Индия

Андижан. Узбекистан: Андижан - древнейший город в Ферганской долине Расположение города и его население

Город, ц. Андижанской обл., Узбекистан. В трудах араб, географов X в. упоминается как Андиен, Андукан, Андуган, Андиган. Традиционная этимология связывает название с тюрк, этнонимом анди (тюрки анди), известным с домусульманского времени. Позже… … Географическая энциклопедия

Современная энциклопедия

Город в Узбекистане, центр Андижанской обл. Железнодорожный узел. 298,3 тыс. жителей (1991). Машиностроительная (электротехническое, ирригационное оборудование), легкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, обувная, трикотажная, швейная),… … Большой Энциклопедический словарь

Андижан - АНДИЖАН, город, областной центр в Узбекистане. 298,3 тыс. жителей. Железнодорожный узел. Машиностроение (в том числе сельскохозяйственное и электротехническое) и металлообработка, легкая (хлопкоочистительный, хлопчатобумажная, швейная,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

I Андижан город, центр Андижанской области Узбекской ССР. Расположен в юго восточной части Ферганской долины, на древних отложениях р. Андижансай. Узел железных и шоссейных дорог (ж. д. и автодороги на Ташкент, Наманган, Ош, Джалал Абад и … Большая советская энциклопедия

I уездный город Ферганской области, конечная ст. Андижанской (Ферганской) ветви Среднеазиатской жел. дор., на высоте 214 саж. над ур. моря, на оросительном канале Андижан сай, выведенном из р. Кара Дарьи. Принадлежит к числу древнейших городов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Город, центр Андижанской обл. Узб. ССР, на Ю. В. Ферганской долины, на р. Андижан сай. Ж. д. узел. 130 т. ж. в 1959 (в 1897 46,7 т. ж., в 1910 76 т. ж., в 1939 85 т. ж.). Известен с 9 в. У араб. географов наз. Андукан. В 15 в. центр Ферганы.… … Советская историческая энциклопедия

Город в Узбекистане, центр Андижанской области. Железнодорожный узел 303,0 тыс. жителей (1993). Машиностроительная (электротехническое, ирригационное оборудование), лёгкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, обувная, трикотажная, швейная),… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Война и миф , Зыгарь Михаил. Это расширенное и дополненное издание книги о войнах, революциях и переворотах, о страшном и смешном, о жизни и смерти. Но прежде всего эта книга о людях, которые оказываются вольными или…
  • Война и миф , Зыгарь Михаил. Эта книга - о войнах, революциях и переворотах, о страшном и смешном, о жизни и смерти. Но прежде всего эта книга о людях, которые оказываются вольными или невольнымисвидетелями и участниками…
Национальности узбеки , русские , украинцы , татары , армяне , евреи , таджики , киргизы , корейцы Конфессии мусульмане-сунниты Этнохороним андижа́нец, андижа́нка, андижа́нцы Официальный язык Узбекский Цифровые идентификаторы Телефонный код +998 74 Почтовый индекс 170100 Автомобильный код 17 (старого образца 1998-2008)
60 - 69 (нового образца с 01.10.2008)
Аудио, фото и видео на Викискладе

Андижан является важным индустриальным городом страны. Промышленные товары, производимые в городе, включают химикаты , бытовую технику , электронику , продукты питания , мебель , плуги , насосы , обувь , запчасти для сельскохозяйственных машин, различные инженерные инструменты и инвалидные коляски .

География, климат [ | ]

Переселенческое движение в Андижанский регион

В 1893-1898 годах в Андижанском уезде, в отличие от остального Туркестана, официально стали выделять земли для переселенцев из европейской части Российской империи, ранее неофициальных переселенцев в Туркестан возвращали обратно домой, что было связано с высокой плотностью коренного населения и отсутствием свободных земель. Переселенцы в Андижанский уезд приезжали из различных губерний Украины и юга России: Харьковской, Киевской, Полтавской, Области Войска Донского, Екатеринославской, Саратовской, Самарской, Воронежской, Тульской, Астраханской, Курской, Ставропольской, Оренбургской, из Сибири, северной России, с Кавказа . Национальный состав их был довольно однороден. Это были преимущественно русские, украинцы и белорусы, так как, по «Положению об управлении Туркестанского края», к переселению допускались лишь «русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей» .

Совместное ведение хозяйства и обмен опытом

Почти все русско-украинские посёлки Туркестана были устроены в северных, северо-восточных и восточных предгорьях Андижанского уезда: Базаркурганская, Мингтюбинская, Джалалабадская, Кугартская, Узгенская, Яссынская, Барышская волости Андижанского уезда, ещё в небольшом количестве переселенцев размещали в двух волостях - Манякской и Курбашской - Ошского уезда, в которых сельскохозяйственные условия приближались к привычным для русского и украинского крестьянина, здесь можно было обходиться без искусственного орошения. Большое количество земель было выделено только в пригороде Андижана и образовано Русское Село (280 дворов просуществовало до 1974 года), п. Московский и Покровское, в этих селах стали впервые в больших объемах выращивать зерновые культуры, которые в последующем обеспечивали пшеницей и зерновыми большую часть жителей долины, также местное население выучилось у русских приемам улучшенной обработки почвы, что содействовало увеличению урожая, научилось уходу за скотом в зимнее время, пчеловодству. С приходом русских у местного населения большим спросом стала пользоваться русская коса, а это привело к тому, что стали запасать на зиму сено. Даже сарты косили ею люцерн]]у . Местные крестьяне начали пользоваться и лемешным плугом вместо омача, и каменным катком для молотьбы, и русскими веялками. В близи Андижана в Зеленске (сейчас г. Ассака) местным населением был впервые построен шлюз - ирригационное сооружение по европейскому образцу «из жженого кирпича, на цементе, с бетонным фундаментом и с железными щитами». В целом русские делились с местными, что умели сами, и также шел обратный процесс, русские сами учились у местных жителей орошению, особенностям местного садоводства, виноградарству.

Интегрирование и взаимоуважение между местным населением и переселенцами

Передовые, прогрессивно настроенные интеллигенты и рабочие из европейцев почти всегда выучивались местным языкам. И это было связано не только и не столько с потребностями, возникающими у малых этнических групп в инонациональной среде (ведь они были представителями господствующего в данный момент этноса), сколько с тем глубоким уважением, которое испытывали они к коренному народу, к его культуре, истории. А такое отношение не могло не сказаться на росте самоуважения у местных народов края, что способствовало появлению первых ростков дружбы между ними и русскими, украинцами, белорусами и другими переселенцами из внутренних губерний России.

Андижанское восстание

До распада СССР в городе Андижане проживали представители 120 национальностей и народностей, которые составляли более 75 % населения города Андижана, в процентном выражении большую часть составляли: русские, киргизы, украинцы, белорусы, татары, башкиры, евреи, армяне, грузины, корейцы, немцы, поляки, греки, молдаване, цыгане и многие представители разных национальностей, что по праву считалось называть Андижан городом интернациональной дружбы.

Население города после распада СССР - в основном узбеки (69 %), также проживают: русские , киргизы , армяне , украинцы , белорусы , цыгане , татары , корейцы , таджики , евреи , уйгуры , башкиры , греки , персы , молдаване , грузины и др.

Экономика и транспорт, культура, туризм и спорт, образование и медицина [ | ]

Экономика [ | ]

Андижан является крупнейшим индустриально-промышленным, научно-исследовательским, образовательным, туристическо-культурным и транспортным центром всей Ферганской долины.

В годы независимости Узбекистана экономика Андижана и Андижанской области развивается главным образом благодаря автомобилестроению (в пригороде Андижана в городе-спутнике Асаке, функционирует завод «GM» по выпуску легковых автомобилей и микроавтобусов, построено ряд заводов по выпуску комплектующих частей. Высоко развиты газо- и нефтедобывающая промышленности, с развитыми и действующими нефтепромыслами: «Андижан-Нефтепром», «Южный Алмалышик», «Ходжаабадский» и многие другие, разработкой данной промышленности занимается СПКБ Конструкторское Бюро «Андижан Нефтетрест».

