Анапа

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Контакты Патриарх Алексий II о приходе

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Московский филолог и журналист, коллекционер звезд и историй АЛЕКСАНДР ШУНДРИН

приглашает на

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

14 мая, вторник. «Легенды и тени Брюсова переулка». С бонусом: по Вознесенскому переулку.
Храм Воскресения словущего и церковь Малого Вознесения. По местам патриарха Филарета и царя Михаила Романова. От чернокнижника Брюса до маршала Маннергейма. К кому ходил в гости митрополит Питирим, а к кому - Рудольф Нуреев. Салон мадам Максаковой и кто в переулке живет на...крыше.
Начало в 12.00. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА НЕДЕЛИ!!! «У камергеров в переулке». Камергерский переулок – между Тверской и Большой Дмитровкой

Загадочный клуб «Алатырь» и его завсегдатаи. МХТ-МХАТ-МХТ и его демиурги. Ресторан «Шевалье» и его кутилы. Квартира Собинова и ее насельники.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Тайны Московской Мельпомены». Московский театр, его таланты и поклонники.

Под квадригой Аполлона и геи в сквере. Дом купца Варгина и «старухи» из Дома Островского. Шелапутинские подмостки и дитя-Сперантова. Занавес с чайкой в доме Шехтеля. Экзерсисы Мейерхольда и меньшиковские выкрутасы.

Театральная площадь - Большая Дмитровка - Камергерский переулок -Тверская - Брюсов переулок – Большая Никитская

Начало в 14.30. Продолжительность – три часа

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА! «Вечерняя Тверская в стародавние времена ». (Из цикла «Осколки разбитого вдребезги»). Как жила главная улица Москвы при императорах и большевиках.

Где жуировали купцы с дворянами, а где товариши с комиссарами. Пешков-стрит и улица Горького. Старинные синематографы и первые небоскребы. Модные магазины и столичные модники.

Клуб «Алатырь» и звезды синематографа. Елисеевский гастроном и дом Нирнзее. Исчезнувшие храмы и дома. Типажи и типы.

Начало в 17.30. Продолжительность – два часа.

Начало в 19.30. Продолжительность – один час.

15 мая, среда. Здесь лежит цвет московского дворянства». Донской монастырь и его некрополь. К 425-летию обители.
Кто ходит на могилу Салтычихи, а кто - Пиковой дамы. Последний приют генерала Деникина и духовника власовской армии. Часовня Васнецова и горельефы Храма Христа Спасителя. 1Пушкины и Грибоедовы, Чаадаев и Бовэ, Варвара Лопухина и Варвара Тургенева…

Начало в 12.00. Продолжительность – один час.

»А все Кузнецкий мост, и вечные французы…» Улица, которую Фамусов не любил.

При чем тут мост, и куда он делся. Почему именно французы, и кто им пришел на смену. От Суворова до Юсупова и от Салтычихи до доктора Гааза.

Начало в 14.00. Продолжительность – один час.

«Вокруг Косьмы и Дамиана, тех, что в Шубине». Храм Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке и его окрестности.

«Арагви» и «Англия». Генерал Скобелев и московские генерал-губернаторы. Борис Пастернак и отец Александр Мень.

Тверская площадь - Столешников переулок - Большая Дмитровка.

Начало в 15.00. Продолжительность – один час.

«От Страстной до Пушки». История Страстной площади, ставшей Пушкинской, и ее окрестностей.

Страстной монастырь и Дом актера. Путешествие памятника Пушкину и путешествие от «Лиры» к «Макдональдсу». Дом Фамусова и дом Орловой. «Армения» и « Пушкин».

Начало в 16.00. Продолжительность – один час

«Небоскребы, небоскребы… Тайна дома Нирнзее». К 105-летию первого московского небоскреба. Здесь летала «Летучая мышь» и снимал режиссер Гардин. Почему этот дом называли домом с привидениями, и кто их прогнал. Кто любил есть на крыше, а кто с крыши дома прыгал вниз головой. И, наконец, где встретились Мастер и Маргарита, а где Булгаков и его муза.
Начало в 17.00. Продолжительность – один час.

«Московское кино». Старые синематографы Москвы.
«АРС», «Малая Дмитровка», «Пегас»…
Малая Дмитровка - Тверская улица - Триумфальная площадь
Начало в 18.00. Продолжительность - один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «Триумфальные ворота и вечерний «Аквариум». К 125-летию знаменитого сада.

Когда «Чикаго» стал «Аквариумом», Шарль Омон - Федором Томасом, а Лина Кавальери… - Иваном Поддубным? Герои Булгакова и курящая Аросева, а также ножки Орловой, «бабочка» Завадского и вечная Фуфа – Раневская.

Начало в 19.00. Продолжительность – один час.

