Крым

Выбор места навесной переправы. Порядок прохождения команды по навесной переправе через реку Навесная переправа техника

Навесная переправа

Основные требования к этапу

Переправа организуется над руслом равнинной реки, на надежных опорах на берегу реки (на стволах деревьев, диаметром не менее 30см; на надежных сваях, на судейских опорных петлях и т.п.). Точки крепления переправы на опорах, а так же точки крепления полиспаста должны быть промаркированы.

На навесной переправе допускается натяжение только двойной веревки.

Переправа проводится на карабине, включенном в беседку или в блокировку: страховочный пояс-беседка. Допускается движение на двух карабинах: грудь-беседка. Не разрешается движение на карабине, замыкающем страховочную систему.

Порядок пристегивания к перилам

Порядок пристегивания к перилам при прохождении этапа навесная переправа включает следующие пункты:

а) встать на самостраховку на перила, при этом:

Если перила выполнены из одинарной веревки, то для самостраховки используется статически ненагруженная веревка, натянутая параллельно основным перилам силами команды. В отдельных случаях в соответствии с условиями соревнований силами судейской бригады натягивается судейская страховочная веревка, которая предоставляется команде как страховочные перила до начала работы на этапе. В этом случае, после прохождения этапа, команда обязана снять только свое, используемое на этапе, снаряжение (веревки);

Если перила выполняются из двойной веревки, то самостраховка включается одним карабином одновременно на обе веревки;

б) подключить сопровождающую веревку к участнику (для подключения допускается использование любого несущего элемента страховочной системы, расположенного на передней части туловища);

в) подключится к перилам (при этом в момент подключения участника к перилам и далее во время движения по переправе до снятия с перил сопровождающую веревку должен удерживать в руках не менее чем один участник в рукавицах).

Допускается п.п. "а" и "б" выполнять в обратном порядке, либо одновременно.

Порядок отстегивания от перил обратный.

Свободный конец сопровождающей веревки закреплен на опоре, допускается закрепние на участнике, стоящем на самостраховке.

В случае, если переправа заявлена в условиях соревнований как наклонная (угол более 20 градусов), то:

Сопровождающая веревка должна выдаваться через карабин (опорную точку на "верхнем" берегу), в т.ч. и для последнего;

Движение участников по переправе только ногами вперед;

Необходимо наличие самостраховки у сопровождающего.

При неудовлетворительном состоянии переправы (провис, ослабление крепления на опорах), выраженной в погружении участника в воду, опасном задевании за грунт или выступающие предметы, срывы ограничений, последующий участник может быть запущен только после дополнительного натяжения переправы.

Навесная переправа может быть нагружена только одним участником. Запрещается какая бы то ни было загрузка веревки другими участниками или грузом (оттягивание веревки вниз, зависание).

Задача участников.

Первый участник может переправляться через овраг, используя судейский альпеншток. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков, в рукавицах и развёрнуты лицом к переправляющемуся. К первому участнику страховочная и сопровождающая верёвки подключаются в грудное перекрестье системы. Для переправы команда наводит транспортные и страховочные перила, которые крепятся к опорам посредством узлов, разрешенных к применению на дистанции. Страховочную (верхнюю) верёвку запрещается натягивать с помощью полиспаста. Для натяжения перил используется петля из репшнура диаметром 6мм., имеющая в рабочей части не менее 4-х ветвей. Допускается наведение сдвоенной (страховочной + грузовой) верёвки, в этом случае сдвоенная верёвка наводится полиспастом. Одинарным полиспастом натягивается одна веревка. Движение первого участника разрешается после разгрузки полиспаста. Переправа может быть нагружена только одним участником. Участник переправляется по навесной переправе с самостраховкой и сопровождением (допускается с бухтой верёвки, закреплённой на корпусе, но не подвешенной свободно). Сопровождающая верёвка включается в грудное перекрестье страховочной системы. Запрещается транспортировка рюкзаков по навесной переправе совместно с участником. Не разрешается движение на карабине, замыкающем страховочную систему. Применение блоков и кареток для движения может быть допущено к использованию только комиссией по снаряжению. Сопровождающую верёвку должен удерживать в руках не менее, чем один участник в рукавицах с момента подключения участника к транспортным перилам до снятия с транспортных перил. Свободный конец сопровождающей верёвки закреплён либо на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.