Тяжелая промышленность и машиностроение г. Андижана [ | ]

  1. Автомобильный завод «GM» в пригороде Андижана в городе-спутнике Ассака (с мощностью до 250 тысяч автомобилей в год),
  2. Государственный Машиностроительный завод (АНДИЖАН МАШ),
  3. Государственный Завод Ирригационного машиностроения (АНДИЖАН ИРМАШ),
  4. Государственный Завод «Коммунар» (Автотранспортной промышленности),
  5. Государственный Завод «ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ»,
  6. Государственный Завод «ЭЛЕКТРОАППАРАТ» имени Э.Тельмана,
  7. Государственный Авиационный завод (Министерство Авиационной Промышленности),
  8. Андижанский Завод «АЭРМЗ» (Экскаваторно-Рем. Мех. з-д) ,
  9. Государственный Тепловозоремонтный завод (Министерство Путей Сообщения),
  10. Андижанский Государственный завод «ЭТАЛОН»,
  11. Андижанский Государственный завод «НИТРОН»,
  12. Андижанский Государственный завод « АНДИЖАН КАБЕЛЬ»,
  13. Андижанский Государственный ШАРИКО-ПОДШИПНИКОВЫЙ завод.
  14. Андижанский Завод «ТОЭРМЗ» (Таш. Опытноэксперем. мех.завод),
  15. Андижанский государственный завод «ТОЖМЕТАЛЛ».
  16. Андижанский завод «Авто Трактор Деталь»

Легкая и текстильная промышленность г. Андижана [ | ]

  1. Хлопчато-Бумажный Комбинат "ХБО имени З. Бабура (более 10 тысяч сотрудников, производство суровой ткани и пряжи),
  2. Трикотажный комбинат «Алишер Навои Интернешэнл» (РУз - США),
  3. Фабрика Художественных Изделий,
  4. Швейная фабрика «АНТЕКС» по производству швейных изделий и пряжи,
  5. Трикотажная фабрика «ХУМО - ЮН» (РУз - Китай),
  6. Хлопкоочистительный завод № 1,
  7. Хлопкоочистительный завод № 2,
  8. Хлопкоочистительный завод № 3,
  9. Производственное объединение «АСЮКС» по производству брезентовой ткани и изделий,
  10. Трикотажная фабрика (Трикотажное Объединение бывш. им. XXX лет Кмс.),
  11. Трикотажная фабрика «СЕМУРГ» (производство трикотажа и готовой продукции),
  12. Швейная фабрика им. Володарского № 1,
  13. Швейная фабрика им. Володарского № 2,
  14. Швейная фабрика им. Володарского № 3 (бывш. пошива обмундирования),
  15. Кожно-Галантерейная фабрика,
  16. Текстильная фабрика «АН Тед Текстайз» по переработки угара (РУз - Германия),
  17. Фабрика "«АН КУР» по производству постельного белья,
  18. Обувная фабрика «Большевик»,
  19. Обувная фабрика «Кезар-Тур» (РУз - Турция),
  20. Обувной комбинат «Андзовит Маш» (производство резиновой обуви),
  21. Андижанский Гренажный завод (по производству шелкопрядов),
  22. Андижанский Шелковый завод (по размотке коконов),
  23. Андижанский завод «Ривож Тянь Бао» по производству текстильных конусов,
  24. Андижанский завод «Маматаш текстиль» (РУз - Турция),
  25. Андижанский Мыловаренный завод (основан 1899 г.),

Строительная и химическая промышленность [ | ]

  1. Цементный завод,
  2. Асфальтный завод,
  3. Стекольный завод,
  4. Известковый завод,
  5. Завод Железо-Бетонных изделий,
  6. Андижанский полиэтиленовый завод (РУз США),
  7. Андижанский полипропиленовый завод (РУз США),
  8. Завод по производству серы и порошка «Зауракмилл»,
  9. Завод по производсту Черепицы,
  10. Кирпичный завод № 1,
  11. Кирпичный завод № 2,
  12. Кирпичный завод № 3,
  13. Домостроительный комбинат,
  14. Строительный трест № 162,
  15. Строительно монтажное Упр № 2,
  16. Мебельная фабрика,
  17. Полиграфический комбинат,
  18. Андижанский завод «Тиксанти» по выпуску швейных машин,
  19. Андижанский лакокрасочный завод «УЗ ДОНГ ЖУ ПЕИН Ко» (РУз- Южная Корея),
  20. Андижанский завод по выпуску автосидений «УЗ ТОНГ ХОНГ Ко» (РУз- Южная Корея),
  21. Андижанский завод по выпуску бензобаков «УЗ СЕМЮНГ Ко» (РУз- Южная Корея),
  22. Андижанский завод по выпуску выхлопных труб и глушителей «УЗ ДОНГНГ ВОН Ко» (РУз- Южная Корея),
  23. Андижанский завод по выпуску внутренней отделки салонов «УЗ ДОНГ ЯНГ Ко» (РУз- Южная Корея),
  24. Андижанский завод по выпуску бамперов и панелей «УЗ КОРАМ Ко» (РУз- Южная Корея),
  25. Андижанский завод по выпуску кабелей и внутренних проводок «УЗ ДОНГ ЖУ Ко» (РУз- Южная Корея),
  26. Андижанский завод «АНДПОЛИК» по выпуску декоративных, внешних, внутренних алкопонов,
  27. Андижанский завод «Uzbek ank Spiring»,
  28. Андижанский завод XXI АСР по выпуску моторных масел.
  29. Андижанский завод «ПромЭнергоМонтаж»,
  30. Андижанский завод «ХлодМонтаж»,

Пищевая промышленность [ | ]

  1. Биохимический комбинат по производству спирта,
  2. Мукомольный (Мель) комбинат,
  3. Масло-Жировой комбинат (1898 г.) по маслобойному производству,
  4. Консервный завод,
  5. Томатный завод,
  6. Комбинат по производству мясных и колбасных изделий,
  7. Комбинат по производству полуфабрикатов,
  8. Хлебо-кондитерский комбинат,
  9. Андижанский Пивоваренный завод,
  10. Завод безалкогольных напитков,
  11. Ликеро-водочный завод (АПК им. Кирова),
  12. Андижанский молочный завод,
  13. Овощно-Фруктовый завод ОАО «Андижан»,
  14. Вино-Водочный завод «Навигул» (РУз - Болгария),
  15. Томатно-кетчуповый завод «Фам» (РУз - Италия),
  16. Макаронный завод «Хон Бугда» (РУз - Италия),
  17. Андижанский завод по выпуску консервированной продукции (РУз - Россия- Великобритания),
  18. Андижанский завод «МАСК» по выпуску кетчупов, пасты, соусов, минеральной воды.
  19. Андижанский завод по выпуску фруктовых соков «Андижан Дурдонаси» (РУз - Англия),
  20. Андижанский комбинат по производству бортпитания.

Транспорт [ | ]

Международный Аэропорт «Андижан» [ | ]

В настоящее время после реконструкции аэропорта, аэропорт «Андижан» получил статус международного аэропорта. Взлетно посадочная полоса реконструирована и продлена до 3 000 метров.

Андижан связан прямым воздушным сообщением с Ташкентом , Москвой (Домодедово), Сургутом , Новосибирском (Толмачево), Омском, Санкт-Петербургом (Пулково), Красноярском (Емельяново),Тюменью (Рощино) и другими городами в соответствии с коммерческим спросом.

Аэропорт Андижана расположен в черте города, имеет автобусное сообщение, маршрутное такси и круглосуточное такси.

Железнодорожный транспорт [ | ]

Железнодорожный вокзал «Андижан 1», «Андижан 2». Железнодорожная станция «Андижан - Северный», «Андижан - Южный».