«Патриаршии пруды, Патриаршии, Патрики…». Патриаршии пруды вечером и их окрестности. Торопитесь, Аннушка уже разлила подсолнечное масло

От Козьего болота до Патриарших прудов. Палачи и патриархи. Крылов и Булгаков. Воланд и чума-Аннушка. Спиридоновка и Шехтель.

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа

16 мая, четверг. «Новодевичий монастырь и кладбище». В преддверии 500-летия обители и к 120-летию погоста.

Аптекарские огороды и Девичье поле. Келья царевны Софьи и игуменья Серафима. Могилы и памятники славных людей нашего Отечества.

Начало в 12.00. Продолжительность - два часа.

«Московский Сен-Жермен». Пречистенка – самая роскошная улица Москвы. С бонусом: по Чистому переулку

Палаты князя Прозоровского и дворец княгини Волконской. Модерн Рекка и Гельриха. Калабуховский дом и дом Владимира Познера. Сергей Есенин и Айседора Дункан. Приют генерала Архарова и генерала Ермолова. Детство поэта Александра Пушкина и профессора моды Александра Васильева.

Начало в 15.00. Продолжительность – полтора часа.

«Тайны Остоженки или «Золотая миля». Там, где Сеченов жил, а сегодня, Сечин с ему подобными, прости, Господи, обретается. Верста от Белого города до города Земляного. над первой линией метро.

По местам Мастера и Маргариты и славной шустовской «Голубятни». Последний адрес патриарха Тихона и дом Муму. Дворец генерала Еропкина и палаты Римского-Корсакова. «Золотая миля» - «слугам народа».

Начало в 16.30. Продолжительность – один час

«Парижские тайны первопрестольной столицы». Москва трущоб и притонов.
Вера Марецкая и Анель Судакевич. Чем Грачевка от Драчихи отличалась, а «Оливье» от «Преисподней». Брюсов, цирк и Поль де Кок!
Рождественский бульвар - Сретенка – Сретенские переулки - Трубная улица – Трубная площадь – Цветной бульвар
Начало в 18.00. Продолжительность – два часа

«Над Неглинкой-рекой». Вдоль по улице Неглинной.
Оливье и «Сандуны». «Щепка» и Вертинский. Полина Гебль и Елена Гоголева. «Мюр и Мерилиз» и сарай с каретами.
Начало в 20.00. Продолжительность – один час.

17 мая, пятница. «Тайны Ивановской горки. Москва, которую мы потеряли». Путешествие по одному из самых уникальных мест столицы.

Языческая Москва и ее балтийская родословная. От древнейшей подкопаевской культуры до Царских садов. Хитровка и Кулишки. Местами гетмана Мазепы и сыщика Фандорина. Тайна княжны Таракановой и в гостях у Мандельштама. Аллея правителей и Ивановский монастырь. Церковь св. Владимира в Старых Садех и синагога. Морозовский сквер и главная лютеранская церковь России.

Улица Забелина – Солянка - Подколокольный переулок – Хитровская площадь – Подкопаевский переулок – Колпачный переулок – Старосадский переулок – Петроверигский переулок. церковь св. Владимира в Старых Садех - – синагога.

Начало в 12.00. Продолжительность – полтора часа.

«От Рюрика до Ельцина». Прогулка по Аллее правителей России. Эксклюзивное и невероятно увлекательное, а - самое главное – пронзительно правдивое путешествие длиной в 1150 лет.
История Отечества от языческой Руси через православное Московское царство, государство Великия и Малыя и Белыя Руси, Российскую империю и коммунистическую тиранию до…земли скреп, фетв и сугубого сколенвставания.

Малоизвестные страницы русской истории с весьма интересными подробностями из жизни тех, кто ее творил.

А также о том, кто такие русские и откуда они взялись, зачем понадобился варяг Рюрик, и кому целовал руки Иван Грозный, где любил ночевать Петр Первыйи куда ушел (и откуда уже не вернулся) его потомок Александр Павлович, а также о том, почему на Руси веселие есть пити (и кто оному веселию отдал в Отечестве особенно щедрую дань) и как правильно с колен вставати, чтобы прямо в рай попадати.

Начало в 13.30. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Сплошной КПСС! И не только…». Всегда шикарная Спиридоновка.
От Саввы Морозова и Павла Рябушинского, мимо Александра Блока и Максима Горького, и до Екатерины Фурцевой с Клавдией Шульженко.
Начало в 15.30. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «ПРИЗРАК БЕРИИ». Кровавый нарком с Малой Никитской. К 130-летию сталинского сатрапа. Соседи Берии.

Где, как и с кем жил убийца и создатель «шарашек» Лаврентий Палыч Берия. У ворот дома кровавого наркома. Любимые маршруты палача и объекты его внимания. Потомки Берии и…дела рук его.

