Отдых

Храм св. Софии в Салониках. Храмы Салоник — древние святыни Греции Адрес и контакты

В Салониках несколько десятков церквей, история и архитектура которых заслуживает внимания. Некоторые из них очень древние, другие построены недавно на месте древних храмов.

Кафедральный собор Святого Григория Паламы

Кафедральный собор Солоник находится в самом центре города на перекрестке улиц Митрополеос и Св.Софии.

Собор построен на месте старой церкви, сгоревшей в пожаре 1890 года. Уже на следующий год началось строительство Собора Святого Григория Паламы, которое продолжалось до 1914 года. Лучшие мастера своего времени принимали участие в строительстве.

Собор построен в византийском стиле, с элементами неоклассических и новоримских традиций. Главный храм имеет форму креста с большим куполом. По углам храма находятся колокола.

Константинопольский художник Николао Кессанли выполнил иконописные работы.

Великолепные фрески с сюжетами из Библии, прекрасные витражи и красивейшие мозаичные полы – все и раньше, и теперь вызывает восторг посетителей.

Главная святыня храма – мощи Святого Григория Палама. Строительство храма было вызовом: Греция в это время находилась под властью Османской империи.


Биография Григория Палама очень интересна. Он родился в Константинополе в 1359 году в семье аристократов принадлежавших к окружению императора Византии Андроника II.

До 20 лет Григорий жил при царском дворце, ему лично покровительствовал император и его ожидала блестящая карьера. Но в 20 лет блестяще образованный юноша к удивлению всех, покинул двор и ушел на . Там Григорий принял монашеский постриг.

Стремясь к отшельнической жизни, занятиям философией, богословием, Григорий Палама до самой смерти прожил жизнь, целиком посвященную борьбе с религиозными противниками. Он несколько раз побывал в тюрьме, был отлучен от церкви, попал в плен к турецким пиратам.

Григорий Палама был активным приверженцем влиятельного средневекового христианского течения – исихазма. Согласно этому течению любой простой человек, верующий в Христа, может увидеть божественный свет. Это был реформаторский взгляд. Противники этого течения считали это привилегией священников.

Григорий Палама – архиепископ Фессалоник, мистик и богослов, философ, святитель, отец церкви и православный святой, умер 14 ноября 1359 г. в возрасте 63 лет.

Этот храм — единственный, который был открыт в оккупированных Салониках. Сюда приходит много паломников поклониться мощам выдающегося человека и проникнуться атмосферой благости и любви к ближнему, как и заповедовал Христос.

В 5 веке на месте современного храма Святой Софии находилась церковь раннехритианского периода – базилика. Землетрясение 618-620 годов разрушило базилику, и на ее месте был построен современный храм Святой Софии.

Церковь Святой Софии в 10 веке была кафедральным собором Фессалоник, затем, во времена крестоносцев, кафедрой католического епископа.

После пришествия турок в 1430 году, богослужения в храме продолжались еще сто лет. Потом его превратили в мечеть. Фрески и мозаики внутри храма замазали штукатуркой, колокольню превратили в минарет. Христианским храм стал только в 1912 году, после окончания Балканской войны. Сегодня это действующий храм Салоник.

Архитектура храма довольно редкая: сочетание крестово-купольного храма и трехнефной базилики. Такой тип храма не часто встречается в архитектуре иконоборческого периода. Именно поэтому этот храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внутри храм разделен колоннами, купол держится на четырех больших колонах в византийском стиле, неф храма имеет крестовый свод.

Благодаря тому, что турки, превращая православные храмы в мечети, не чаще всего уничтожали, а покрывали штукатуркой фрески и мозаики, они великолепно сохранились.

Все пространство над окнами барабана, своды аспиды алтаря покрыты изумительными мозаиками. Сохранились также фрески 11 века, на которых изображены святые.

Фрески и мозаики стали образцом при строительстве более поздних храмов в разных странах, например лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме, построенной в начале 20 века.

Многие считают, что храм Святой Софии в Салониках чуть ли не точная копия Софии Константинопольской. Определенное сходство есть, но масштабы сооружений, архитектура и внутреннее убранство, заметно отличаются.