Андижан является крупным железнодорожным узлом Средней Азии, данный узел включает четыре направления: Маргиланское/Ферганское, Наманганское, Южно-Киргизское(Ош/Джалал-Абад) и Таш-Кумырское. Более 100 лет Андижан являлся конечным пассажирским пунктом назначения поездов, сюда прибывали и отправлялись поезда из Москвы (до трех в день) и Ташкента (до трех в день), из Самары, Томска, Саратова, Уфы, Душанбе и других городов. В настоящее время из Ташкента через перевал в Андижан запущена в эксплуатацию электрифицированная железная дорога, что вернуло Андижану статус крупного железнодорожного центра. В ближайшее время запускаются высокоскоростные пригородные электрички, которые свяжут Андижан, Фергану, Маргилан и Коканд прямым сообщением, время в пути от Андижана до Коканда сократится в три раза до 1 часа, а из областного центра Ферганы до областного центра Андижана можно будет доехать за 30 минут.

Автомобильный транспорт [ | ]

Центральный Автовокзал г. Андижана, Автостанция «улица Сайская», Автостанция «Старый город», Автостанция «Трикотажная ф-ка», Автостанция «Кольцевая автомобильная дорога».

Центральный автовокзал связывает Андижан не только с городами Узбекистана но и с городами других стран.

Андижанский троллейбус [ | ]

Действовал с 1970 по 2002 год, протяженность троллейбусной линии составляла 70 километров.

Канатная дорога [ | ]

Функционирует в настоящее время на Юго-Востоке Андижана, Протяженность линии составляет около 2 000 метров, имеет три станции «Нижнюю», «Промежуточную» и «Верхнюю» (район Андижанского Телевизионного и Радиовещательного Центра).

Также функционирует и вторая канатная дорога в Андижанской области в поселке «Тополино» в районе плотины «Андижанского моря».

Культура [ | ]

Театры [ | ]

  1. Андижанский Государственный театр Драмы и Комедии имени Захриддина Бабура,
  2. Андижанский областной театр кукол «Лола»,
  3. Андижанский городской молодежный театр имени народного артиста СССР Аббаса Бакирова,
  4. Андижанский музыкальный театр (действовал под рук, С. Айсина)
  5. Андижанский зеленый (летний) театр в ПКиО им. А.Навои.
  6. Андижанское детское Арт (кф.) - Театр «Буратино».

Кинотеатры [ | ]

  1. Широкоформатный кинотеатр «Чулпон» (бывший «Юбилейный»),
  2. Кинотеатр имени А. Бакирова (два зала «красный» и «синий» действовал до 13.05.2005 г.),
  3. Кинотеатр «Шарк» (два зала большой и малый),
  4. Кинотеатр «Надира» (имени поэтессы М. Нодиры),
  5. Кинотеатр «Хиндистан» (бывший детский «Орленок»),
  6. Кинотеатр «Уртак» (летний зал),
  7. Кинотеатр «Победа» (летний зал),
  8. Кинотеатр «Шарк на ул. А. Пушкина» (летний зал),
  9. Кинотеатр имени Нодиры на ул. М. Ломоносова (летний зал),
  10. Кинотеатр имени Н. Крупской (летний зал),
  11. Кинотеатр «Космос» (летний зал),
  12. Кинотеатр «Орбита» (летний зал),
  13. Кинотеатр «Правда» (Зеленый мост),
  14. Кинотеатр ДК «Железнодорожников» на ул. Привокзальной (зимний зал),
  15. Кинотеатр «Желдор» на ул. Кирова (летний зал),
  16. Кинотеатр ДК «МЖК» на ул. Октябрьской (летний зал),
  17. Кинотеатр ДК «Машиностроителей» (летний зал) в ПКиО Чулпана,
  18. Кинотеатр Дома Культуры Машзавода (зимний зал)
  19. Кинотеатр ДК «Строителей»(летний зал).

Дома и центры культуры [ | ]

  1. Дворец «Юность» (Концертный зал),
  2. Областная Филармония,
  3. Государственная Обсерватория.
  4. Эстрадный центр в ПКиО им. А. Навои,
  5. Концертный зал Государственного училища Искусств,
  6. Концертный зал Государственного музыкально-педагогического училища,
  7. Концертный зал музыкальной школы № 1 (ул. М. Лермонтова),
  8. Концертный зал музыкальной школы № 2 (ул. А. Пушкина),
  9. Концертный зал музыкальной школы № 3 имени И. Глинки,
  10. Дом культуры Железнодорожников,
  11. Дом культуры Машиностроителей,
  12. Дом культуры Строителей,
  13. Дом культуры МЖК,
  14. Дом Профсоюзов,
  15. Информационно-библиотечный центр имени поэта З.Бабура (1 млн экземпл. книг).
  16. Андижанский областной Русский культурно-просветительский центр,
  17. Андижанский областной Армянский культурно-просветительский центр,
  18. Андижанский областной Татарский культурно-просветительский центр,
  19. Андижанский областной Корейский культурно-просветительский центр,
  20. Андижанский областной Уйгурский культурно-просветительский центр,

Парки культуры и отдыха [ | ]

  1. Национальный парк культуры и отдыха имени З. Бабура, (Юго-Восток Андижана площадь 357 гектаров).
  2. Городской парк культуры и отдыха имени А.Навои,
  3. Детский парк культуры и отдыха имени А.Пушкина,
  4. Центральный парк культуры и отдыха имени М. Нодиры (бывш. им. В. Ленина),
  5. Городской парк культуры и отдыха имени «Чулпана» (машзавод),
  6. Городской парк культуры и отдыха «Камолот» (3 микрорайон),
  7. Городской парк культуры и отдыха «Университетский»
  8. Городской парк культуры и отдыха имени Н. Крупской,
  9. Городской парк культуры и отдыха «Железнодорожников» (ул. Кирова),
  10. Городской парк культуры и отдыха «Дружба» (Зеленый мост),
  11. Ботанический сад «Арборетум» (бывш. включал раст. Красной книги РУ),
  12. Андижанский парк «Лесной питомник им. Шнейдера» (8га выруб.),
  13. Зона отдыха «Комсомольское озеро»,
  14. Зона отдыха "Русалка/Оромгох (три озера),
  15. Зона отдыха «Снежинка» (жил.массив «Богишамал»),
  16. Зоологический парк на Юго-Востоке Андижана (в стадии строительства, по завершению проекта станет самым крупным межобластным зоопарком).
  17. Андижанский городской Аквапарк

Туризм [ | ]

Музеи и археологические достопримечательности [ | ]

Гостиничное хозяйство [ | ]

Гостиницы г. Андижана представлены по комфортабельности от двух до пяти звёзд, по архитектуре объединяют три эпохи строительства: первый период это две гостиницы дореволюционного времени, гостиница «Андижан» в центре нового города напротив сквера, и гостиница «Долина»/«Водий» 4 звезды размещена в здании бывшего дворянского собрания города, находится напротив первого ж/д вокзала, здание в 2006 году было перепроектировано Российско-Узбекскими архитекторами, надстроено третьим этажом и по внешнему виду стало напоминать Московский «Метрополь», украшает пл. «Конституции» г. Анджана, включает Боуллинг-центр и большой бассейн. Гостиницы эпохи Советского Союза это четырех этажная гостиница «Андижан» (3 звезды) в центре старого города и пятиэтажная гостиница Интурист «Золотая Долина» (3 звезды), третья гостиница «Спорт-1» и четвёртая семиэтажная гостиница (долгострой) достроилась в годы Независимости Узбекистана. Третья эпоха гостиничного хозяйства - это настоящее время, в годы Независимости Узбекистана в городе Андижане впервые были построены четыре четырехзвездочные гостиницы и новая пятизвездочная гостиница в центре нового города «Багишамал» с видом на главный детский парк имени А. С. Пушкина, по праву может занять визитную карточку г. Андижана, напоминает красивый сказочный дворец с восточными колоритом и западной изысканностью.

