Испания

Успенский собор (Московский Кремль). Успенский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото Успенский собор сегодня

Сооружён в 1475–79 годах под руководством итальянского зодчего .

Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV в., в княжение : 4 августа 1326 г. на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

бота загрузки с Flickr , CC BY-SA 3.0

Успенский собор 1326–27 гг. был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собор а в Юрьеве-Польском .

Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.


Chris , CC BY 2.0

Летом 1471 г. «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 г. строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 г.

Летописец свидетельствует:

«бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире . Храм был освящён 12 августа 1479 г. митрополитом Геронтием.


Другие города , CC BY-SA 3.0

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642–44 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.


Другие города , CC BY-SA 3.0

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 г. Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 г. угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.


Другие города , CC BY-SA 3.0

В 1625 г. в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 г. епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895–97 гг. архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 г., в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 г., после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 г. - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 г. В феврале 1960 г. передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 г. в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков , наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков .
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько : «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Ни для кого не секрет, что с давних времен на Руси точкой отсчета строительства города являлся православный храм. Он был основой каждого населенного пункта. Причем было принято, чтобы постройка возводилась на том месте, где покоились мощи святого. Они-то и символизировали «сердце города». А имя святого становилось «тайным именем» населенного пункта.

И, конечно же, в этой связи особый интерес вызывает вопрос на предмет того, а какой «религиозный» объект был первостепенным, когда зарождалась Москва. Каждый россиянин просто обязан знать, что это Успенский собор, находящийся на территории Соборной площади столицы. Однако он имеет и другое название - кафедральный собор Успения Божьей матери. Доподлинно неизвестно, на мощах какого святого была воздвигнута Белокаменная. Но то, что строительство Успенского собора в Москве было отнюдь не спонтанным мероприятием, сомнению не подлежит. А как все начиналось?

История создания

Примечательна уже сама история строительства Успенского собора в Москве. Изначально, в 12 столетии, на его месте находилась обычная деревянная церквушка.

Спустя один век, запланировал первое строительство Успенского собора в Москве. Причем ему удалось реализовать свою идею на практике. Но уже через четверть столетия его преемник решил возвести новый храм. А надоумил его на это и всея Руси Петр. Решили, что объект обветшал и на его месте должен появиться новый. И было бы огромным невежеством не знать ответа на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве при князе каком осуществлялось?» А он вместе с тем является крупной исторической фигурой. Именно он приумножил границы русского государства и дал окончательный отпор «Золотой Орде». Тем, кто владеет данной информацией, нетрудно догадаться, при каком правителе было затеяно строительство Успенского собора в Москве. При князе Иване 3, естественно. Причем русский правитель потратил на этот проект огромные деньги. Но после его реализации Белокаменная с архитектурной точки зрения существенно сблизилась с такими городами, как: Киев и Владимир.

Образец для преобразований

Наверняка тот, кто не может ответить на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве: при ком оно начиналось?», не имеет ни малейшего представления о том, какой объект архитектуры был взят за основу при возведении главного храма столицы.

А его между тем можно с натяжкой назвать величием зодческого искусства. Речь идет о Георгиевском соборе города Юрьев-Польский. Последний был возведен князем Святославом Всеволодовичем в 1234 году. Ранее на этом месте красовалась Георгиевская церковь, которая явилась отправной точкой в основании города Юрьев-Польский.

Первый этап

Начало строительства Успенского собора в Москве пришлось на 1472 год. был демонтирован, и зодчие приступили к возведению нового объекта. Но в 1474 году в Белокаменной случилось землетрясение. Собор, находящийся в стадии строительства, получил серьезный урон. Иван 3 приказывает разобрать то, что удалось возвести и начать все заново. Работу должны были выполнить зодчие из Пскова - Мышкин и Кривцов.

По каким причинам отказались наши зодчие?

Однако они отказались от этого поручения. Почему? Одна из летописей гласит, что «умельцы» из независимой республики попросту побоялись осуществлять строительство Успенского собора в Москве (век - 13) ввиду сложности самой работы. Однако, принимая во внимание крутой норов русского князя, в это верится с трудом. Должна быть еще одна причина и историки связывают ее с ересью, которой мог «морально» противостоять только итальянец Аристотель Фиорованти. Дело в том, что собор, который в конечном итоге спроектировал иностранец, с точки зрения соблюдений традиций русского зодчества выполнен практически идеально.

Единственное, что вызывало сомнение - это святые мощи. Возможно, имелись веские основания полагать, что «покоившиеся» мощи принадлежат человеку, который вел отнюдь не праведный образ жизни. При этом Софья Полеолог, выйдя замуж за Ивана 3, привезла с собой в качестве приданного много вещей религиозного значения. И если предположить, что во время восстановления собора имела место смена мощей, то, принимая во внимание принципы отечественного градостроительства, поменялось «тайное имя» и, соответственно «судьба» населенного пункта. А между тем историки отмечают, что как раз при Иване 3 рачительно изменился сам ритм развития страны.