Начало в 17.00. Продолжительность – полтора часа.

«Тверской бульвар – улица звезд и знаменитостей»
Пушкин и «Пушкин», Ермолова и Таиров, «Окна РОСТА» и МХАТ, Камерный театр и Римский Корсаков. "Армения» и Ламанова.
Начало в 18.30. Продолжительность – один час. .

«Ах. Арбат, мой Арбат…». Тайны самой известной улицы Москвы.

Дом с привидениями и Дом Пороховщикова. «Брага» и «Прага». Алесей Лосев - монах и философ. «Спасо-хаус» и Торгсин. Дорлиаки, Горовиц, Булгаков…

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

18 мая, суббота. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Откуда пошла Рогожка и куда пришла. Ямшики и староверы. Где жили-были купцы Рябушинские, и где они есть сейчас. Последний приют «фарфорового короля» Кузнецова и тайна Саввы Морозова.

Прикоснуться к древним традициям и обычаям народа русского, в неприкосновенности чудесным образом сохраненных, медку (по старинному рецепту сваренного) отведать да сарафан примерить. Лавки всякие торговые уважить, в которых чего только нет, зато все, чего ни пожелаешь - есть!

Рогожский поселок - наяву, как встарь. Святые врата, да беседка-иордань. Покровский собор да Рогожское кладбище.

Начало в 12.00. Продолжительность – три часа.

"Китай-город – от языческого капища до купеческо-финансовой столицы России».

Кирилл и Мефодий и Китайгородская стена. По посаду городскому и древнему Зарядью. Собор Василия Блаженного и тайны Красной площади. Старый Царский Двор и двор Аглицкий. Казанский собор и Печатный двор Ивана Федорова. Церковь великомученицы Варвары и всевидящее око. Биржа и могила Лихудов. Верхние торговые ряды и «Славянский базар». Дворец князя Хованского и расстрельный дом. Лубянка и часовня в честь героев Плевны.

Славянская площадь – Варварка – Васильевский спуск – Красная площадь - Ильинка – Никольская улица – Лубянка – Ильинский сквер

Начало в 16.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА!!!«Масонские тайны» (Прогулка из цикла «Масонская Москва»)
Пьер Безухов и Великий архитектор. Яков Брюс и Михаил Херасков. Дом литераторов и Храм Соломона. Михаил Булгаков и Дэн Браун. От Аглицкого клоба до Красной площади – от масонский ложи до шестиконечной звезды.
Спиридоновка – Патриаршие пруды – Ермолаевский и Трехпрудный переулки -Тверская
Начало в 18.30. Продолжительность – два часа.

19 мая, воскресенье. «Готический погост, исполненный печали». Пасхальная прогулка по Немецкому кладбищу.

Здесь может быть лежат Лефорт и Гордон, а, может быть, и сам великий Брюс...

Часовня Шехтеля и цепи доктора Гааза. Оливье и Эйнем – салат и шоколад. Герои и аристократы. Священники и святые.

Начало в 13.00. Продолжительность – полтора часа.

. «Беседка Петра Великого». Прогулка по Лефортовскому парку и его окрестностями.

Как Петр Великий из Петербурга в Москву плавал и где любил потом отдыхать. Старинный грот и первая московская гошпиталь. Церковь Петра и Павла, и где жили архаровцы. Роща Анны Иоанновны и парк Франца Лефорта.

Красноказарменная улица - Гошпитальная площадь - Гошпитальный вал – Солдатская улица.

Начало в 15.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!!«С чего начиналось масонство в Москве» (Прогулка из цикла «Масонская Москва»).
Сухарева башня и чернокнижник Брюс. Франц Лефорт и «Черная Книга». Фонвизины и Корбюзье. Меншикова башня и «Россия» А также Грибоедов и еще немножечко Склифа. Сухаревская площадь – Сретенка, - Рождественский бульвар - Сретенский бульвар – Чистопрудный бульвар
Начало в 18.00. Продолжительность – два часа.

Стоимость для дам и сопровождающих их господ - 300 руб., для дам элегантного возраста и их спутников - 200 руб., для барышень и их кавалеров до 14 лет - 100 руб.

Просьба ковсей почтенной публике, что окажет нам честь и соизволит принять участие в прогулках, непременно подтвердить свое желание не позднее чем до 24.00 накануне дня прогулки.Телефонным звонком на номер 8 915 235 96 06 или СМС. А кому удобно - сообщением на почту:[email protected].Александр.

Вы можете заказать интересующую Вас прогулку, и мы постараемся непременно исполнить Ваше желание.

Ждем Вас с…надеждой. И вдвойне - с нетерпением. На наших моционах и в Фэйсбуке в группе GeniusLoci.

С уважением,
Александр Казанцев
[email protected]