Укладка бревна через овраг с наведением перил

Основные требования к этапу

Этап оборудуется на реке или овраге, длина до - 10метров. Все участники должны находиться в касках и рукавицах.

Для подъема и укладки бревна пользуются не менее чем двумя оттяжками из основной веревки.

Границы опасной зоны - контрольные линии.

Оборудование этапа - отмаркированные опоры (деревья), отмеченный коридор, куда команда должна уложить бревно, локальная петля на опоре стартового берега. Протяженность этапа не более 20 м.

Задача участников

Задача команды - со стартового берега уложить бревно в створ финишного берега, навесить горизонтальные перила, переправиться с самостраховкой к перилам, снять перила.

Переправа первого участника осуществляется с обеспечением страховки основной верёвкой. Движение по бревну первого участника допускается любым способом. Страховочная верёвка должна удерживаться участниками (не менее 2-х) в руках или через опору одним участником. Свободный конец страховочной верёвки закреплён. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков, в рукавицах и развёрнуты лицом к переправляющимся.К первому переправляющемуся участнику страховочная верёвка подключается в грудное перекрестие. Участник переправляется по бревну с самостраховкой и сопровождением. Участник подключается к страховочным перилам «усом» самостраховки, идущим от грудного перекрестья страховочной системы. Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть карабин, скользящий по страховочным перилам, запястьем вытянутой руки. Сопровождающая верёвка подключается к участнику в грудное перекрестье страховочной системы. Сопровождающую верёвку должен удерживать в руках не менее чем один участник в рукавицах. Свободный конец сопровождающей верёвки закреплён либо на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.

Давно назрела необходимость внести некоторую ясность в вопросах, касающихся навесных переправ.

Внятного материала на русском языке по данной теме мне найти не удалось. Поэтому пришлось обратиться к забугорному опыту.
Ниже предлагаю Вашему вниманию вольный перевод (с которым мне очень помогла Даша Зимарина , за что ей большое спасибо) части “Навесные переправы” мануала British Columbia Mine Rescue Manual .

Виды навесных переправ:

1. Горизонтальные.
Начальная станция и конечная станции расположены практически на одном уровне (разница уровней составляет не более 10 градусов).

2. Наклонные.
Разница уровней начальной и конечной станции составляет от 10 до 45 градусов.

3. Крутые.
Разница уровней более 45 градусов.

Организация навесных переправ – процесс творческий и нет единого решения на все случаи жизни. Очень многое зависит от имеющегося снаряжения и рельефа.

Но можно выделить следующие основные принципы организации навесных переправ:

Рис. 1. Закрепление конца грузовой веревки.

1. Избегать любых перегибов грузовой веревки (в т.ч. узлов) на грузовой веревке т.к. это снижает ее прочность. Также необходимо надежно закрепить конец грузовой веревки при помощи соответствующего узла (рис. 1 ).

2. Прикреплять полиспаст для натяжения переправы к грузовой веревке необходимо таким образом, чтобы веревка не повреждалась при слишком большом тянущем усилии. В настоящее время, в качестве основного тянущего элемента принято применять 8 мм тандем-пруссик в три оборота (рис. 2 ) (прим. пер. Для веревок с толщиной менее 11 мм можно использовать 7 мм тандем-пруссик ).

Любые механические зажимные устройства (жумар, тиблок, гиббс) использовать при натяжении навесных переправ запрещено.

Рис. 2. Грузовую веревку натягивают тандем-пруссиком.

3. Груз должен прикрепляться к подвесной системе посредством устройства, к которому может прилагаться усилие в разных направлениях (Kootenay Carriage, кольца). Так же нужно определиться, сколько точек подвеса и сколько тяговых веревок будет использоваться: (одна или две независимые). Основные варианты показаны ниже (Рис. 3 ).

Рис. 3. Прикрепление груза к грузовой веревке.