Иностранец

Так или иначе, но Софья Палеолог убедила супруга и его ближнее окружение в том, чтобы строительство Успенского Собора в Москве выполнил «заморский» зодчий. Она специально отправляет послов в Италию, чтобы те уговорили и привезли в Белокаменную именитого итальянского инженера Аристотеля Фиорованти, который прославился тем, что смог передвинуть колокольню у себя на Родине. Вскоре заморский архитектор прибывает в Белокаменную. Примечателен тот факт, что для иностранного гостя возведение православного храма было абсолютно новым делом. Прежде чем приступить к работе, Фиорованти съездил во Владимир, чтобы поближе познакомиться с постройками русского зодчества. Мастер решил сначала сделать пробный проект и возвел неподалеку от Андроникова монастыря кирпичный завод.

После он уже приступил к своей основной работе, плата за которую составила 10 рублей в месяц.

Архитектурная составляющая

Итак, строительство Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Москве началось в 1475 году. Процесс возведения объекта длился четыре года

За образец нового архитектурного шедевра был взят Успенский собор во Владимире. Тем самым русский правитель хотел продемонстрировать, что Москва станет преемницей Владимира с точки зрения главенственности городов. Строительство Успенского собора в Москве должно было стать весомым аргументом в пользу того, что Белокаменная станет столицей Руси. Более того, ожидалось, что новый храм поднимет международный авторитет новой столицы как наследницы Византии и Рима.

Размеры Успенского собора впечатляли. Фиорованти, придерживавшийся архитектурных традиций европейского Возрождения, смог консолидировать в единое целое традиционные формы русского - византийской церкви и модернистский Ренессанс, взятый за основу в обустройстве пространства. Итальянский инженер не только смог максимально точно воспроизвести великолепие и красоту Владимирского храма, но и воплотить в новом Успенском соборе самое передовое в достижениях романо-готической и русско-византийской архитектуры.

Не тронув главные составляющие православного монастыря (алтырные апсиды, закомарные покрытия, крестово-купольное сочетание), Фиорованти добавил в архитектурный проект «хорошую порцию» собственного видения, которое имело мало точек соприкосновения с традиционным русским зодчеством. Например, он реализовал на практике авторское решение в выборе объемно-пространственной модели собора. Итальянец сделал так, чтобы ветви центрального креста небыли массивными и привлекающими к себе внимания.

Их он выровнял как по высоте, так и по ширине. Такой нестандартный подход создавал ощущение монолитности и единства всего храма, который, как выразился один из летописцев, воспринимался «яко един камень».

Пятиглавый Успенский собор, состоящий из блоков белого камня, восхищал потомков величественной высотой, пространством и четкостью геометрических пропорций. Эти параметры стали отправной точкой в осознании того, что шедевр итальянского мастера Фиорованти является главным объектом православия в Древней Руси.

Интерьер

Строительство Успенского собора в Москве при Иване 3 завершилось в 1479 году. И на протяжении трех последующих лет он не имел никаких декоративных элементов. Только потом несколько мастеров, в число которых входил иконописец Дионисий, приступили к расписным работам, которые длились долгих 33 года. К сожалению, в силу объективных причин декорирование помещений храма заняло много времени. Через несколько десятилетий сырость и перепады температур повредили фрески, и Успенский собор пришлось расписывать заново. Вдобавок к этому, архитектурный шедевр Фиорованти неоднократно испытывался на прочность природными стихиями. Он горел в результате пожаров, поэтому собор регулярно нуждался в реставрации.

Место для венчания царей

Спустя время, наследники Ивана 3 осознали, что строительство Успенского собора в Москве (дата: 1475 год) было нужным и своевременным действием. В 1547 году в нем проходила церемония И после него наследники русского престола были главными участниками этого обряда именно в стенах Успенского собора. А в 1613 году здесь состоялся Земский собор, на котором было принято решение, что править Русью станет царь Михаил Федорович Романов. В 1624 году детище Фиорованти вновь подверглось угрозе обрушения: в любую минуту своды могли не выдержать. Пришлось проводить очередную реконструкцию, которая предполагала усиление несущих конструкций. Но на этом испытания на прочность Успенского собора не закончились.

В 1812 он подвергся разорению со стороны французских захватчиков. Нашим солдатам удалось спасти часть «религиозного» реквизита и перевезти его в Вологду.