  1. Гостиница «Bogishamal» - 5 звезд;
  2. Гостиница «Hamkor» - 4 звезды;
  3. Гостиница «Ташкент» - 4 звезды;
  4. Гостиница «Долина»/«Водий» - 4 звезды;
  5. Гостиница «Каrаvаn sarai» - 4 звезды;
  6. Гостиница «Золотая долина» - 3 звезды;
  7. Гостиница «Plaza Palas» - 3 звезды;
  8. Гостиница «Монферан Классик»- 3 звезды;
  9. Гостиница «Vella Elegant» - 3 звезды;
  10. Гостиница «Osiyo/Азия» - 3 звезды;
  11. Гостиница «Элита» - 3 звезды;
  12. Гостиница «Royal» - 3 звезды;
  13. Гостиница «Nami» - 3 звезды;
  14. Гостиница «Afrosiab» - 3 звезды;
  15. Гостиница «Андижан» старгород - 2 звезды;
  16. Гостиница «Андижан» новгород - 2 звезды;
  17. Гостиница «Спорт 1» - 2 звезды;
  18. Гостиница «Спорт 2» - 2 звезды;
  19. Гостиница «Файз» - 2 звезды;
  20. Гостиница «Тадж Махалл» - достроилась;

Спорт [ | ]

Женская команда по хоккею на траве «Андижанка» («Спартак») неоднократно становилась чемпионом СССР и владельцем кубка Европы, сборная СССР, выступавшая на Олимпиаде в Москве, наполовину состояла из игроков «Андижанки». За заслуги хоккеистов Андижан получил от Правительства СССР и Узбекской ССР строительство хоккейного стадиона «Дружбы народов СССР» с искусственным газоном (на то время таких стадионов было всего два в Москве и Ленинграде). Стадион рассчитан на 12 тысяч зрителей и по хоккейным стандартам является крупным. На данной спортивной арене тренировалась «Андижанка» и мужская сборная по хоккею на траве «Звезда». В настоящее время в области функционируют около 30 стадионов, 70 спортивных школ для детей и юношества, 65 теннисных кортов и 4,2 тысяч других спортивных сооружений служат населению области.

Имеются центральный стадион «Соглом Авлод» (18 360 зрителей), стадион «Навруз» (ранее «Спартак») (17 500 зрителей), хоккейный стадион «Дружба народов» (12 000 зрителей), стадион «Юность» (ранее «Динамо»), стадион «ХБК», стадион «Уз Донг - Жу», теннисный корт «Андижан», спортивный комплекс «Ямбол» и спортивные залы: «Юность», спортивные сооружения Республиканского училища Олимпийского резерва, Школа высшего спортивного мастерства, Школа бокса № 50, Школа гимнастики в микрорайоне № 3. В городе функционируют ДЮСШ № 1,2,3,4,5. Школа фехтования. Большое количество плавательных бассейнов: «Жемчужина», «Фестивальный», при Пединституте, Северный м-н, на стадионе «Юность», при Интуристе, при Мединституте, при Гос. Университете, при СШ№ 3 на К.Цеткине, при спорт комплексе «Ямбол» и много других. В городе действует конный клуб при андижанском ипподроме, два гребных канала.

Из воспитанников спортивных школ Андижана по легкой атлетике Светлана Ульмасова стала чемпионом Европы, победителем Кубка мира, Замира Зайцева - мировой рекордсменкой по легкой атлетике. Андижанская школа бокса в Узбекистане - одна из сильнейших, воспитанники - Руслан Чагаев (школа бокса № 50 г. Андижана), Феликс Пак , чемпионом Европы. - чемпион мира, Уткирбек Хайдаров - трёхкратный чемпион Узбекистана, чемпион мира. Мэлс Ан (клуб «Динамо» Андижан) - самбист , призёр чемпионатов СССР, чемпион Европы, мастер спорта СССР международного класса .

В 1964 году в Андижане был создан футбольный клуб «Спартак» Андижан.

Образование [ | ]

Высшие учебные заведения [ | ]

Институты повышения квалификации [ | ]

  1. Андижанский институт усовершенствования учителей и педагогических работников,
  2. Андижанский институт усовершенствования врачей и медицинских работников,
  3. Андижанский университет рабочих и сельских корреспондентов,
  4. Андижанский Университет просвещения (бывш. УМЛ).

Техникумы [ | ]

  1. Андижанский Авиационный техникум,
  2. Андижанский Строительный техникум,
  3. Андижанский Электро-Механический техникум,
  4. Андижанский Хлопкоочистительный техникум,
  5. Андижанский Химико-Технологический техникум,
  6. Андижанский техникум Легкой промышленности,
  7. Андижанский Финансово-Экономический техникум,
  8. Андижанский Индустриально-Педагогический техникум,
  9. Андижанский техникум Агропромышленного бизнеса,
  10. Андижанский техникум торговли (в городе спутнике Асака).

Государственные училища [ | ]

  1. Андижанское Государственное училище Искусств имени Т. Джалилова,
  2. Андижанское Государственное Музыкально-Педагогическое училище,
  3. Андижанское Государственное Педагогическое училище имени Л. Толстого,
  4. Андижанское Республиканское училище Олимпийского Резерва,
  5. Андижанское Государственное Медицинское училище,

Академические лицеи [ | ]

  1. Академический лицей № 1 при Андижанском Государственном университете,
  2. Академический лицей № 2 при Андижанском Государственном университете,
  3. Академический лицей № 3 при Андижанском Государственном университете,
  4. Академический лицей № 4 (АГУ) при Андижанском институте мировых языков,
  5. Академический лицей № 5 (АГУ) при Андижанском институте иностранных языков,
  6. Академический лицей № 1 при Андижанском медицинском институте,
  7. Академический лицей № 2 при Андижанском медицинском институте,
  8. Академический лицей № 1 при Андижанском машиностроительном институте,
  9. Академический лицей № 2 при Андижанском машиностроительном институте,
  10. Академический лицей при Андижанском инженерно-экономическом институте,
  11. Академический лицей при Андижанском Техническом университете (филиал ТашГТУ),
  12. Академический лицей № 1 при Андижанском сельскохозяйственном институте,
  13. Академический лицей № 2 при Андижанском сельскохозяйственном институте,
  14. Академический лицей № 1 (Курган-яр) при Андижанском институте хлопководства
  15. Академический лицей № 2 (Курган-яр) при Андижанском институте хлопководства,

Профессиональные колледжи [ | ]

  1. Андижанский Национальный профессиональный колледж Социально-Экономический,
  2. Андижанский профессиональный колледж малого и среднего бизнеса,
  3. Андижанский профессиональный колледж экономики и сферы услуг,
  4. Андижанский профессиональный колледж экономический,
  5. Андижанский профессиональный колледж банковский,
  6. Андижанский профессиональный колледж связи,
  7. Андижанский профессиональный колледж бытовых услуг,
  8. Андижанский профессиональный колледж транспорта и услуг,
  9. Андижанский профессиональный колледж коммунального жилья,
  10. Андижанский профессиональный колледж туризма и сферы услуг,
  11. Андижанский профессиональный колледж строительства автомобильных дорог,
  12. Андижанский профессиональный колледж (первый) политихнический,
  13. Андижанский профессиональный колледж (второй) политихнический,
  14. Андижанский профессиональный колледж машиностроительный,
  15. Андижанский профессиональный колледж компьютерно-технологический,
  16. Андижанский профессиональный колледж информационно - технологический,
  17. Андижанский профессиональный колледж информационных технологий и сервиса,
  18. Андижанский профессиональный колледж агропромышленный,
  19. Андижанский профессиональный колледж сельскохозяйственный,
  20. Андижанский профессиональный (первый) колледж промышленный,
  21. Андижанский профессиональный (второй) колледж промышленный,
  22. Андижанский профессиональный (Акъ - яр) колледж промышленный,
  23. Андижанский профессиональный колледж энергетико-промышленный,
  24. Андижанский профессиональный колледж водно - хозяйственный (Андижан обл.),
  25. Андижанский профессиональный колледж педагогике и социальной экономики,
  26. Андижанский профессиональный колледж педагогический социально-экономический,
  27. Андижанский профессиональный колледж Автопромышленный (при заводе «GM»),
  28. Андижанский профессиональный колледж Автомобильно-строительный (при заводе «GM»),
  29. Андижанский профессиональный колледж транспорта и агросервиса (Андижан с. Кипчак),
  30. Андижанский профессиональный колледж пищево-промышленный (Андижан.с Аргин),