4. Необходимо подстраховывать груз на случай обрыва грузовой веревки. Для этого необходимо подстраховать тяговые веревки при помощи тандем-прусика, закрепленного на станции. Тяговые веревки должны прикрепляться к устройству, предусматривающему приложение сил в разных направлениях (Kootenay Carriage, например), на котором подвешен груз, но не непосредственно к грузу. Также для амортизации рывка рекомендуется продублировать крепление тяговой веревки к грузу репшнуром, завязанным узлом прусика на веревке (Рис. 3 , обратите внимание на узлы “пруссик”).

5. Коэффициент запаса прочности (соотношение прочности самого слабого звена системы к предполагаемой нагрузке) навесной переправы должен быть как минимум 10:1.
Если из-за особенностей рельефа требуется натянуть переправу с минимальным провисом, то можно увеличить количество грузовых веревок для достижения требуемого запаса прочности.

6. Все ролики, используемые для натяжения переправы, должны быть достаточно большого диаметра. Это необходимо для снижения нагрузки на грузовую веревку.

7. Грузовая и тяговые веревки должны прикрепляться к независимым станциям. Прочность станций должна быть равна или выше прочности веревок. Например, 11.1 мм веревка имеет прочность на разрыв 30 kN, следовательно, и станция должна выдерживать нагрузки не менее 30 kN. Если используется двойная веревка (две 11.1 мм веревки), тогда прочность станции должна быть не менее 60 kN.

8. При натяжении переправ длиной более 30 м следует использовать подвес для тяговой веревки, чтобы уменьшить ее провис. Такой подвес можно сделать из нескольких петель репшнура, привязав их схватывающими узлами к тяговой веревке и закрепив концы на грузовой веревке при помощи немуфтованных карабинов на одинаковом расстоянии друг от друга (Рис. 4 ).

Рис. 4. Подвес для тяговой веревки.

Основные правила натяжения переправы.

Все правила, о которых мы будем говорить ниже (расчеты даны для 11 мм веревки c прочностью на разрыв 30 kN), направлены на то, чтобы соблюсти одно самое важное условие – всегда должен быть 10-кратный запас прочности.

1. Если основная веревка не нагружена, то для ее натяжения используется полиспаст 2:1, который тянется ОДНИМ человеком.

2. Если к середине основной веревки прикреплен груз, то для ее натяжения должна использоваться такая комбинация полиспаст-количество человек , которая даст выигрыш в силе не более 12 (т.е. произведение количества человек на выигрыш в силе полиспаста не превышает 12). Так, например, полиспастом 2:1 может тянуть 6 человек, полиспастом 4:1 – 3 человека, а полиспастом 6:1 – только 2 человека. То же самое относится и к двойной и к четверной веревке. Если используется 12.5 мм веревка, то система натяжения не должна давать выигрыш в силе более 18, т.е. 6 человек могут натягивать основную веревку полиспастом 3:1. Следует помнить, что реальный выигрыш в силе может отличаться от идеального.

3. Если для наведения навесной переправы используется двойная или четверная веревка (обычно большое количество веревок применяется для уменьшения провиса или при транспортировке большого веса), то в этом случае необходимо убедиться в том, что все веревки натянуты одинаково.

На рис. 5 показано натяжение двойной веревки полиспастом 6:1. Если используются 11 мм веревки, натягивать переправу должно не более двух человек.

Рис. 5. Натяжение двойной веревки полиспастом 6:1.

Обратите внимание на то, что ролики, к которым прикреплены тандем-пруссики, соединены между собой стропой. Это необходимо для сохранения системы полиспаста в случае обрыва одной из веревок.

Дополнительная подстраховка грузовых веревок системой тандем-пруссик необязательна и обычно используется для натяжения наклонных переправ или в случае, если при натяжении требуется перезаряжать полиспаст.

4. Когда груз проходит больше половины переправы и приближается к целевой станции, для вытягивания тяговой веревки может потребоваться полиспаст. В этом случае можно использовать простой полиспаст 3:1, собранный из конца тяговой веревки (Рис. 6). При этом так же необходимо использовать систему тандем-пруссик для страховки на случай обрыва грузовой веревки.