Храм в XX веке

В 1917-м в архитектурном шедевре, созданном Фиорованти, был организован Всероссийский Русской православной церкви, который реабилитировал институт патриаршества в РПЦ. И вскоре в стенах Успенского храма состоялась церемония интронизации нового патриарха Тихона.

В 1918 году, после пасхального богослужения, архитектурное наследие Ивана 3 было закрыто для православных. В годы ВОВ Успенский собор каким-то чудом остался нетронутым фашистами. И только в середине 50-х храм вновь распахнул свои двери, но уже в статусе музея. Но храм вновь нуждался в реставрационных работах, и они продолжались несколько десятилетий. В начале 90-х с разрешения РПЦ и руководства музеев московского Кремля в Успенском соборе вновь можно было проводить литургии, а посетителям слушать церковные песнопения. Богослужения здесь проходят и на Пасху, и на Рождество, и на Успение Божьей матери.

Культурное наследие храма

Строительство Успенского собора в Москве (год 1475) явилось главной предпосылкой того, что Белокаменная станет сердцем русского государства. Естественно, в новом храме должны были находиться самые ценные для русского православного человека реликвии. И это было, действительно, так. В Успенском соборе ранее находилась чудотворная икона Божией Матери Владимирской. Изначально она являлась собственностью владимирского Успенского собора. Но в целях сохранности князь Василий I перевез ее в Москву. Сейчас она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Но в Успенском соборе также можно найти икону владимирской Божией Матери, но не оригинал, а копию, сделанную подмастерьем Дионисия.

Еще один бесценный объект культурного наследия храма - раритетная икона «Спас на престоле». Эта работа византийского мастера ранее хранилась в (Великий Новгород). Перевез ее в Успенский собор сам Иван 3.

Так или иначе, но коллекция святых образов периода 11-12 столетий в архитектурном шедевре Фиорованти считается одной из самых богатейших в мире.

Примечателен тот факт, что декораторские работы мастеров, в составе которых был иконописец Дионисий, начавшиеся спустя три года после возведения храма были настолько высоко оценены Иваном 3 (он, собственно, и инициировал строительство Успенского собора в Москве (год 1475)), и митрополитом, что они в один голос восхищенно произнесли: «Мы видим небеса».

Был еще один небезынтересный факт. В восстановительных работах храма в период с 1642 по 1644 год принимал участие стольник Григорий Гаврилович Пушкин, который был прямым предком великого русского поэта.

По приказу Ивана Грозного непосредственно перед иконостасом была отведена молельная зона для правителя («Мономахов трон), которая является неким символом постулата о том, что Москва - это «третий Рим». Дверцы и стены молельной зоны правителя декорированы 12 барельефами с изображением сюжетов из «Сказаний о князьях Владимирских».

В стенах Успенского собора проводились бракосочетания русских правителей. Здесь же в 16 столетии немка Екатерина Вторая приняла православную веру.

В эпоху большевизма храм неоднократно разграблялся.

В настоящее время детище Аристотеля Фиорованти, находящееся в границах московского Кремля, возведено в статус музея. Однако данный факт вовсе не означает, что в Успенском соборе не ведутся богослужения, напротив, они инициируются в великие христианские праздники. Но к числу Кафедральных соборов столицы объект культурного наследия Ивана 3 не относится. Тем не менее в списке памятников русскому Православию Успенский собор занимает одно из почетных мест.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

... и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус

Его Величество-Московский Кремль. Часть 2.Успенский Собор

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место - Московский Кремль.

На протяжении многих столетий. И сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX столетий. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля - златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.

Успенский собор


Успенский собор Вид с юга Май 2001 г.

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).Главный храмРусского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Предшественники собора

Дмитрий Михайлович убивает Юрия Даниловича Московского в Орде. Из «Царственного летописца»

Первое упоминание Успенского собора в летописях связано с похоронами Юрия Даниловича, павшего в Орде от руки тверского князя Дмитрия, отомстившего за смерть своего отца Михаила. Тело Юрия перенесли из Орды в деревянном гробу и "положиша его во церкви святыя Богородица честнаго Успения, во приделе святого Димитрея" (Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы. М. 1913, с. 197 цит. по Бусева-Давыдова с. 16)


При реставрации в 1913 году при вскрытии пола в алтарной части обнаружили склеп, который был сочтен гробницей Юрия Даниловича. При раскопках внутри и вокруг современного Успенского собора было обнаружено большое количество могил, как богатых, так и бедных, самые ранние из которых относятся к XII веку. Самые богатые могилы находятся под центральной частью современного собора, так что вполне возможно что в XII веке на этом месте уже стоял деревянный собор.

Иван Данилович Калита

Идею строительства нового собора брату Юрия Ивану Калите подал митрополит Петр. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года.