Медицина и здравоохранение [ | ]

Город Андижан насчитывает большое количество медицинских учреждений, больниц, поликлиник и диспансеров, медицинские услуги оказываются всем жителям Ферганской долины. В городе Андижане в 1955 году был открыт Андижанский Государственный Медицинский Институт имени М. И. Калинина (АГМИ), который являлся одним из ведущих высших медицинских заведений Узбекистана, преподавательский состав изначально был сформирован из докторов и кандидатов медицинских наук ведущих институтов Москвы, Ленинграда, Ташкента и других городов, которые в дальнейшем передавали опыт студентам АГМИ. На базе института были организованы Клиники АГМИ на 700 коек и областная клиническая больница на 500 коек, обслуживающие жителей Ферганской долины. Во время независимости Узбекистана в городе открылось большое количество государственных и частных клиник.

Хоким Первое упоминание Прежние названия

Андукан, Андигон

Площадь Тип климата Официальный язык Население Агломерация Национальный состав Конфессиональный состав

мусульмане-сунниты

Названия жителей Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код

География, климат

Плодородные почвы, обилие тепла и света, длительный безморозный период (около 210 дней в году) благоприятствуют выращиванию в окрестностях города теплолюбивых культур - хлопчатника , шелковицы и других субтропических культур. Зима обычно умеренная, средняя температура января составляет: −5-11 градусов мороза, короткая, ветры слабее, чем в западных частях долины: в среднем 3 метра в секунду, а среднегодовое количество осадков составляет 226 мм осадков в год.

Район Андижана отличается высокой сейсмичностью. Наиболее разрушительным было землетрясение 1902 года, унесшее жизни четырёх тысяч жителей .

История

В древности

Андижан - один из древнейших городов Ферганской долины, время основания неизвестно. В письменных источниках известен с IX века под названием Андукан , с XV века - Андиган . В XV веке - столица феодального государства. На протяжении многих лет Андижан являлся столицей области Ферганы, по летописям З.Бабура - "в Андижане трое ворот, больше размером Арк, чем в Андижане, есть только в Кеша и Самарканде. По мнению В. В. Бартольда Андижан был основан монгольскими ханами в конце XIII-го века, куда были переведены тюрки из разных племен и родов, и в конце XV в. Андижан считался в Фергане тюркским городом по преимуществу . 1) По легенде, в южной части Каспийского моря существовал государство Андиа . 2) Анди место встречи и курултаев тюркских племен для решения дружественных и важных вопросов (словосочетание Куда-Анда вольный перевод «сваты-побратимы»).

По недавним находкам археологи предполагают что городу Андижан 2500 лет.

В составе Российской империи

Население

Андижан - третий по площади и четвёртый по численности населения город страны . Численность населения по состоянию на 1 января 2015 года составляет 410 тыс. жителей

До распада СССР в городе Андижане проживали представители 120 национальностей и народностей, которые составляли 2/3 населения города Андижана, в процентном выражении большую часть составляли: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, евреи, армяне, корейцы и многие представители разных национальностей, что по праву считалось называть Андижан городом интернациональной дружбы.

Население города после распада СССР - в основном узбеки 90%, так же проживают национальные меньшинства русские , армяне , цыгане , татары , корейцы , киргизы , таджики , евреи , уйгуры , украинцы , белорусы , персы , азербайджанцы , грузины .

Экономика, Транспорт, Спорт

Андижан является крупнейшим индустриально-промышленным, научно-исследовательским, туристическо-культурным и транспортным центром всей Ферганской долины, с многовековой историей. В 2015 году город Андижан отпразднует 2 500 летие.

Экономика Андижана: Тяжелая промышленность Андижана включает: Машиностроительный завод (АндижанМаш), завод "АндижанИрмаш", заводы "Коммунар", "Электродвигатель", "Электроаппарат", "ЭРМЗ", Авиационный завод АП, Тепловозоремонтный завод МПС, завод "НИТРОН", завод "Андижан Кабель", Андижанский Шарико-Подшипниковый завод и много других.

Легкая и текстильная промышленность включает: три Хлопкоочистительных завода, Хлопчато-Бумажный Комбинат (ХБО им З. Бабура более 10 тысяч сотрудников), Три Швейные фабрики им. Володарского, ф-ку Художественных изделий, Трикотажную ф-ку, Обувную ф-ку, Гренажный з-д. Индустриальная и строительная промышленность включает: з-д Железо-Бетонных изделий, три кирпичных з-да, Асфальтный з-д, ДСК, Строительный трест 162 и СМУ 2, Стекольный з-д, Цементный з-д, Мебельную ф-ку.

Пищевая промышленность включает: Биохимический комбинат по производству спирта, Комбинат по производству полуфабрикатов, Мукомольный (Мель) комбинат, Хлебо-Кондитерский комбинат, Комбинат по производству мясных и колбасных изделий, Консервный и Томатные з-ды, Молочный з-д, Масло-Жир комбинат, Пивоваренные з-ды.

В годы Независимости Узбекистана, экономика Андижана и Андижанской области уверенно развивается главным образом благодаря автомобилестроению, в пригороде Андижана в Асаке функционирует завод "GM" по выпуску легковых автомобилей и микроавтобусов, построено ряд заводов по выпуску комплектующих частей. Высоко развито газо- и нефтедобывающая промышленности.

Андижан является крупным железнодорожным узлом Средней Азии, данный узел включает четыре направления: Маргиланское/Ферганское, Наманганское, Южно-Киргизское(Ош/Джалал-Абад) и Таш-Кумырское. Более ста лет Андижан являлся конечным пассажирским пунктом назначения поездов, сюда прибывали и отправлялись поезда из Москвы (до трех в день) и Ташкента (до трех в день), из Самары, Томска, Саратова, Уфы, Душанбе и других городов. В настоящее время из Ташкента через перевал в Андижан строится электрофицированная железная дорога, что вернет Андижану статус крупного железнодорожного центра с двумя железнодорожными вокзалами "Андижан - 1" и "Андижан - 2", двумя ж/д станциями "Андижан - Северный" и "Андижан-Южный". В настоящее время после реконструкции аэропорта в Андижане - аэропорт "Андижан" получил статус международного аэропорта. К услугам авиапассажиров комфортный главный терминал аэропорта, зал вылета и зал прилета пассажиров, отдельный зал транзитных пассажиров, отдельное здание вылета и прилета официальных делегаций и VIP обслуживания. Аэропорт Андижана расположен в черте города, имеет удобное автобусное сообщение и круглосуточное такси. Андижан связан прямым воздушным сообщением с Ташкентом, Москвой, Сургутом, Новосибирском, Омском, Санкт-Петербургом, Красноярском, Тюменью и другими городами в соответствии с коммерческим спросом.

В городе действует центральный автовокзал, который связывает Андижан с городами Узбекистана и городами других стран, для удобство населения в городе функционируют несколько Автостанций в Районе Старого города, на ул. Сайской, в 2016 году в Андижане открылась новая Автостанция в районе кольцевой дороги.

В 1970-2002 годах в городе работал троллейбус.