Рис. 6. Полиспаст 3:1 и тандем-пруссик.

5. При спуске груза по наклонной переправе необходимо дополнительно контролировать его скорость. Для этого может быть использовано страховочное устройство (Рис. 7).
Для обеспечения страховки на случай обрыва грузовой веревки на тяговой веревке перед страховочным устройством вяжется система тандем-пруссик, которая прикрепляется к станции при помощи узла LRH (прим. пер. Load Release Hitch – узел, который может быть развязан под нагрузкой, обычно имеется в виду заблокированный узел UIAA или узел радиум).


Рис. 7. Постраховка тяговой веревки.

6. Прим.пер. На схемах не показано (Рис. 4), что концы всех!!! веревок (будь то грузовая веревка, выходящая из полиспаста, будь то тяговая веревка, так же, выходящая из полиспаста) должны быть закреплены на своих станциях.

7. Прим.пер. Иногда нужно не просто переправить груз, пострадавшего и т.д. на другой берег, а необходимо, например, переправить на середину каньона, а затем спустить. Или, наоборот, необходимо спустить спасателя на дно каньона, чтобы добраться до пострадавшего. Для этого используется т.н. система “ English reeve


Рис. 8. English reeve.

Как видно из рисунка – ослабляя красную веревку с обоих концов одновременно, можно опустить груз. Точно так же, организовав полиспаст на концах красной веревки, можно поднять груз.
Обратите внимание так же на заглавную картинку поста, там видно как организована система
English reeve ” при двух блоках на грузовой линии.

Однако очень часто не удобно работать одновременно с двух сторон, поэтому можно несколько упростить схему (Рис. 9 ).

Рис. 9. Упрощенная схема English Reeve.

На фото видно, что с помощью синей веревки можно осуществлять вертикальные манипуляции с грузом.
Следует помнить, что при этом тяговые веревки должны быть натянуты и закреплены.
Конечно, в обоих случаях, веревка, с помощью которой осуществляется подъем или спуск, должна быть оборудована полиспастом или страховочным устройством, соответственно.

Использование линий-оттяжек.
Используя технику навесной переправы для спуске груза по крутому, сложному рельефу целесообразно применять оттяжки для того, чтобы уберечь груз от повреждений.
Оттяжки бывают нескольких типов:

Рис. 10. Оттяжка из вспомогательной веревки.

Этот способ (Рис. 10) подразумевает оттягивание носилок/груза, грузовой и страховочной веревок от рельефа при помощи веревки, закрепленной на нижней части носилок/груза.
Так как оттяжка при этом почти не нагружена, она может удерживаться всего одним спасателем, стоящим внизу. С другой стороны, значительно изменить направление движения груза таким способом довольно трудно.
Организовать такую оттяжку можно в любой момент, по мере необходимости.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен, т.к. оттяжка почти не нагружена.
2. Хорошо подходит для незначительного изменения траектории движения груза.
3. Человек (несколько человек), удерживающий оттяжку, может при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление движения груза.
4. Необходимо выдавать веревку, если груз поднимают, и, наоборот, выбирать веревку, если его спускают.

Рис. 11. Оттяжка из направляющей веревки.

При использовании этого способа (Рис. 11 ) груз при помощи привязи и ролика крепится к направляющей веревке, которая закреплена на верхней станции. Привязь, при помощи которой носилки/груз крепятся к ролику, должна быть достаточно короткой, чтобы практически вертикальная направляющая веревка не мешала транспортировке.

Направляющая веревка нагружается не сильно, поэтому внизу ее могут удерживать несколько человек. При этом сильно изменить траекторию движения груза также не получится. Основное отличие от предыдущего способа в том, что веревка в этом случае закреплена наверху, а не на грузе.

Особенности:
1.
Способ достаточно прост и безопасен, т.к. веревка нагружена слабо.
2. Хорошо подходит для небольшого изменения траектории движения груза.
3. Люди, удерживающие оттяжку, могут при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление груза.

3. Оттяжка из грузовой веревки .

Рис. 12. Оттяжка из грузовой веревки.

