в первенстве Оренбуржской области по спидвею на льду, где получил травмы и попал в больницу.
В 1974 году Анатолий Бондаренко впервые был зачислен в состав сборной СССР по спидвею на льду. В 1979 году он выиграл все возможные золотые медали: стал одновременно чемпионом мира и СССР как в личном, так в и командном первенстве, а также чемпионом РСФСР. В сборной также выступал его брат Николай, с которым они и победили в командном зачёте и который стал серебряным призёром в личном. В финале личного чемпионата мира Анатолий, сражаясь против лучших гонщиков планеты, набрал 30 очков из 30 возможных.
В 1980 году Анатолий Бондаренко ещё раз победил в обоих видах чемпионата мира. В дальнейшем ещё трижды становился чемпионом СССР.
Всего за спортивную карьеру выиграл 36 медалей различного достоинства.
Параллельно с выступлениями на льду принимал участие и в традиционном спидвее, где являлся одним из лидеров команды «Жигули».
Сейчас Анатолий Николаевич Бондаренко проживает в Германии.

Фото 11. 1986.

Фото 12. 1986. Гонщик "Нефтяника" Флюр Калиму́ллин готов к старту.Чтобы зрителям с трибун было удобнее различать гонщиков, каждому надевается цветной нашлемник. На "Строителе" хозяева всегда в красном и синем нашлемниках, а команде гостей достаются жёлтый и белый.

Фото 13. 1986. Флюр Калиму́ллин - советский и российский спидвейный гонщик, чемпион России и вице-чемпион СССР в командном зачёте, вице-чемпион России и чемпион Украины в личном зачёте.

Фото 14. 1986.

Фото 15. 1986. Редкое фото Рината Марданшина в форме команды "Жигули". Этот знаменитый гонщик Октябрьского "Нефтяника" (в последствии команда "Лукойл"), в 1986-1987 годах проходил воинскую службу в Приволжском округе и был зачислен в состав клуба «Жигули». 19 января 2005 года после успешной операции по снятию с ключицы пластины, закреплявшей полученную травму, скоропостижно скончался от обширного инфаркта. В память о гонщике в Октябрьском ежегодно проводится Мемориал Рината Марданшина.

Фото 16. 1986. Выезд с моторного парка на трек. Гонщики команды "Сигнал" из города Ровно.

Фото 17. 1986.

Фото 18. 1986. Зрителей от трека отделял лишь деревянный забор. Милиционеры гоняли мальчишек, любящих залезать на него.

Фото 19. 1986. В 80-е годы трековые мотогонки проходили в два дня. В первый день - командная гонка, на второй день - личная.
Правила спидвея или гонки на гаревой дорожке просты: две команды; 15 заездов; пара гонщиков от каждой команды стартует в каждом заезде, 4 круга в каждом. На финише гонщики приносят в копилку своей команды: 3 очка за победу, 2 очка за второе место и 1 - за третье. Последний не получает ничего. Часто добавляются 2, а то и 3 дополнительных заезда. В личной гонке каждый спортсмен набирает очки для себя.

Фото 20. 1986. Стартовая ленточка взлетает вверх, и четыре мотоцикла срываются с места. Грохот моторов разносится не только на весь стадион, но и на ближайшие жилые кварталы. Каждый заезд занимает по времени чуть более минуты: гонщики должны проехать всего четыре круга по треку. Последний рекорд трека 62,4 секунды установил Артём Лагута 2 августа 2012 года.

Фото 21. 1986. В этом году команда «Жигули» радует своих болельщиков: не проиграв ни одной домашней встречи, клуб завоевывает серебряные медали.
Итоговое положение командного Чемпионата СССР в высшей лиге - 1986 года.
Финал.
1. СИГНАЛ (г.Ровно) - 38
2. ЖИГУЛИ (г.Тольятти) - 23
3. КУЗБАСС (г.Кемерово) - 20
4. ТУРБИНА (г.Балаково) - 15

Фото 22. 1986. В тот же год создается спортивная секция для детей 14—16 лет по подготовке спортсменов для выступления в классе 125 см³. А также производится реконструкция дорожек стадиона «Строитель» для их соответствия международным стандартам.

7 июля 1987 в Тольятти состоялась гонка: Сборная клубов СССР - Швеция. Это был настоящий праздник для любителей спидвея. Стадион был забит до отказа. Наши победили со счётом 57:50. Ещё много лет у меня на стене висел памятный вымпел, купленный на этой гонке с автографами Конни Иварссона, Кима Карлссона и Вячеслава Шарипова.

Сборная клубов СССР - 57: Швеция (U-23) - 50:

1. Александр Миклашевский - (с,2,2,1,3,1) = 9 9. Ким Нюстрём - (2,-,3,3,3,2) = 13

2. Валерий Гордеев - (1,1,-,2,2,2) = 8 10. Конни Иварссон - (3,-,1,п,0,0) = 4

3. Игорь Марко - (-,2,2,2,2,1) = 9 11. Петер Карлссон - (3,с,-,1,0,-) = 4

4. Вячеслав Шарипов - (1,-,0,-,-,-) = 1 12. Маркус Риттервалл - (2,п,-,-,-,-) = 2

5. Анатолий Шумилов - (1,-,-,0,-,-) = 1 13. Ким Карлссон - (3,с,-,-,1,0) = 4

6. Владимир Колодий - (-,2,0,-,2,1) = 5 14. Деннис Лёфквист - (2,3,1,1,0,2) = 9

7. Ринат Марданшин - (п,3,3,0,3,3) = 12 15. Микаэль Теурнберг - (-,1,0,2,1,0) = 4

8. Виктор Кузнецов - (0,3,2,3,1,3) - 12 16. Кристер Гардел - (-,0,1,3,3,3) = 10

Слева на фото тренер команды Анатолий Бондаренко.

Фото 23. 1987.


В 1989—1991 годах клуб испытывал серьёзные материальные затруднения. После чемпионата 1990 года даже вставал вопрос о полном прекращении существования команды. В 1992 году, в год 25-летия клуба, ситуация ещё ухудшилась: были прекращены поставки новых мотоциклов, с распадом «Куйбышевгидростроя» было прекращено финансирование. Ведущие спортсмены покинули команду, на обращение в горисполком пришёл ответ о «невозможности содержания команды в связи с тяжелым положением городского бюджета».

Фото 24. 2007. В 2006 году началась полная реконструкция стадиона «Строитель», которая осуществлялась и курировалась Правительством Самарской области.

Фото 25. 2015. Стадион после реконструкции.

Фото 26. 2009. Особенно зрелищны ночные гонки на ледяной дорожке.

Фото 27. 2015. В 2010 году стадиону присвоено наименование «Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова» в честь погибшего президента клуба Степанова Анатолия Алексеевича.

Фото 28. 2016. Трибуны, как и 30 лет назад, забиты до отказа.

Фото 29. СТК им. А.А. Степанова - лучшее в Европе специализированное спортивное сооружение, на котором допускается проводить соревнования любого класса по имеющимся лицензиям Европейского мотоциклетного союза (UEM) и Международной мотоциклетной федерации (FIM). В 2010 году СТК им. А.А. Степанова был присвоен класс «А» - наивысшая оценка трека по международной классификации, которой удостоились всего 4 стадиона во всём мире.

Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке, Вы можете посмотреть в моём блоге: