Испания

Дмитриевский собор г. Владимира. Кружевная легенда. Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма


Дмитриевский собор во Владимире. Конец12 века.

Дмитриевский собор во Владимире - главный княжеский храм, построенный великим князем Всеволодом Большое Гнездо согласно исследованиям Н. Н. Воронина, в 1194-1197 гг. (есть сведения, что по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, он был построен в 1991 году). Он является одним из самых ярких, выразительных и известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода.

Храм был освящен во имя св. Дмитрия Солунского — небесного покровителя князя Всеволода Юрьевича, при крещении получившего имя Дмитрий. Несмотря на указанную датировку, точное время постройки собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти
великого князя Всеволода, упоминает, что он на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и «дивно» украсил ее иконами и росписью. Именно поэтому ряд исследователей относят строительство собора к периоду между 1194 и 1197 годами.

В работе над собором были задействованы только русские зодчие — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Однако по одной из версий среди строителей все же были и выходцы с Балканского полуострова — болгары, сербы или далматинцы. Это объясняет сходство белокаменного убранства собора с общесредневековыми традициями, характерными не только для
Балкан и Византии, но и других европейских государств. В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики св. Дмитрия в греческом городе Фессалоники (Солунь) были привезены главные реликвии — большая икона, изображающая святого в полный рост, и
серебряный чеканный ковчежец, где находилась "сорочка" — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Летописец сообщает: «И принес доску гробную из Селунясвятого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика тут же положи».
Почему собор посвящен Димитрию? Мать Всеволода — византийская принцесса — жила в Константинополе, при дворе императора Мануила Комнина, где св. Дмитрий почитался как
покровитель императорской семьи.


Фотография А.А.Александрова из книги Г.К. Вагнера "Старые русские города".

Современный вид собора значительно отличается от первоначального: он пережил разрушительные пожары в 1536, затем в 1719 и в 1760-е годы. Известно, что еще в XV веке велись ремонтные работы, инициаторами которых были московские князья. В начале XVI века собор еще числился великокняжеским, но позже это значение потерял. В XVI-XVII веках собор
подновлялся, частично утрачивая старые конструктивные и декоративные элементы.


Дмитриевский собор в 1830-е годы. Чертеж Ф. Рихтера

По мнению некоторых исследователей самый большой урон был причинен зданию в XIX веке и отнюдь не пожаром. ; В 1834 году, во время посещения Владимира император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность храма и пожелал привести собор в «первобытный вид». Усердные «реконструкторы» разобрали в 1837—1839 годах окружавшую собор с юга, запада и севера галерею, подведенную под уровень аркатурно-колончатого
пояса, а также примыкавшие с севера и юга башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры. Эти невосполнимые потери не только исказили облик храма, но и сильно ослабили его конструкцию. В 1840—1847 годах состоялся ремонт и внутри здания: стены были заново расписаны, при этом погибли древние фрески, пол опущен, устроен новый иконостас,
винтовая лестница на хоры.


Дмитриевский собор в 1834 г. Рисунок Ф. Дмитриева


Дмитриевский собор. План.

Стоит обратить внимание на то, что глава собора на высоком барабане покрыта золотым шлемом. Шлемовидное покрытие глав— одна из примет древней архитектуры (как правило, до XVI века включительно).
Основным материалом для строительства служил белый камень — известняк. Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни. Эти галереи и башни вероятнее всего появились или были перестроены чуть позднее самого собора и соединяли собор с
княжеским дворцом. Они также имели белокаменную резьбу, несколько отличавшуюся по стилю, которую впоследствии, при разборе галерей и башен в 1838 году, использовали для заделки утрат на фасадах собора.





Средний ярус демонстрирует аркатурно-колончатый пояс с богатейшим орнаментом. Верхний ярус по всей своей плоскости, от верха аркатурно-колончатого пояса до также украшен резьбой. Колонки аркатурного пояса в этом обилии резьбы воспринимаются как окаймляющая лента;Резьба присутствует и на цилиндрическом барабане, на котором возвышается золоченый купол.

Однако конструктивная целостность не нарушается декором: вертикали пилястрритмически членят фасады, подчиняя все резное убранство архитектуре.