В этом способе носилки/груз крепится к грузовой веревке напрямую (без привязи) при помощи ролика. Грузовая веревка (не путать с грузовой веревкой на переправе) нагружена сильнее, чем в предыдущих случаях, поэтому она не может просто удерживаться людьми, ее необходимо закрепить на станции.

Грузовая веревка должна иметь достаточно крутой угол наклона, чтобы принимать на себя только часть веса груза и при этом отводить его от стены. Сильно натянутая грузовая веревка превращается в крутонаклонную переправу, рассмотрение которой выходить за рамки этой статьи.

Грузовую веревку можно натягивать как снизу, так и сверху, выбирайте наиболее удобный способ.

Так как веревка нагружается не сильно, для закрепления ее конца можно использовать любой подходящий узел (возможность развязать под нагрузкой – не требуется) . Для крепления ролика к веревке и к грузу подойдет любой удобный в данном случае способ. Ролик будет перемещаться по веревке вместе с грузом.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен.
2. Используется в тех случаях, когда нужно избежать контакта груза с рельефом.
3. Из соображений безопасности не стоит отводить груз далеко от стены.
4. Грузовая веревка НЕ ДОЛЖНА быть натянута так же сильно, как крутонаклонная переправа!


Ну вот и все!
Удачных Вам переправ!

Всем доброго времени суток!
В этом посте хочу рассказать о способе наведения переправы через реку при помощи полиспаста. Надеюсь, информация окажется полезной))
Немного теории из Википедии
Полиспаст - (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы.
У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку.
Полиспасты по большому счету можно мастерить по разному (в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом


Полиспаст можно тянуть из сдвоенной верёвки, для этого есть специальное оборудование и «мудрёные» способы вязки.
Если нет роликов, желательно использовать титановые или стальные карабины поскольку они создают наименьшее трение (титановые лучше), Они должны иметь овальную или грушевидную форму.
Желательно когда между верёвками полиспаста маленький угол, так удобнее тянуть и больше выигрыш в силе.
Удобство наведения переправы при помощи полиспаста состоит в том, что при натяжении можно использовать схватывающие узлы которые будут за вас держать веревку в натяжении и не дадут ей ослабнуть. Для нормального прусика надо чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14мм, а репшнур 6-7мм.


Прусик можно заменить узлами Бахмана (нужен карабин), Гарда (два карабина), австрийским схватывающим.



Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с «агрессивными» кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему.
Я снял подробное видео по созданию системы полиспаст при переправе через реку, отдельно отснял все основные узлы и моменты. Надеюсь, материал будет полезен!

В натяжении веревки учувствовало 3ое парней по 12-14 лет, их силы хватило, чтобы натянуть 60ти метровую веревку до состояния струны. Тянули и вязали примерно час.Выигрыш в силе на видео примерно 2,5 раза (плохие ролики и карабин), в идеале-3,4 раза.
СОБСТВЕННО САМА ПЕРЕПРАВА
1. Один человек из группы вяжет основную вревку на противоположном берегу. Желательно использовать узлы типа «штык» (проще будет развязать)


2. На берегу отправления команда натягивает переправу полиспастом, и концы веревок крепит вокруг дерева узлом «удавка» или же как показано на видео.


3. Вся команда переправляется на другой берег. Человек прикрепляется с помощью обвязки карабина и ролика (можно ролик не использовать), а можно обойтись и без всяких систем (если позволяет физическое состояние)
4. Последний должен не забыть пристегнуть конец реп шнура к карабину удавки - это делается для того чтобы переправу можно было снять. (сдернуть)

- (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых веревкой (тросом) подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. В туризме чаще всего применяется в ходе наведения переправ для натягивания транспортной верёвки. Организуется над оврагом, каньоном, ледниковой трещиной, горной рекой. Навесные переправы различаются на горизонтальные, наклонные, круто наклонные и др. Вариантов наведения много, но цель одна - создание такого натяжения веревки, чтобы под нагрузкой (турист, рюкзак) провис был минимальным. После натяжения верёвка оборачивается вокруг опоры и закрепляется за саму себя при помощи карабина (удавка). Чуть выше натягивается страховочная веревка (или веревка для параллельных перил). Еще одна с карабином по середине используется для "челнока" - транспортировочная веревка для вытягивание туриста или груза в одну из сторон. По окончании переправы всех участников она служит для вытягивания рабочей веревки на другую сторону.
На фото - натяжение переправы с использованием минимального количества снаряжения (способ от Petzl): двух замуфтованных карабинов и статической веревки (!). Воспроизвел дома на спортивном комплексе - хорошая вещь, можно также в подъеме и дюльфере тренироваться:)

Соль в том, чтобы навязать два узла "восьмерка" в нужных местах.