Известные уроженцы

  • Бабур - основатель Империи Бабуридов , поэт и писатель, автор «Бабур-наме »
  • Чулпан - узбекский советский писатель
  • Матлюба Алимова - актриса
  • Руслан Чагаев - боксёр
  • Михаил Насыров - боксёр
  • Ренат Акчурин - хирург
  • Иосиф Фридляндер - металловед, Академик РАН
  • Борухова, Фатима Джураевна - народная артистка УзССР, оперная певица, меццо-сопрано
  • Учкун-Нугманов - народный писатель (драматург) Узбекистана
  • Аббас Бакиров (1910-1974) - актёр и театральный режиссёр, народный артист СССР (1970)
  • Шаходат Рахимова - актриса мать Стахана Рахимова
  • Мухаммад Юсуф - поэт, депутат Олий Мажлис Республики Узбекистан
  • Виталий Руденченко (3 февраля 1940 года - (13 ноября 1985 года) - живописец. Член Союза художников с 1975 года. Почетный житель Илишевского района БАССР.
  • Саида Зуннунова - узбекская советская поэтесса .
  • Комаров Валентин Николаевич (1913-1944) - Бригады Подлодок Черноморского Флота. За бой с противником в 1942 году капитан-лейтенант Комаров В.Н. удостоился ордена Красного Знамени, а сражение от античности до ХХ века.

Религия

Большая часть населения - мусульмане суннитского толка.

В городе действует Храм Всех Святых и Часовня Святого Георгия Победоносца , также в разные годы существовали: Храм Святого Николая Чудотворца на ул. Пушкина и Храм Святого Сергия Радонежского на ул. Независимости (бывш. сквер Ленина)

В 1933-1935 годах в Андижане жил священноисповедник, будущий архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , работавший здесь заведующим отделения в Андижанской городской больнице. С 1937 по 1941 год в городе Андижане в административной высылке тогда еще иеромонах, находился будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен (Патриарх Московский) - глава Русской Православной Церкви в 1971-1990 годах.

Напишите отзыв о статье "Андижан"

Примечания

Ссылки

  • Информация на начало XX века : // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Андижан

И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.
– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»
Они подъехали к старому, мрачному дому на Вздвиженке и вошли в сени.
– Ну, Господи благослови, – проговорил граф, полу шутя, полу серьезно; но Наташа заметила, что отец ее заторопился, входя в переднюю, и робко, тихо спросил, дома ли князь и княжна. После доклада о их приезде между прислугой князя произошло смятение. Лакей, побежавший докладывать о них, был остановлен другим лакеем в зале и они шептали о чем то. В залу выбежала горничная девушка, и торопливо тоже говорила что то, упоминая о княжне. Наконец один старый, с сердитым видом лакей вышел и доложил Ростовым, что князь принять не может, а княжна просит к себе. Первая навстречу гостям вышла m lle Bourienne. Она особенно учтиво встретила отца с дочерью и проводила их к княжне. Княжна с взволнованным, испуганным и покрытым красными пятнами лицом выбежала, тяжело ступая, навстречу к гостям, и тщетно пытаясь казаться свободной и радушной. Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата. Кроме этого непреодолимого чувства антипатии к ней, княжна Марья в эту минуту была взволнована еще тем, что при докладе о приезде Ростовых, князь закричал, что ему их не нужно, что пусть княжна Марья принимает, если хочет, а чтоб к нему их не пускали. Княжна Марья решилась принять Ростовых, но всякую минуту боялась, как бы князь не сделал какую нибудь выходку, так как он казался очень взволнованным приездом Ростовых.

Андижан - самый восточный областной центр Узбекистана, спорящий с Самаркандом и Наманганом за звание второго по величине (410 тыс. жителей) города страны. Маленькая Андижанская область целиком лежит на плодородном "дне" долины, и потому выходит самым густонаселённым регионом постсоветских стран: почти индийские 662 человека на квадратный километр. Она узким клином вдаётся в территорию Киргизии, и где-то между Ферганой и Наманганом с одной стороны, и Андижаном, Ошом, Джалал-Абадом с другой проходит неразличимая в полях и сёлах Ферганской долины древняя граница Западного Туркестана с Восточным: на первый взгляд Андижан вроде и похож на своих соседей, те же, что и в показанном в прошлых частях Намангане , и Мирорайон, но что-то здесь ощущается неуловимо иначе. Андижану киргиз ближе, чем таджик, Кашгар понятнее Мешхеда, и даже потомки андижанца Бабура в далёкой Индии были известны как Великие Моголы. Если Наманган слыл в 1990-х гнездом ваххабитов, то Андижан породил свою секту акрамитов, с который были связаны кровавые события 2005 года. В общем, Андижан - это центр самобытной и самодостаточной Восточной Ферганы, искалеченной крахом Союза.

Об Андижане я расскажу в трёх частях. В следующих речь пойдёт про два его исторических центра - русский Новый город и узбекский Старый город соответственно, а в первой - всего понемногу, например Асака, в которой делают знаменитые узбекские "Нексии".

В Кокандском ханстве Андижан был одним из богатейших городов, "воротами" Долины для горных киргизов, самого воинственного и непокорного из народов Кокандского ханства. В 1875 году одним из лидеров Кокансдкого восстания, предводителем мятежных киргизов, стал андижанский мулла Исхак Хасан-уулу, выдавший себя за жившего к тому времени в Самарканде ханского потомка Пулат-бека. Андижан превратился в тыл восстания и его последний оплот , в сентябре 1875 года даже сумевший отбить первый русский штурм генерала Виталия Троцкого, но в итоге, конечно же, покорённый Михаилом Скобелевым. В Ферганской области Андижан превратился в уездный город, к началу ХХ века в нём жило 47 тысяч человек, а в 1899 году Андижан стал конечной станцией железнодорожной магистрали, с 1880-х годов разраставшейся по пескам Туркестана от прикаспийского Красноводска. Но жизнь тут оставалась неспокойной: в 1891 году в Ассаке бунтовали киргизы (хотя и не только они), которым полуграмотный Дукчи-ишан наобещал помощи афганцев, турок, британцев и колдунов, превративших якобы русские пули в воду; в 1902 году Андижан был разрушен землетрясением; в 1914 снова бунтовали киргизы, и уж тем более его не обошли стороной Великое Туркестанское восстание и продолжившаяся за ним гражданская война. Так что не знаю, когда точно был разрушен этот дворец, в тревожном Андижане для догадок об этом слишком много вариантов...

Ну а при Советах ставший областным центром и выросший в один из крупнейших городов Узбекистана, Андижан оставался главным центром притяжения для Южной Киргизии, где был его базаром, - его курортом, а урановый - - промышленным городом-спутником. Жить в одном из этих городов, работать в другом, отдыхать и отовариваться в третьем было обыденностью ещё в советское время, и потому этот угол едва ли не сильнее всего в обеих странах пострадал от распада СССР. Помню, как в Новом городе мы разговорились с русской женщиной, или скорее пожилой татаркой, и она рассказывала, что в советское время, живя в Андижане, её муж работал в Майли-Сае на знаменитом ламповом заводе. Распад СССР, который тот завод пережил, вынудил его крепко держаться за место, и вот теперь супруги живут в разных странах и, как она говорила нам, не виделись уже 7 лет. Между Узбекистаном и Киргизией вроде бы нет визового режима, но тем не менее после Ошских погромов 2010 года ездят через границу почти исключительно обладатели российских паспортов. Главными пострадавшими от разделения Восточной Ферганы оказались, безусловно, кыргызстанские узбеки, у которых с киргизами вражда, а родина их не очень-то ждёт...

Андижан встретил нас новостройками:

От масштабов которых у меня довольно быстро глаза полезли на лоб:

Здесь, как в где-нибудь Китае, построен бутафорский "исторический центр", этакий колониальный город в дальнем углу в Британской империи с элементами конструктивистской застройки времён независимости, обретённой приблизительно в 1940-е годы. И в этом здании пафосной гостиницы "Богишамол" недалеко от вокзала хочется представить британских сэров, снявших пробковые шлемы, играя в покер при свечах... но здесь даже не играли в подкидного дурака скучающие русские офицеры.

В принципе подобные "исторические центры конца ХХ - начала XXI века" и в России образовались во многих городах типа Йошкар-Олы, Уфы или Саранска, но в Андижане к делу подошли с поистине азиатской тотальностью, создавая новый образ города целыми кварталами, на месте в основном безликих махаллей.

Дополяют картину пальмы, как где-нибудь :

Посреди Андижана торчит даже нечто похожее на небоскрёб (особенно если смотреть издалека и не знать масштаба):

А махалли, которые пока не осовременили, прикрыты кирпичными фасадами:

И в принципе эти махалли составляют большую часть Андижана, но и вкраплений других эпох между ними немало. Город делит пополам железная дорога - конечной станцией он перестал быть ещё до революции, в 1915 году линию продлили в Джалал-Абад, а в 1930-х годах замкнули железнодорожное кольцо Долины, соединив Андижан с Наманганом. Но железная дорога образует ещё и границу двух исторических центров, аккурат между которыми и прошла естественным рубежом - севернее остался Старый город до Джума-мечети, южнее русский Новый город до крепости. А вот этот домик где-то между ними - возможно, 1920-х годов:

Андижанские сталинки, как и почти во всём Узбекистане - скромные, но с этническими мотивами:

И практически нигде не образуют ансамбля, лишь между Старым и Новым городами попадаясь больше пары домов подряд:

Хотя в деталях порой весьма красивы:

Как и в Намангане, на западной окраине Андижана возвышается Микрорайон, но в Андижане он совсем маленький, и я так и не заснял его пятижтажек тёплых цветов, мелькавших за деревьями. Отдельные многоэтажки попадаются и в других частях города.

Но та же самая русская женщина с оставшимся в Киргизии мужем сетовала, что несмотря на весь блеск новостроек, в городе (по крайней мере в её махалле) нет газа и горячей воды, а холодная вода и свет - только по расписанию.

Попадаются в городе и мечети. Но Андижан, особенно по сравнению с Наманганом не оставляет ощущения такой религиозности и патриархальности, и если последний в 1990-х годах стал среднеазиатской базой глобальной сети джихада, то в Андижане в те же годы сформировалась собственная мусульманская секта акрамитов . Как и в Намангане, здесь был Юлдашев, но не вахабит Тахир, а учитель математики Акрам , некоторое время состоявший в "Хизбут-Тахрир", а затем, покинув её, написавший философский трактат "Путь к вере". Более всего его идеи напоминали тот образ кальвинизма, каким его изображали советские учебники - религия, адаптированная для трудолюбивых и деловитых людей: Юлдашев последовательно доказывал в своём трактате, что ислам может дать человеку не только духовную, но и достойную материальную жизнь. В эпоху лозунга "Обогащайтесь!" эти идеи, конечно, упали на благодатную почву, тем более вкупе с возможностью пренебречь рядом исламских обычаев от 5 ежедневных намазов до запрета на алкоголь... с одной оговоркой - "до победы ислама на Земле". Первоначально акрамитов (себя они называли Биродар - Братья) сочли лишь безобидной ересью, но дело в том, что победа ислама и создание живущего по мусульманским законам государства всё-таки была конечной целью акрамитов. Идти к этой цели они собирались не через войны и теракты, а через бизнес и карьеру: по задумке Акрама, преуспевшие Биродар войдут во власть, и обзаведясь достаточной её полнотой - установят исламское государство как минимум в масштабах Ферганской долины. Ядром Биродара стали сам Акрам Юлдашев и 23 бизнесмена, проникшихся его идеями, в том числе их лучшей частью - на их предприятиях хорошо платили, компенсировали отпуска и лечение, и конечно же акрамитские идеи стремительно распространялись среди небогатых андижанцев. В 1998-99 большинство "братьев" были арестованы, но организация продолжила существовать, перейдя к стратегии вооружённого бунта. Мятеж в Андижане произошёл 13 мая 2005 года, завершив цепочку постсоветских "цветных революций", и был подавлен узбекскими властями быстро и кроваво: по официальным данным было убито 187 человек, в большинстве своём мирных жителей из пришедшей на площадь родни повстанцев... но не стоит забывать и то, что повстанцы первыми пролили кровь. Написано о той трагедии очень много, только на одной оппозиционной Фергане.ру. более 30 статей , я же не считаю себя достаточно компететным, чтобы делать какие-то выводы. Приведу лишь ряд своих наблюдений "на местности":
1. В Ташкенте о произошедшем многие узнали лишь спустя месяцы и годы, из слухов или СМИ на территории других стран, и мой ташкентский знакомый до сих пор с ужасом вспоминает, как гулял в то тёплое майское утро, не подозревая о том, что происходит в его стране.
2. "Знакомый знакомого" описывал происходящее так: "Въехал утром в Андижан, вдруг на обочине останавливает меня мужик с автоматом, и говорит - реквизирую автомобиль в интересах революции! А я смотрю - автомат у него на предохранителе, и так как сам служил, соображаю - успею удрать; в общем дал по газам, развернулся и помчался куда подальше без остановок . Что это было - узнал гораздо позже ".
3. Ни разу за время пребывания в Узбекистане мне не встретилось человека, который бы симпатизировал повстанцам.
Ну а правду знают, думаю, лишь жители окрестных махаллей у площади Бабура - но только никогда, скорее всего даже в кругу семьи, не произнесут её вслух. И хотя мой ташкентский знакомый говорит, что былое в Андижане никак не ощущается, и город запомнился ему дружелюбным и гостеприимным, мне всё же показалось, что подозрительности и тревоги здесь больше среднего по стране.

В целом же именно с Восточной Ферганой связаны едва ли не самые кровавые события постсоветской истории за исключением войн: Андижанский мятеж да две Ошских резни, в обоих случаях оборачивавшихся потоками людей, искавших по ту сторону границы спасения. Вот типичная граница Андижанской области - поля узбекские, а склоны гор киргизские:

От самой Ферганы по дороге к Андижану нам постоянно попадались грузовички с баранами да коровами в кузове, а в Андижане - маршрутки-"дамасики" с табличкой "Джахан-базар" под стеклом. Так как одна из незакрытых мной до сих пор среднеазиатских тем - это мол-базары (скотные рынки) , я понадеялся, что они едут в одно и то же место, да и каждый второй встречный советовал нам побывать на Джахан-базаре. В общем, поймав маршрутку, мы поехали на северную окраину города:

Но ничего примечательного там не нашли - огромный вещевой рынок, даже без того колорита, как , и посылали нас сюда скорее всего лишь потому, что каждый андижанец знает: "если в выходные к нам приехал гость - то он приехал на Джахан-базар".

Хотя само название Джахан-базар неизбежно вызывает у меня ассоциации с Тадж-Махалом, построенным потомком Бабура по имени Шах-Джахан . На самом деле это не имя, а титул монарха - Повелитель Вселенной, ну а тут соответственно ни много ни мало Вселенский базар:

Самым эффектным зрелищем Вселенского базара оказался узбек, тягавший большую тележку и с её помощью леветировавший над лужей - за счёт инерции телеги ему даже не понадобилось прыгать, достаточно было просто оторвать ноги от земли. Само собой, заснять это я не успел.

Из национального колорита обнаружились только корзины, шитьём которых занимается, возможно, какой-то из окрестных кишлаков:

На переднем плане - печёные яблоки в такой твёрдой леденцовой глазури, что об неё и зубы сломать недолго, самое дешёвое и популярное лакомство подобных базаров:

А вот местная кухня. Особенно обратите внимание на белые куски - это бараньи лёгкие, сваренные в молоке. Вкус странный, на первый раз вызывает легкое отвращение, но сейчас думаю, что с удовольствием съел бы побольше. Нигде, кроме Восточной Ферганы, я таких не видел - а тут и в Андижане продавали, и по дороге из Оша в Ташкент подобным угощала попутчиков пожилая узбечка из кыргызстанского Аравана.