Митрополит Петр (икона XV века)

В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу. Она недолго оставалась пустой, святитель не дожил до освящения собора. Преемник Петра, Феогност, в 1329 году основал в его память придел - пристройку с северо-востока с престолом, посвященным празднику поклонения веригам апостола Петра (Петроверигский придел).


Эти вериги чудесным образом упали с апостола, заключенного в темнице, когда его освободил ангел. Апостол Петр был святым покровителем Петра-митрополита. Еще один придел - Похвалы Богоматери - был устроен в 1459 митрополитом Ионой в благодарность за помощь Богородицы при битве молодого Ивана III с татарским ханом Седи-Ахматом. Успенский собор Калиты стоял на самой высокой точке Кремлевского холма и получил прозвание "что в Маковце".

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

Простояв около 150 лет, белокаменный собор Калиты обветшал. От пожаров белый камень обгорал и крошился, стены становились непрочными. После очередного пожара летом 1470 года собор практически развалился и решено было строить новый.

Митрополит Филипп

Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. Строить собор пригласили мастеров Кривцова и Мышкина, о которых ничего, кроме фамилий, неизвестно. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора


Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши и туда были помещены мощи московских святителей - Петра, Киприана, Фотия и Ионы.
Возле гробницы Петра в алтаре строящегося здания поставили временную деревянную Успенскую церковь, чтобы не прекращать службы. Именно в этой временной церкви 12 ноября 1473 г. произошло венчание московского великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Московский Кремль. Соборы. 1894 г.

Весной 1474 года стены были готовы и мастера начали выкладывать своды, когда обрушилась вся северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют "трус" - землетрясение. Иван III пригласил в качестве экспертов псковских мастеров, которые причиной разрушения назвали "неклеевитую" известь. При раскопках во второй половине XX века на поверхности кладки столбов были обнаружены подтеки, что подтверждает жидкую консистенцию известкового раствора, применявшегося Кривцовым и Мышкиным

При раскопках в 1968 году были обнаружены остатки нескольких каменных зданий, предшествующих современному собору. Федоров В.И. и Шеляпина, проводившие раскопки, относили их к трем зданиям - собору Кривцова и Мышкина, собору Калиты и церкви предположительно конца XIII
Построение собора Аристотелем Фиораванти

Вначале Иван III предложил заняться возведением храма псковским мастерам, которые исследовали причину обрушения собора, но те отказались. Тогда было дано поручение русскому посольству Семена Толбузина найти и пригласить архитектора в Италии. Итальянские мастера в то время были крайне популярны в Европе - они строили в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Семен Толбузин за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти.

Биография Фиораванти с большой полнотой прослеживается по документам. Он происходил из семьи болонских архитекторов, родился около 1420 года и у себя на родине был известен скорее как инженер, чем как архитектор.

В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Остатки стен собора Кривцова и Мышкина были разобраны всего за неделю. Он обложил стены хворостом, поджег и после разбил тараном потерявший свою прочность после обжига известняк.

Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Помимо описаний церемоний освящения соборов, переноса мощей московских святителей и др. есть и немало технических подробностей.

Успенский собор был завершен в 1479 году. "Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень" (Цитирую по Клоссу и Назарову).
Архитектурные особенности

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор.
Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения.

Вместо привычной крестово-купольной системы, когда центральные членения храма перекрываются сводами, образующими в плане крест, причем обычно они (центральные членения) шире боковых, здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест).
Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая к ним алтарная преграда обособляют внутри восточную часть собора


Henry Charles Brewer (1866–1950). Успенский собор Московского Кремля. Слева от собора - церковь Ризоположения.

Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене.


Еще более осложнила задачу Фиорованти необходимость построения апсид, без которых не мог обойтись православный храм. В итоге зодчий вышел из положения, сделав апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять.

Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы (Поклонения веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского), существовавшие у храма предшественника


Оксана Павлова. Сердце России. 2002 г.

Это пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. В итоге центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма.


Часть иконостаса Успенского собора в Кремле.

Но там он естественнен, так как средние членения шире угловых. Здесь же Фиораванти пришлось пойти на некоторую хитрость. Если посмотреть внутри здания, видно, что отверстия в куполе равны. Диаметр же центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Образовавшееся в главе "лишнее" пространство Аристотель остроумно использовал как тайник: туда в случае опасности можно было отнести через крышу церковную казну.
Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства


Успенский собор московского Кремля. Фото: Патриархия.Ru

Внешний вид храма более традиционен. Фасады делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Архитектурный декор очень скромный.