Адрес: Kathigitou Antoniou Keramopoulou 7-9, Thessaloniki 546 22.
Телефон: +30 031 270 253.

В годы жестоких гонений христиан в Салониках был замучен святой Димитрий. Согласно преданию, в 313-323 годах на месте его гибели была построена первая церковь.

Столетие спустя, иллириец Леонтий построил на этом месте большую церковь. Алтарь этой церкви находился на предполагаемом месте могилы святого. При его строительстве были найдены мощи Димитрия, которые многие столетия являются главной святыней церкви.

Как и большинство греческих храмов, церковь Дмитрия Солунского пережила много трагических событий: несколько пожаров, турецкое нашествие, разграбление и превращение церкви в мечеть.

Самый опустошительный пожар 1917 года почти полностью уничтожил церковь. С 1926 по 1948 года велись восстановительные работы, после которых церковь была освящена. Церковь Святого Димитрия, самый большой храм Салоник, пятинефная христианская базилика, которая включена в список объектов ЮНЕСКО.

Внутреннее убранство церкви великолепно. Колоннады белых, зеленых и темно-красных цветов разделяют нефы.

Разнообразные капители в виде листьев кустарника очень изящны и напоминают кружева. На фронтонах арок можно плиты из темно-голубого и зеленоватого мрамора.

Но главным украшением храма являются мозаики, раскрытые после реставрации. Эти мозаики очень редкие, они пережили эпоху иконоборчества.

Наиболее знаменитыми являются мозаики: «Святой Георгий и дети», «Димитрий со священнослужителями» и «Богородица и святой Феодор Стратилат». В этих мозаиках сохранились лучшие традиции византийских мастеров.

Мироточение – одна из больших загадок православных святынь. Миро икон изучали физики и химики, но ответа на вопрос, что это за вещество, и почему обладает такими необычными свойствами.

Мощи Святого Димитрия со времени их обретения были мироточивые. В древности истечение миро было очень обильным.

Но норманны, захватившие Салоники в 1185 году, использовали миро варварски – жарили рыбу, мазали обувь, набирали в кастрюли.

После превращения базилики в мечеть мироточение прекратилось. Но раку с мощами Святого Димитрия открывают во время вечернего кануна в день памяти Святого. Ароматную вату из раки раздают верующим.
Адрес: Agiou Nikolaou 2-10, Салоники, Греция.

Ахиропиитос — древнейшая базилика раннехристианских времен Греции, и одна из самых древних всего православного мира, была построена в 447-448 годах.

Название базилики происходит от греческого слова «нерукотворный», по названию иконы Богородицы, которая находилась в церкви, и считалась нерукотворной. Церковь включена в список объектов ЮНЕСКО.

Во времена завоевания Греции турками, именно эта церковь первой была обращена в мечеть.
Три ската базилики имеют деревянную кровлю. Один из скатов заканчивается аркой, образующей алтарь храма.

Внутри храма можно видеть колонны, которые огораживают среднюю часть. Капители колонн в виде листьев, похожи на кружева, и относятся к коринфскому ордену.

Внутри базилики сохранились прекрасные мозаики с изображением растений и птиц. На одном из скатов есть фрески 13 века с изображениями сорока Севастийских мучеников. Фрески сильно пострадали за время турецкого владычества.
Адрес: Dionisiou Patriarchou 5-11, Thessaloniki, Греция.

Поклонники византийской архитектуры получат истинное удовольствие от посещения церкви Святого Пантелеймона, которая является ярким образцом византийской эпохи.

Время ее строительства 13-14 век – период расцвета Византии, эпоха правления Палеологов. Церковь крестообразная, однонефная, с великолепными фресками, которые покрывают стены храма.

История этой церкви типична для греческих православных церквей. Турки превратили церковь в мечеть, фрески были закрыты штукатуркой или уничтожены.

Только в 20 веке церковь вновь была открыта как христианский храм и освящена в честь Святого Пантейлемона. Были отреставрированы сохранившиеся уникальные фрески, которые имеют величайшую ценность.

Церковь вошла в перечень наследия ЮНЕСКО.
Церковь находится недалеко от арки Галериа, в восточной части Старого города.
Адрес: Corner of Odos Egnatia and Odos lassonidou, Салоники, Греция.