На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов.

Подлинные рельефы сохранились на западном фасаде, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах. На западные прясла южного и северного фасадов попало много резных камней с упоминавшихся выше разобранных башен, немало рельефов пришлось выполнить заново. Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в
западном прясле северного фасада, остальные колонки и фигуры святых вырезаны в XIX веке.
Исключение составляют снятые с башен 13 колонок и сидящие святые на западном фасаде. Кроме того, с башен сняты также и каменные блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых.

Скульптурное убранство порталов. Фрагмент.

Резные камни а фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы.

Резьба колончатого пояса изображает целую галерею святых, среди которых имеются фигуры князей Бориса и Глеба.Под каждой фигурой вырезаны изображения фантастических
животных или растений. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса.

Можно предположить, что в первоначальном замысле скульптурного оформления собора ведущей является тема власти. Южный фасад украшен большой по размеру композицией «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет, который современному наблюдателю кажется весьма необычным для украшения православного храма, в средние века был необычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. По мнению академика Б.А. Рыбакова "Вознесение Александра» в церковной скульптуре второй половины XII века было равноправно важнейшим христианским изображениям. Александр изображен в плетеном коробе, который несут на крыльях два грифона. Он держит в руках маленьких львят, выступающих в качестве «приманки» для грифонов. Летающие чудища тянутся к приманке, забирая тем самым царя ввысь. Этот сюжет был очень распространен во владимиро-суздальском искусстве: он
украшал и первоначальный Успенский собор во Владимире, и церковь Покрова на Нерли, и символизировал божественное покровительство княжеской власти.

На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».

Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла. По одной версии, владимирские мастера позаимствовали эти сюжеты из западноевропейской культуры: они перенесли на стены дворцового храма изображения, украшавшие средневековый романский ларец, который хранился в княжеской казне.

Царь Давид играет на лютне. Фрагмент рельефа.

Центральное место среди персонажей, присутствующих в оформлении Дмитриевского собора, занимает фигура царя Давида. Она представлена в декоре трех фасадов храма. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка — вероятнее всего, предвосхищен образ Христа. Весь тварный мир — звери, птицы, деревья и травы- внимает Давиду у подножия престола. Согласно другому мнению рельефы Дмитровского сбора восходят к народной
мифологии, указывая на связь изображений с «Голубиной книгой», главное действующее лицо которой;— царь Давил, добрый заклинатель природных сил и вдохновенный певец. Г.К. Вагнер, автор специальной монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси, считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен вовсе не Давид, а его сын Соломон, пророк
и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя, и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой дворцовый храм.


Рельеф аркатурно-колончатого пояса. Фрагмент

Новозаветная тема представлена образами святых в аркатурно-колончатом поясе и в медальонах, а также двенадцать всадников. Сложно не отметить, что при всем этом большая часть рельефов посвящена нецерковным сюжетам.

По мнению некоторых исследователей, звериный мир рельефов Дмитриевского собора по сути является"аристократическим" звериным миром, приобретавшим значение
геральдических эмблем знати.


И действиельно, княжеские гербы XII-XIII веков часто содержали изображения барсов, пардусов (кошки-леопарды) и других геральдических существ.


Поэтому существует предположение, что на стенах собора воплощены не представления народной мифологии, а образы, пришедшие из мира средневековой книжности — с ними была знакома княжеская знать. Простому народу подобные сюжеты были неизвестны и
непонятны, удивляли и даже устрашали. Кроме того — и на это стоит обратить внимание — первоначально собор стоял за белокаменной стеной и его резьбой могли любоваться лишь те, кто имел доступ на княжеский двор.

Дмитриевский собор во Владимире

Во времена правления великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века – захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», – пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.

Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера – летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».

Дмитриевский собор

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837–1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Собор – шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции создают подлинную уникальность Дмитриевского храма. Собор великолепен. Дух торжественного великолепия пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее им остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.

Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с какими-то выходцами с Балканского полуострова – болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много общесредневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, отнюдь не является не художественным приемом – дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых – русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы – льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… Настоящая сказка в камне!