Рака митрополита Филиппа, Успенский собор

Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему. С запада к собору пристроена крытая паперть. Мнение о том, когда она была построена, у исследователей расходятся.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля

В настоящее время Успенский собор вместе с куполами и алтарными полукружиями покрыт медными кровлями по металлическому каркасу из полосового железа кузнечной работы. Тип покрытия приближается к позакомарному, однако все соборные кровли имеют искусственное повышение к центру для лучшего отвода воды. Под кровлями - обширные чердаки. Эти кровли, за исключением несколько раз менявшегося самого медного покрытия, относятся к 1683 г.



Конец XV века - XVI век



Первые фрески появились в соборе через два года после построения храма, в 1481 г.. когда были расписаны алтарная преграда, Петроверигский и Похвальский приделы. В 1513-1515 гг. храм был украшен росписью полностью.




Часть росписей 1481 г. дошла до наших дней, фрески же начала XVI века были полностью переписаны в 1642-1643 гг. Однако содержание фресок не изменилось: согласно царскому указу были повторены первоначальные сюжеты фресок, снятые "на образцы".




Успенский собор, будучи кафедральным, с самого начала играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом коронации русских государей.



Здесь в 1498 г. Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки) в обход своего старшего сына Василия от Софьи
Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI в., Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 г. по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV в 1547 г. царским венцом.

Успенский собор быстро стал довольно крупным землевладельцем. Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV в., когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры.
.

Собор часто страдал от пожаров. Пытаясь по возможности освободить от лишних нагрузок верхи здания, Аристотель пошел на такой рискованный шаг, как устройство на соборе деревянных кровель, с последующей опайкой их жестью. Кровли были уложены посводно и постоянно худились. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. Губительным оказался пожар 1547 года. В нем пострадала западная паперть собора и обгорел колончатый фриз над нею.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
XVII век

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора и в 1630-х годах размер достиг максимума.
Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов в 1598 году дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году давал подобную грамоту Лжедмитрий I. По грамоте Михаила Федоровича от 1625 года крестьяне Успенского собора должны были платить почтовый налог, давать хлеб на содержание стрелецкой пехоты и принимать участие в построении и починке различных укреплений, от остальных пошлин они были освобождены.



Мономахов трон" (копия, ГИМ)

19-го февраля 1654 г. в Успенском соборе был окрещен царевич Алексей сын Алексея Михайловича. По этому случаю царь Алексей дал собору новую жалованную грамоту, освобождавшую крестьян от всех податей и вплоть до XVIII века Успенские крестьяне ничего не давали государству. Они знали только протопопа "с братией".


Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского - из 11-ти).


В XVII веке в соборе было 16 сторожей. Сторож приблизительно до половины XVII века получал 1 р. в год, а после эта сумма была увеличина до 1 рубля 9 алтын 1 деньги в год. Кроме того раз в год сторожу давали деньги на рукавицы, раз в три года - 1 рубль на шубу и раз в несколько лет - 5 аршин сукна.


К XVII веку уже стало ясно, что Большой Успенский собор Аристотеля Фиораванти, задуманный и выстроенный с использованием приемов западно-европейского строительного искусства, освобожденный от опор и многоярусных проемных связей, перекрытый сводами наилегчайшей конструкции не выдержал испытания временем.
Облицованные белокаменными квадрами тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.

Вид с восточной стороны (на алтарные апсиды)

Неоднократно в XVII проводились поновления росписей. В 1642-1643 году проводились обширные работы по восстановлению стенного письма. Работы проводила группа царских и "городовых" иконописцев под руководством Ивана Пасеина. Фрески согласно царскому указу повторяли живописные сюжеты 1513-1515 гг.

Коронация императрицы Елизаветы Петровны в Успенском соборе

Кроме того в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами.

В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. В 1673 году под руководством Симона Ушакова были написаны вновь находившиеся над южными дверьми образа Спаса Нерукотворного и Пречистой Богородицы со святыми. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса. Возобновлена живопись, сделаны серебряные оклады на иконы и серебряные подсвечники .



Ремонтными работами 1620-х годов не удалось полностью исправить положение. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. В 1683 году, после очередного большого пожара (к этому времени уже окончательно погибло в пламени белокаменное убранство барабанов, карнизы барабанов почти полностью осыпались) собор еще раз капитально ремонтируется.


Собор был свидетелем многих событий, особенно во время бурного начала XVII века. В 1605 г. восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор "со оружием и дреколием", как вспоминал впослед-ствии патриарх Иов, прервали богослужение и "извлекши его из алтаря,. по церкви и по площади таская позориша многими позоры".

Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство 21 июля 1605 г. патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

В мае 1606 г. в Успенском соборе состоялось венчание самозванца с Мариной Мнишек. Маленькой ростом Марине сделали скамеечки, чтобы она могла прикладываться к образам.