Церковь Панагия Халкеон

Богоматерь медников – так переводится название этой церкви, посвященной Богоматери.

Крестово-купольная церковь была построена в 11 веке, о чем свидетельствует надпись на главных воротах западного входа. В этом районе работали мастера, изготовляющие медные изделия, чем и объясняется название церкви.

Кирпич, из которого построена церковь, позволяет создавать декоративые эффекты в виде арок, зубчатых лент. Купол храма опирается на четыре колонны, которые находятся в центральной части храма.

Фрески церкви плохо сохранились, но по ним можно судить о том, какой прекрасной была фресковая живопись раньше.

Фреска «Вознесение Христово» украшает купол храма. Здесь же можно видеть изображение Богородицы в окружении двенадцати апостолов и ангелов. На барабанах купола изображены библейские пророки.

Во время Турецкого ига с 1430-по 1912 годы церковь была превращена в мечеть. В 1988 году храм был включен в перечень наследия ЮНЕСКО.
Адрес: Platia Dhikastirion, Thessaloniki.

Церковь Святой Софии — это крестокупольный трёхнефный храм в городе Салоники, освящённый именем Софии Премудрости Божией. Это редчайший образец церкви иконоборческого периода, в котором сочетаются черты трёхнефной базилики и крестово-купольного храма. В 1988 году христианский храм в составе раннехристианских и византийских памятников города был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

На месте существующего ныне храма в первой половине V столетия располагалась раннехристианская пятискатная базилика святого Марка. Наряду с другими постройками, это был комплекс религиозных сооружений, общая площадь которого составлял более 8 тысяч квадратных метров. Первая церковь на том месте была разрушена землетрясением в 618-620 годах. На ее месте появился вскоре нынешний храм, занимая только часть предыдущей территории комплекса.
Строительство храма продолжалось с 690 по 730 годы. Первое письменное упоминание его было обнаружено в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства церкви Святой Софии пришлось на период правления императора Льва III. Тогда в Византийской империи началось иконоборчество, объясняющее минимальное количество мозаичных украшений в интерьере.
В середине XI века храм перестроили, пристроив к его западной части просторный нартекс. Входные ворота снесли, а восточную стену нартекса украсила фресковая живопись.
В 1430 году Салоники завоевали турки, но храм до 1523 года использовался для христианских богослужений, но вскоре он был обращён в мечеть. Турки изменили внешний вид церкви Святой Софии — фасад украшает портик в османском стиле, колокольня была переделана в минарет, а также был возведен второй минарет в османском стиле. Внутри ничего не меняли, а всего покрыли штукатуркой, сохранившей мозаики собора.
В 1890 году вследствие пожара строение было полуразрушено. В 1910 году турки выполнили ремонт. В 1912 году Салоники вернулись к Греции, и церковь Святой Софии была возвращена христианам. Османский минарет разобрали, а колокольне вернули изначальную функцию. Ныне храм является действующим.

Архитектурные особенности

Размеры храма: 42 на 35 метров, диаметр купола —10 метров, высота рукавов креста —16 метров. В архитектуре храма сочетаются черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол лежит на парусах, опирающихся на столбы. Выделяются глубокие подкупольные арки, образующие крестообразно расходящиеся рукава. Пространство храма разделено на три нефа, но боковые нефы не соответствуют апсидам на стыке центрального и боковых нефов. Барабан имеет прямоугольную форму, а купол удерживается на полуцилиндрических балках.
В архитектуре церкви Святой Софии имеется ряд недостатков: основание купола выполнено не в форме круга.

Внутреннее убранство

Храм имеет характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик квадратную форму. Чередующиеся античные и византийские колонны разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн них использованы капители, увенчанные двумя рядами развивающихся листьев, позаимствованных из более древнего храма V столетия. Стены оштукатурены и выполнены под мрамор, на них нанесён растительный орнамент.
Здесь сохранились мозаики и фрески XI века, расположенные в ряд на восточной стене нартекса.