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке – прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, собора Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII века «Вознесение Александра» равноправно важнейшим христианским изображениям», – пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят – «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище «Большое Гнездо» князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «всякое» дыхание да хвалит Господа. «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад – и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад – и Ты там» ), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях – но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями – и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»…

Белокаменная резьба Дмитриевского собора

…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной – кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века – сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера – греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными индивидуальными, портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах – светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик – ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» – именно таким и задумывали его древние зодчие. «Храм Мой домом молитвы наречется»

«Дмитриевский собор, – пишет Л.Д. Любимов, – один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Успенский собор во Владимире В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Сказание о Владимире Мономахе Хотели осветить историей и идею византийского наследства. Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол. В московской же летописи,

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Народная память о Владимире Не существует никаких былин, в которых действовали бы Рюрик, Олег, Игорь или Святослав. Совсем. Ни одной. Даже «умнейшая из людей» Ольга никак не упомянута в былинах, словно ее и не было. Но все русские былины обязательно упоминают Владимира

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Успенский храм во Владимире Согласно историческим хроникам, свое название город Владимир получил в честь основателя, великого князя Киевского Владимира Мономаха. Он же построил в новом городе и первую каменную церковь Спаса. Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Сергей Дмитриевский «Сталин» Смерть гуляет над странойТри года гражданской войны: напряженной, беспощадной, разрушительной, перевернувшей всю страну, всю ее залившей кровью……Странная вещь гражданская война, - записывает в дневнике ее участник и герой

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Былины о князе Владимире Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных

Из книги Праведник. История о Рауле Валленберге, пропавшем герое Холокоста автора Бирман Джон

ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ - ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС Особое внимание было уделено Владимиру. Причины в том, что многие-сокамерники Рауля Валленберга после осуждения поочередно пересылались в эту тюрьму, где были достаточно хорошие возможности для изоляции заключенных, и что

Из книги Нижегородские исследования по краеведению и археологии - 1999 автора Анучин С. В.

С. М. Дмитриевский. Археологические исследования в Старых Печерах в

Знаменитый Дмитриевский собор находится в городе Владимир и представляет собой большой придворный храм, который был выстроен князем Всеволодом Большое Гнездо на территории княжеского двора. Было принято решение освятить храм во имя великомученика Солунского Дмитрия.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора до сих пор неизвестна, но многие исследователи указывают на период между 1194 и 1197 годами. Процессом стройки занимались русские мастера, хотя первоначально планировалось пригласить немецких.

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Поврежденный и разграбленный татарами, храм впоследствии еще не раз горел и подвергался разграблениям.

В период между 1837 и 1839 годами, согласно распоряжению императора Николая I, в соборе были проведены ремонтно-восстановительные работы для цели придания собору первоначального вида. По итогам работ оказалось, что храм был невероятно изуродован и совершенно не был похож на первоначальный вариант. По прошествии некоторого промежутка времени собор стал быстро разрушаться. Снова было отдано распоряжение о его восстановлении, но на этот раз облик храма был почти полностью восстановлен. Церковь строилась в качестве дворцового храма князя Всеволода Большое Гнездо и занимала первое место среди всех построек его двора.

Стоит отметить, что Дмитриевский собор является искусным шедевром. Ему присущи почти идеальные формы и благородные пропорции, что делает собор уникальным. Внешний вид собора поражает в первого взгляда, ведь дух торжественности окутывает храм до самых неприметных деталей. Символ православного вероисповедания вобрал в себя все самое лучшее от русской гравировки и деревянной резьбы, что нашло свое место не только в декоративных, но и изобразительных мотивах. Собор богат на белокаменную резьбу, которая почти полностью обволакивает храмовые стены – не зря собор носит второе название – «драгоценный ларец» или «каменная поэма».

Насыщенность внутреннего убранства приводит в восторг, хотя в некоторых местах можно заметить, что ее даже чрезмерно много, но видно владимирские зодчие не смогли остановиться на том великолепии, которое создавалось их руками – именно поэтому несколько присутствует чувство дисбаланса.

Как упоминалось, авторами каменной резьбы являлись владимирские зодчие, которые работали в сотрудничестве с болгарами, сербами и далматинцами – приезжими с Балканского полуострова. Данное обстоятельство объясняет наличие мотивов, столь распространенных в Византии и на Балканах.