Преподобный Сергий Радонежский в житии. Москва, 1480-90-е. Музеи Московского Кремля. Происходит из Успенского собора Московского Кремля

Поляки, приехавшие с ней в Москву и присутствовавшие на свадьбе, вели себя вызывающе. После избрания в 1606 г. на Красной площади Василия Шуйского его сторонниками царем он отправился в Успенский собор, где дал "крестоцеловальную запись" в том, что при нем не будет нарушений феодальноп законности, совершавшихся при Грозном и Годунове.


В Успенском соборе, Верещагин

Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы с остатками своего войска Болотников.

БОГОМАТЕРЬ С ПРЕДСТОЯЩИМИ. В нимбе изображен митрополит Петр Московский, ниже - патриарх Филарет и царь Михаил Федорович.

Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора и московских жителей специально привезенный из Старицы бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе "царю Дмитрию", под лозунгом которого развивалось восстание.


Христос Acheiropoietos (нерукотворенный)

12-го века Новгородской иконы из Успенского собора в Московском Кремле

Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 гг. Серебряные предметы из него пошли на изготовление денег для уплаты войску. К этому же времени относится и утрата золотой крышки раки митрополита Петра.


Коронование царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе

В XVII веке (а вероятно и ранее) дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. Если какой-нибудь священнослужитель Успенского собора умирал, или почему-либо должен был выйти из состава его причта, то заместитель умершего или ушедшего приобретал его дом за ту цену, которую назначал протопоп с братией


Соборная площадь Московского Кремля

Сторожа и звонари Успенского собора жили вместе в Белом городе на Рождественской улице, в приходе у церкви Николая Чудотворца Божедомского, получившей прозвание "в Звонарях". В 1659 году там было 14 дворов, в 1703 г. - 16 дворов. Земля на которой стоял двор так же принадлежала собору, а двор должен был приобретаться преемником


XVIII век

В начале XVII века была произведена реформа в сфере управления русской церковью. А в 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников.

Святой Георгий. Конец 11-начало 12 века. Москва На лицевой стороне: Богоматерь Перивлепта. 174 х 122. Успенский собор Московского Кремля.

С уничтожением патриаршества Успенский собор лишился важного источника его содержания; после этого у него остался только один источник материального обеспечения - государственная казна.



После уничтожения патриаршества духовенство Успенского собора подчинилось на некоторое время местоблюстителю партиаршего престола. С 1711 года к участию в церковном управлении был привлечен Сенат. Такой порядок управления продолжался до 1721 года, когда был учрежден Синод.


С этого времени священно- и церковнослужители Успенского собора стали в полную зависимость от св. Синода. От него исходили распоряжения о церковных службах и церемониях, совершавшихся в Успенском соборе они назначали и смещали причетников и священнослужителей этого собора.

Богоматерь Одигитрия (Двусторонняя икона, на обороте Святой Георгий). Успенский cобор Московского Кремля

1 сентября 1742 г. была учреждена Московская епархия, а 18 марта 1743 года по Высочайшему указу Успенский собор был изъят из епархиального ведомства и подчинен непосредствено св. Синоду; при этом протопоп собора Никифор Иоаннов был назначен асессором в Московскую Синодальную Контору.


Торелли С. «Коронование Екатерины II». 1777 г


Иллюминация на Собороной площади по случаю коронации Александра I.Федор Алексеев

Коронация. Книга Александра II.


Шествие к Успенский Кафедральный собор.Александр II. Коронация


Митрополит молится Александр II. Коронация.В.Тимм


Коронация Портреты царя и Царицы.Александр II. Коронация С 1764 года наступает новый период в способе содержания Успенского собора. В этом году были введены духовные штаты. Была произведена полная секуляризация духовных имуществ. У Успенского собора тоже были отобраны его владения и вотчины.
Вместо отобранных вотчин священнослужителям было назначено жалованье.
Кроме жалования священно- и церковнослужителям была назначена известная сумма и на содержание и самого собора


Коронации императора Александр II в 1856 году в Успенском соборе Московского Кремля. На картине изображен момент коронации, в которой царь венчает его императрица


Анри-Пьер Леон Pharamond Бланшар.Фейерверк

Поскольку штатной суммы было недостаточно чтобы удовлетворять все потребности собора в Успенском соборе появляются новые источники дохода. Прежде всего вводится продажа свечей. Затем появляются "кружечные" деньги: так назывались деньги, которые высыпались из трех кружек, устроенных при раках свв. митрополитов Петра, Ионы и Филиппа.

В 1799 г. ключарям и священникам Успенского собора были официально присвоены греческие названия - пресвитеры, протопресвитер и сакелларии.

Иван Михайлович Снегирёв: Успенский собор (1856)

XIX век
Успенский собор как и вся Москва сильно пострадала во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября в самый день вступления французов в Москву и продолжавшийся до 8 сентября истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что находящийся в нем со своей гвардией Наполеон должен был на время оставить его. Но что пощадил огонь, то не пощадил неприятель.