Церковь Айя София находится в двух кварталах от храма Панагии Ахиропиитос . Конечно, это не та знаменитая Святая София Константинопольская, что была славой и венцом Византии, а теперь является музеем и мечетью в современном городе Стам­буле. Но, как говорят исследователи, Святая София в Салониках была построена в тот же период (527-565 гг.). Первоначально возведённый храм был разрушен ужасным землетрясением 620 года, а ны­нешнее здание существует с середины VII века. Наличие множества общих архитектурных деталей, как в первоначаль­ном варианте, так и в восстановленной в VII веке построй­ке, свидетельствует о том, что храм в Салониках создавался по образцу Константинопольского. В любом случае, первоначаль­ный храм был возведен спустя какое-то время после Первого Вселенского Собора 325 года, на котором был принят догмат о божественности Христа. Еще Ветхий Завет говорит о Нем как о "Премудрости Божией, через Которую был сотворен мир" ("Пре­мудрость" по-гречески "София").

Показать больше

Храм построен по плану купольной базилики . Самая древ­няя мозаика (середины VIII века) находится на алтарном своде. На ней изображен большой крест, вписанный в окруж­ность из звезд и монограмм благодетелей и ктиторов храма, Императора Константина VI (780-797), его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Гигантский купол покрыт великолепной мозаикой IX века, изображающей Возне­сение Господне, а апсида алтаря - столь же прекрасной мозаи­кой XX века "Богородица на Престоле". Со времени падения Салоник и до 1912 года оттоманские захватчики ис­пользовали здание этой церкви как мечеть. В нартексе покоятся мощи святителя Василия Нового из Салоник, исповедника X века.

История храма

На месте существующего ныне храма в первой половине V столетия располагалась раннехристианская пятискатная базилика святого Марка. Наряду с другими постройками, это был комплекс религиозных сооружений, общая площадь которого составлял более 8 тысяч квадратных метров. Первая церковь на том месте была разрушена землетрясением в 618-620 годах. На ее месте появился вскоре нынешний храм, занимая только часть предыдущей территории комплекса.

Строительство храма продолжалось с 690 по 730 годы. Первое письменное упоминание его было обнаружено в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства церкви Святой Софии пришлось на период правления императора Льва III. Тогда в Византийской империи началось иконоборчество, объясняющее минимальное количество мозаичных украшений в интерьере.

В середине XI века храм перестроили, пристроив к его западной части просторный нартекс. Входные ворота снесли, а восточную стену нартекса украсила фресковая живопись.

В 1430 году Салоники завоевали турки, но храм до 1523 года использовался для христианских богослужений, но вскоре он был обращён в мечеть. Турки изменили внешний вид церкви Святой Софии - фасад украшает портик в османском стиле, колокольня была переделана в минарет, а также был возведен второй минарет в османском стиле. Внутри ничего не меняли, а всего покрыли штукатуркой, сохранившей мозаики собора.

В 1890 году вследствие пожара строение было полуразрушено. В 1910 году турки выполнили ремонт. В 1912 году Салоники вернулись к Греции, и церковь Святой Софии была возвращена христианам. Османский минарет разобрали, а колокольне вернули изначальную функцию. Ныне храм является действующим.

В 1988 году христианский храм в составе раннехристианских и византийских памятников города был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: 546, Agias Sofias 22, Thessaloniki 546 23
Телефон(ы): +30 231 027 0253

Страна сильных мужчин и прекрасных женщин - прародительница существующей цивилизации. Как щедро наградили боги эту землю: море и леса, чистый воздух и вода, теплый климат, множество островов. И, конечно же, несчетное количество достопримечательностей Греции привлекает в страну многочисленных туристов.

Древнейшая церковь планеты

В двух кварталах от храма Панагии Ахиропиитос расположен храм Святой Софии. Исследователи установили, что эта церковь в Салониках была возведена в период с 527 по 565 года. Первоначальная постройка была разрушена в 620 году жутким землетрясением. Современная церковь существует с середины 7 века и служит редчайшим образцом храмового сооружения иконоборческого периода. Он строился по плану купольной базилики. Самая древняя мозаика находится на алтарном своде: изображен большой крест. Он вписан в окружность из звезд и монограмм благодетелей и ктиторов храма, Императора Константина VI, его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Громадный купол покрыт превосходной изображающей Вознесение Господне мозаикой I9 века. Апсида алтаря украшена удивительной мозаикой уже 20 века "Богородица на Престоле".