Не знаю, как в Андижане с европейской едой, но вот например "Московское мороженное":

Но известнейший символ Андижана - не ремёсла (хотя по соседству с Андижаном находится Шахрихан - несправедливо оставшийся в тени "город ножей"), не архитектура и не гастрономия. С пару лет назад в Крыму мы были в гостях у татарина, конечно же потомка депортантов, родившегося в Андижане. Он много рассказывал о том, как в Средней Азии татары только и мечтали о возвращении на историческую родину, и как он сам ещё 7-летним ребёнком на большом собрании говорил, что его мечта - умереть в Крыму. Однако воссоединившись с родиной предков между Судаком и Алуштой, свою физическую родину он не забыл, и потому разводил голубей андижанской породы:

Так что и в самом Андижане мы совсем не удивились, повстречав прямо во дворе Джума-мечети двух узбеков с клеткой, полной андижанских голубей в их характерных "клёшах" - порода жива и на историческом месте. Вообще же с голубями много связано во всей Ферганской долине - я уже показывал Голубиный мазар , а отец Бабура Умар-Шейх погиб в своей ахсикентской резиденции под обломками рухнувшей голубятни.

Сам же Бабур дожил жизнь, в общем-то не самую долгую, в индийской Агре, падишахом земель между Индом и Гангом. Там он написал автобиографию "Вакаи" ("События"), более известную как "Бабурнаме " ("Бабурова книга") - но второе название появилось лишь при переводе на персидский, так как писал падишах на родном чагатайском, то есть прото-узбекском языке, и книга эта осталась одной из вершин тюркоязычной прозы. Писал он и стихи, обмениваясь письмами и мыслями с Алишером Навои. Не исключаю, что в тайне он был даже благодарен Шейбани за свои поражения в Туркестане, обернувшиеся властью над Индией, и во всяком случае в конце 1520-х годов Бабур и Шейбаниды уже были союзниками. Умер царь-Тигр в 1530 году от болезни, но завещал похоронить себя не в Агре, а в Кабуле - этот город был его резиденцией в эпоху войн, верной базой тыла, перепутьем между Туркестаном и Индией. Бабура похоронили в кабульском Саду Верности - основанной ещё в 1512 году загородной усадьбе типа "чорбаг", на века оставшейся шедевром садово-парковского искусства мусульманского Востока. Сады Бабура и по сей день остаются одной из главных достопримечательностей Кабула, ну а в Андижане под конец ХХ века решили создать их уменьшенную копию. В городе, правда, подходящего места не нашлось, поэтому Богишамол ("Сад Ветров") устроили на холме за кишлаком-предместьем Хартум, в получасе езды на маршрутке от центра города. По дороге - советские майолики и мозаики:

На опушке сада - андижанский блокпост, так что главный вход находится "снаружи", а боковые ворота - "внутри" Андижана. Так как мы ехали из города - то вышли, конечно же, у боковых ворот. В парке обещали семимерное кино:

На аллеях под вечер было пусто, но где-то чуть выше по склону гуляла свадьба под зажигательную музыку - буйные ритмы Кавказа ни за что не спутаешь с заунывными персидскими мелодиями Средней Азии, ну а любовь к кавказской музыке на Фергану вполне могли занести те самые турки-месхетинцы (), с погромов которых в 1989 году сюда пришла нестабильность .

В парке под вечер всегда немножко таинственно:

Увы, я так и не разобрался, когда этот парк был основан, но логичнее всего предположить, что в 1983 году, к 500-летию падишаха, да и архитектура его явно советская. В нижнем парке начинается канатная дорога, под вечер (а может и на зиму, а может и на совсем) неподвижная:

Главныне ворота обращены к трассе Андижан - Ош:

А за ними явно построенный в подражание кабульским садам каскад к символической могиле Бабура, и сам падишах в бронзовом образе сидит, склонившись от тоски по родине:

Индию Бабур ценил, но любил, как и раньше, Среднюю Азию, где не то что и люди или кони, а даже собаки казались ему красивее... конечно, лишь в воспоминаниях. Но до чего же приятно осознавать, что твой земляк правил Индией!

Мавзолей Бабура - фактически, его музей, слегка напомнивший мне такой же советский . Под вечер, конечно, он был закрыт, но в зал всегда можно заглянуть в проёмы ганчевых узоров:

Тимур и Бабур - первый и последний в чагатайской династии. Один покорил пол-мира, а другой создал империю, просуществовавшую 300 лет, вплоть до столкновения с белой превосходящей силой. Бабур в каком-то смысле почувствовал исторический ветер перемен: в те же годы, когда он променял лежавший в узле караванных дорог Туркестан на Индию, испанец Фернан Магеллан вёл туда же свои каракки по просторам Тихого океана.

Выше "мавзолея" - беседка с могильной плитой, под которой - земля из Кабула и Агры:

Наперегонки с заходящим Солнцем мы поднимались по лестницам и тропам параллельно канатной дороге:

Заброшенный амфитеатр в врехней части парка:

За теми холмами - снова поля, и только за полями граница, а за границей - Ош:

Беседки в парке и самодельная лестница:

Промежуточная станция канатки:

А большая её часть - ещё впереди, и по карте длина канатной дороги приближаетс к 1600 метрам. Сам Богишамол, конечно, меньше , но существенно больше, например, или .

С "чёртова колеса" вдали в хорошую погоду наверное видны и Андижан, и Ош:

Спустившись из Парка Бабура, мы стали пытаться поймать машину, но с блок-поста пришёл милиционер, проверил и переписал нам документы, но потом сам нашёл машину, ехавшую в сторону андижанского центра, и убедил водителя, ни слова кстати не говорившего по-русски, довезти на автовокзал. Там нашлась и машина до Ферганы, и вёл её потрясающе красивый дюжий узбек с изящными усами, похожий на американского киногероя. Услышав, что мы на следующий день едем в , он советовал нам поесть тамошнего плова, а когда я ответил, что лучший плов, что я знаю, в - преисполнился гордостью: он и был родом из Узгена, но его семья уехала оттуда в Фергану ещё в 1990-м, во время Первой Ошской резни. Здесь - тревожный край...

В следующих двух частях - о достопримечательностях Андижана, то есть Новом и Старом городах.

Жемчужина красивейшей долины Узбекистана - , появился еще до нашей эры на территории, через которую проходил Великий Шелковый путь. Город старинный, впервые о нем упоминается в источниках 9 века. Таинственный город находится в юго-восточной части от Ферганской долины, на распутьи дорог Великого Шелкового пути, в окружении высочайших горных хребтов. Вдоль реки Андижансай.

Разнообразные легенды имеют огромное количество толкований о возникновении города. По многим из них следует, что город основался на месте караван-сараев.

Уже в 1 веке находился в составе Кушанского ханства. На время завоевания Андижана арабскими завоевателями, город являлся торговым пунктом на перекрестке Великого Шелкового пути.
В состав Саманидского государства город вошел в 9-10 веке.

В период правления великого Амира Тимура 14 век, Андижан пережил бурный расцвет во всех отраслях. В 15 веке правителем в этом городе становится Захириддин Бабур, автор величайшего сочинения «Бабур-наме». В этот период город имеет название «Андиган». Захириддин Бабур был не только выдающимся государственным правителем, но и признанным ученым, автором известной во всем мире «Бабур-наме». К тому же он основал империю великих Моголов в Индии. Дом великого Бабура сберегли и до сегодняшних дней в городе Андижан.

В 16 веке город захватили Шейбаниды, а позже он стал частью Кокандского ханства.

Замечательные исторические памятники были повреждены во время масштабного землетрясения в Андижане в 1902 году. Наиболее крупным историческим комплексом является комплекс «Джами», он занимает территорию в 1.5 гектара. В данном комплексе еаходится большая мечеть Ферганской долины, медресе и высочайший минарет долины. Высота коего составляет 32 метра. Построен он из жженного кирпича.