Вид с южной стороны
Многие ценности были вывезены из Москвы. В распоряжении управляющего московской митрополией преосв. Августина находилось 300 подвод. Вместе с патриаршей ризницей были вывезены и основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов.
Владимирская и Иверская иконы были направлены во Владимир, а Патриаршая ризница - в Вологду. Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей.

Появление Архангела Михаила Иисусу Навину, старинной иконы из Успенского собора в Москве

Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Снявши дорогое паникадило они повесили на крюк, на котором оно висело, весы, и взвеишвали на них получавшиеся от плавки слитки золота и серебра. После их ухода на одном из столпов собора была найдена надпись, гласившая, что в Успенском соборе наполеоновскими солдатами было переплавлено всего 325 пудов серебра и 18 пудов золота.

Спас Эммануил с архангелами (ангельский деисус)

Кроме того в соборе было устроены стойла для лошадей. Иконы в большинстве случаев оказались исцарапанными, некоторые - со вбитыми в них гвоздями, так что иконописцам впоследствии пришлось возобновлять 375 икон. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчевых облачений.

Вошедшие в Кремль русские войска (первым вошел полк князя Шаховского) нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики образов. Тела митрополитов Ионы и Петра были выброшены из рак.


Спас "Ярое Око". Икона из Успенского собора Московского Кремля

В 1856 г. в соборе устроили отопление. В связи с этим западное крыльцо собора превратили в закрытый тамбур, а во время подготовки к коронации в 1896 г. Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку известного архитектора К.М. Быковского.









В.Серов

Коронация Николая II 14 мая 1896 года оказалась последней коронацией в Успенском соборе.
В соборе Николая и его супругу Александру Федоровну ждало тронное место, обитое малиновым плюшем; император пожелал короноваться на престоле Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, а для супруги выбрал обложенный костью трон, по преданию принадлежавший Ивану III - строителю Успенского собора
.

На Красной Площади в Мае 1896 года, во время коронации Николая II



Саккос. Россия, конец 19 века. Облачение изготовлено к коронации Николая II в 1896 году

Корону государю передал митрополит Палладий в тот момент, когда Николай возложил ее на голову грянули пушки и зазвонили колокола. Коронационные торжества продолжались несколько дней; к сожалению они ознаменовались не только праздниками, но и Ходынской катастрофой.
В конце XIX - начала XX веков была произведена реставрация Успенского собора. .

Икона Святой Троицы. Святая Троица. Тихон Филатьев. Запись 1700 года на левкасе 14 века. Успенский собор

Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917г. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы

Богоматерь Умиление. 12 век. Новгород. Успенский собор, Кремль
То что повреждения, к счастью, были незначительными, говорит и то, что уже 21 ноября, на день Введения Богоматери, в соборе состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. Он стал первым русским патриархом после долгого периода синодального управления церковью (1724-1917). В 1918 г.

Синодик Успенского собора Московского кремля. Рукопись 14-17 вв. Оклад - серебро, позолота. Икона ("Троица") - дерево, левкас, темпера. Содержит имена князей и воевод, погибших в Куликовской битве. 16 век. ГИМ

Успенский собор, как и весь Кремль, был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба в храме, прошедшая на Пасху, вдохновила художника П.Д.Корина на замысел картины "Русь уходящая".
Памятники Кремля, в том числе и Успенский собор, стали музеями не сразу после Октябрьской революции, а лишь спустя шесть лет.
В октябре 1922 г. Успенский собор, наряду с другими храмами и монастырями, а также частью иных древнейших памятников Кремля, вошел в состав самостоятельного музейного объединения под наименованием "Управление музеями-соборами Кремля".

Богоматерь Владимирская, Успенский собор Московского кремля. 1-я четверть 15 века

В период конца 10-х начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон. План реставрации был намечен еще в конце 1917 г., а летом 1918 г. к работе приступила реставрационная мастерская по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, располагавшаяся до 1921 г. в Кремле, в помещении бывшей Синодальной конторы.
Позже она была переведена в бывший дом Московского археологического общества на Берсеневской набережной, а с 1924 г. преобразована в Центральные государственные реставрационые мастерские.

Спас Златые Власы. Икона 13 века ярославской школы. Спаситель Zlaty Власия (золотые Волосы) / Успенский собор в Москве.

В эти годы были отреставрированы многие древние иконы, составившие гордость и славу отечественной и мировой художественной культуры, их список возглавила знаменитая икона "Богоматерь Владимирская"
После реставрации многие из этих икон были переданы в Исторический музей, а в 1930-м году, после принятия решения об организации в Третьяковской галерее отдела древнерусского искусства, туда передаются из Исторического музея три домонгольские иконы Успенского собора: "Владимирская Богоматерь", "Благовещенье Устюжское" и "Спас Нерукотворный". В Галерее они хранятся и поныне.