Ниже - простая система из одной веревки с использованием тянущего схватывающего узла, при этом фиксирующий схватывающий узел можно (иногда) не использовать (его нет на фото). Веревка заводится за дерево для фиксации или же сразу цепляется карабином к себе же. Надо быть осторожным и не использовать для схватывающего старый или тонкий репшнур. Они рвутся только в путь.. (http://www.ullutau.ru/documents/gear/?id=99). С 2002 года мы 3 штуки точно порвали.

В данном случае в систему добавлен стальной блок-ролик с подшипником скольжения. Ролик может быть на одном из двух или обоих карабинах. После наведения переправы на нем можно будет переправлять груз. Идет быстро и плавно.


Во всех случаях тянут за конец, который расположен на фото в правом нижнем углу. Попробуйте собрать такие полиспасты дома, чтобы при случае долго не вспоминать - как оно работает..

Универсальный набор "железа" для начинающих за 1,8 тыс.р. (+ статическая веревка, два репшнура 7 мм, беседка).

При прохождении навесной переправы необходимо выполнять определенный порядок (последовательность) крепления спортсмена к веревкам и схода с них.

В начале спортсмен, используя страховочный ус с карабином на конце, пристегивается к страховочной веревке (становится на страховку). Далее к блокировке страховочной системы в районе груди к нему через карабин крепится веревка сопровождения. Затем, спортсмен пристегивается к транспортной веревке карабином, расположенным в районе беседки (условной точки его центра тяжести). Допускается пристегивание к транспортной веревке двумя карабинами (при использовании двух карабинов, в начале пристегивается грудной карабин, а затем беседочный), а также использование блоков и тележек, проверенных и разрешенных к использованию технической комиссией соревнований.

Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на участнике, удерживающем ее в руках и стоящем на самостраховке на берегу. Для сопровождения можно сделать «челнок». Для этого используют две веревки, которые присоединяют к спортсмену или одну длинную веревку, середина которой крепится к спортсмену, а концы находятся на противоположных берегах.

При переправе на транспортной веревке может находиться не более одного человека.

В случае, если по условиям соревнований организуемая переправа является наклонной (угол более 20 градусов), то должны соблюдаться следующие правила:

а) сопровождающая веревка должна выдаваться участником в рукавицах через карабин (опорную точку) на “верхнем” берегу, в том числе и для последнего участника;

б) спортсмены передвигаются по навесной переправе ногами вперед в сторону «нижнего» берега;

в) необходимо наличие самостраховки у сопровождающего, в том числе и в безопасной зоне.

При неудовлетворительном состоянии переправы, сильном провисании транспортной веревки, ослаблении креплений на опорах и в связи с этим опасном погружении участника в воду, задевании за грунт, выступающие предметы, старший судья этапа обязан остановить работу команды и потребовать вернуть участника на исходный берег. В данном случае работа может быть продолжена только после дополнительного натяжения переправы.

По очереди участники команды переправляются на противоположную сторону. Последний участник перед началом переправы пристегивает к карабинам карабинных узлов транспортной и страховочной веревок, расположенных на опоре, вспомогательные веревки. Концы веревок он крепит к себе. Это необходимо в дальнейшем для снятия транспортной и страховочной веревок «продергиванием». После переправы последнего участника на целевом берегу развязываются узлы крепления транспортной и страховочной веревок. Затем, взявшись за концы вспомогательных веревок, команда вытягивает («продергивает») их, а с ними транспортную веревку и страховочную веревку. При «продергивании» веревок необходимо следить, чтобы они не запутались и не зацепились за деревья, камни и другие предметы.