Фасадная часть Дмитриевского собора подразделяется на три яруса, причем нижний лишен убранства, поэтому на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс, оснащенный белокаменными фигурами и роскошным орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчание храма осуществлено при помощи золоченого пологого купола, по форме напоминающего богатырский шлем. На куполе установлен широкий крест из золоченой меди.

Южный фасад Дмитриевского собора выделяется из-за наличия масштабной композиции под названием «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции несколько не традиционен для православного храма, но в те времена был приемлем и популярен. На руках у Александра Македонского изображены маленькие львята, которые так манят грифонов – ужасных чудовищ.

Ключевой фигурой в соборном убранстве является статуя царя Давида, которая занимает центральное место на каждом фасаде. На сегодняшний день сохранился небольшой фрагмент картины «Страшный суд». Считается, что в создании фрески принимали участие два талантливых мастера. На картине отчетливо заметен византийский мотив живописи, но данная композиция настолько реалистично выполнена, что буквально сделало переворот во всем облике Дмитриевского собора, добавив элементов византийского искусства 12 столетия.

Внутреннее убранство собора кажется совсем небольшим, но ведь он строился исключительно для семьи князя и не рассчитывался на большое скопление людей. Но несмотря на это, Дмитриевский собор является уникальным памятником архитектуры своего времени.

Дмитриевский собор во Владимире (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли - один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

История

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне - Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.

Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.

Что посмотреть

Дмитриевский собор - это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой - настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса - земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной - портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная - о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри - действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая - «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт .

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца - выходные.

И его уникальных , уже более 20-ти лет находящихся в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Присвоение уникальным памятникам Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества такого статуса говорит об их исключительности и ценности, ведь просто так в этот список попасть невозможно.

Существует несколько строгих оценочных критериев, по которым определяется: достоин объект статуса объекта Всемирного наследия или нет. Не углубляясь сильно в эту тему, скажу, что белокаменные памятники Владимира отвечают трем культурным критериям отбора (из шести):

  • шедевр человеческого созидательного гения,
  • значительное взаимовлияние человеческих ценностей,
  • выдающийся пример конструкции, иллюстрирующий период своего создания.

Все это касается в полной мере и Дмитриевского собора .

Реклама — поддержка клуба

Дмитриевский собор - храм придворный. Он возведен на княжеском дворе Всеволодом Большое Гнездо и освящен в честь великомученика Димитрия Солунского. Даты создания - 1193-1197 гг.
Описывать словами такую красоту дело неблагодарное и бесполезное. Как опишешь его мощь, основательность, силу? Чем передашь витиеватость каменной резьбы? Поэтому без лишних слов пойдемте, вы все увидите сами.
Итак, от Дмитриевский храм отделяет желтое здание Присутственных мест - музейный комплекс "Палаты" (здание построено в 80-е гг. XVIII в. по проекту Бланка).

Подходим к Дмитриевскому собору. Первое, на что обращаешь внимание, это его великолепня каменная резьба.

Обходим храм по кругу. Лесов почти нет, не так давно сняли.



На двери - шутливая табличка для молодоженов.

А вот каков Дмитриевский собор полностью - во всей своей красе. Глава собора располагается на высоком барабане и покрыта золотым шлемовидным куполом. Материал, из которого сделан собор, известняк. Фасады храма разделены на три яруса.
Нижний ярус лишен каменной резьбы и украшений, потому что изначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни. Галереи и башни соединяли собор с княжеским дворцом. В 1838 году они были, к сожалению, разобраны.

Рядом с Дмитриевским собором смотровая площадка.

Стоит только на нее подняться, как открывается потрясающий вид.

а если посмотрите вправо - Рождественский монастырь (первое упоминание 1191 г.).

В настоящее время в соборе открыта музейная экспозиция. В храме сохранились немногочисленные фрагметы фресок 12 века.

Южный фасад Дмитриевского собора.



Главный персонаж в оформлении собора - царь Давид. Он присутствует в оформлении трех фасадов храма. Давида окружают разные твари - звери и птицы, деревья и травы.