Еще ранее (в 1918 г.) была передана Третьяковской галерее и грандиозная по своим размерам икона "Церковь воинствующая" середины XVI века.
Согласно декрету от 26 февраля 1922 г., с апреля того же года начинается изъятие из кремлевских церквей и монастырей, в том числе и из Успенского собора, церковных ценностей, для переадчи их в Гохран и фонд помощи голодающим


Henry Charles Brewer (British 1866 - 1950) ,The Cathedral of the Dormition, Moscow Успенский собор

На протяжении 1930-1940-х гг. из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 г. было сдано 1219 предметов). Иконы, "представлявшие интерес для антирелигиозной работы" (числом 240) передали в Антирелигиозный музей.


Состояние кремлевских памятников, в том числе Успенского собора, оставалось тяжелым. Протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи.

Сведения о соборах за военный период 1941-1945 гг. более чем скудны. Сообщается об укреплении более 100 икон в мастерских Третьяковской галереи, в том числе из Успенского собора. Вновь и вновь поднимался вопрос о необходимости провести отопление, вентиляцию и электроосвещение в со Лишь в 1946 г. начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе
.

С середины 50-х гг. ситуация в стране постепенно начинает изменяться к лучшему, что сказывается, в частности, и на отношении к кремлевским памятникам.
. Однако подлинное возрождение соборов Кремля, в том числе и Успенского, и превращение их в настоящие музейные комплексы началось лишь после передачи музеев в ведение Министерства культуры СССР в феврале 1960 г. С 1960-х гг. в Успенском соборе начинают проводится систематические работы по реставрации монументальной и станковой живописи, которые продолжаются до середины 80-х гг.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля.
Одновременно с работами по реставрации живописи с 1962 г. начало осуществляться и комплексное архитектурно-археологическое исследование Успенского собора.
В 1980 г. основной объем ремонтно-реставрационных работ был завершен и собор был открыт на время проведения Олимпиады.


В 1979 г. был торжественно отмечен 500-летний юбилей Успенского собора, хотя сам памятник был еще в лесах и недоступен для посетителей. К юбилею был выпущен альбом и проведена конференция, по материалам которой позже опубликован сборник статей. Наконец, завершающей в XX веке страницей в истории Успенского собора, прошедшего столетний путь реставрации, обретений и утрат, пережившей периоды упадка и возрождения, стало совмещение в нем двух функций - музея и храма.


Начиная с августа 1991 г. в нем возобновились праздничные богослужения, причем достигнутым между Патриархией, Министерством культуры РФ и Музеем соглашением Успенский собор сохраняет статус музея, все в нем остается неприкосновенным, а сотрудники музея и служители церкви совместно прилагают усилия к тому, чтобы Успенский собор - эта подлинная сокровищница культуры жил в веках.


Использованная литература
И.В. Антипов. Древнерусская архитектура второй половины XIII - первой трети XIV в. Каталог памятников. Спб., 2000, стр. 29-33.
Т.С. Борисова. О датировке древнейшей из сохранившихся описей Успенского собора.// Успенский собор Московского кремля. М., 1985, стр. 246-259
В.Г. Брюсова. Композиция "Новозаветной Троицы" в стенописи Успенского собора. // Успенский собор Московского кремля. М., 1985, Стр. 87-99
И.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 13-92.
В.В. Кавельмахер. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского Кремля. // Архитектурное наследство, вып. 38, М., 1995, стр. 214-235.
Б.М. Клосс, В.Д. Назаров. Летописные источники XV века о строительстве Московского Успенского собора. // История и реставрация памятников московского Кремля. Государственные музеи Московского Кремля. вып. VI. М., 1989. Стр. 20-42.
В.И. Корецкий Успенский собор как памятник идейно-политической жизни Москвы конца XV - начала XVII века. // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. VI. М., 1989, с. 64-76
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983, с. 315-317.
С.С. Подъяпольский. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора. // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. Стр. 24-51.
Т.В. Толстая. Музей "Успенский собор" Московского Кремля. Страницы истории. // Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. Вып. XIV. Сокровищница России. Страницы исторической биографии музеев Московского Кремля. стр. 196-223.
В.И. Федоров. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. // Успенский собор Московского кремля. М., 1985, стр. 52-68.
Г.Н. Шмелев. Из истории Московского Успенского собора., М., 1908.
А.С. Щенков. Реставрация Успенского собора Московского Кремля в конце XIX - начале XX вв. // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования.
Викимедия