Вплоть до 1912 года с момента захвата города оттоманские налетчики применяли это строение как мечеть. Но с тех пор все уже вернулось на круги свои. И церковь радует своей красотой и величием.

Живой свидетель и участник многовековых событий

Свидетелем и участником событий трех великих цивилизации: Античной, Римской, Византийской – стали Салоники. Это своего рода столица Северной Греции, соединение континентов и торговых путей. Город был образован еще до нашей эры на месте старинного поселения Терми македонским царем Кассандром. Он и дал городу название - Фессалоники. Это имя его супруги и сводной сестры Александра Македонского. Вся бурная история Салоники при его основании - олицетворение славы и могущества македонской династии. Это любимый город всех царей Македонии. Даже в византийских летописях о нем говорится как " блестящем и гордом городе", "Царице" и "многолюдный город". Это не только был, но и остается культурным и политическим центром Греции. Прославляется также и уникальными достопримечательностями Салоник, одной их которых является

Вконтакте

Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики.

В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 кв. м. Эта церковь была разрушена землетрясением в 618–620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами, а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата, описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся.

В 1357 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу, вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес. В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть.

Kimdime69 , Public Domain

Турками был изменён внешний вид храма - фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907–1910 годах турки выполнили ремонт.

В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник. В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители, украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века. Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор. В ряде мест нанесён растительный орнамент.

Fingalo , CC BY-SA 2.0

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения. Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части, где имеется мозаичное изображение Богородицы, относящиеся к иконописному типу «Одигитрия».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса. На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных. Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий - святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды - «Одигитрия »

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом, а свод вимы - многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация).

Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI, его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году.

Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

неизвестен , Public Domain

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках.

Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений. По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды:

«Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух ».

Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из 64-го псалма:

«Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего» (Пс. 64:5).

Мозаика купола - «Вознесение»

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа. Образ Христа заключен в многоцветную шарообразную рамку - мандорлу, поднимаемую в небо двумя ангелами. Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге.

неизвестен , Public Domain

Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний, написанные над их головами:

«…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии:

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами - VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы - IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова, не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе. Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880-885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику ок. 849 годом то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания.

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба. Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

неизвестен , Public Domain

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы, характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы - словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку - зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора, традиционного для столичного искусства Византии, объясняется провинциальным положением Салоник. Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает «академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей ».

неизвестен , Public Domain

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века), а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907-1910 годы).

Фотогалерея









Полезная информация

Хра́м свято́й Софи́и
греч. Ἁγία Σοφία

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр,
  • пн–вс: 08:00–13:00 и 17:00-21:00

Адрес и контакты

Греция, 54623, Салоники, ул. св. Софии, 39
Agias Sofias 39, 54623 Thessaloniki, Greece

☎ +(30 2310) 27 02 53

Статус

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 456

Краткая информация

Архитектурные особенности

Размеры храма составляют 42 (длина) на 35 (ширина) метров, диаметр купола - около 10 метров, а высота рукавов креста - около 16 метров. Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол положен на парусах, которые опираются на столбы. Выделяются очень глубокие подкупольные арки, которые образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава. При этом пространство храма расчленено на три нефа, хотя боковые нефы и не соответствуют апсидам, которые находятся на стыке центрального и боковых нефов. К архитектурным элементам, характеризующим переход от куполообразной к крестокупольной базилике, относится также и то, что барабан имеет прямоугольную форму, купол держится на полуцилиндрических балках:95.

В архитектуре храма виден ряд недостатков (например, основание купола не имеет формы круга, а почти четырёхугольное с закругленными углами), которые объясняются тем, что, вероятно, архитектор ещё не освоил строительство нового вида церквей с базированием купола на арках:94-95. Общий стиль памятника провинциален, хотя масштаб постройки и сложность композиции свидетельствуют о восстановлении архитектурных традиций VI века. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, храм Святой Софии напоминает константинопольские постройки Юстиниана и в первую очередь церковь Святой Ирины.

В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику, - диаконник для хранения церковной утвари и облачений:96.

Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн, своды купола держатся на четырёх объемных колоннах византийского стиля, а неф имеет крестовый свод.

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр. На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5-9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.