Отдых

Церковь воскресения словущего, что в даниловской слободе. Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: адрес, расписание богослужений, святыни Воскресения словущего в даниловской слободе расписание

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 125-126

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе подле Данилова монастыря

Староданиловский Средний пер., 3

"Первоначально здесь около 1282 г. была построена церковь Данилова монастыря во имя Даниила Столпника. В 1330 г. Иван Калита основал Спасский монастырь в Кремле, и Данилову обитель приписали к нему, а церковь стала приходить в упадок. При Иване Грозном Данилов монастырь был восстановлен, но не на своем старом месте, а через овраг, метрах в пятистах севернее; на древнем месте до 1699 г. стояла деревянная приходская церковь. Каменную начали строить в 1699 г. на средства Федора Васильева. В 1722 г. указано четыре престола: главный Воскресенский; Петра и Павла; Св. Николая и прор. Илии. Престола Даниила Столпника уже не было. В 1834 г. гражданин Иван Назарьевич Рыбников стал строить нынешний каменный храм на несколько другом месте - неподалеку было старое кладбище с древними надгробными плитами, где и стояла церковь 1699 г. Освятили новую церковь в 1837 г., в ней прибавлен престол Иоанна Златоуста. Внутри от 1837 г. сохранялись все паникадила и два ампирных иконостаса. Сохранялся и большой ампирный дом Рыбникова на берегу Москвы-реки".

"При церкви было церковно-приходское училище".

Затем храм был занят различными организациями. Одним из них было Московское производственное объединение по выпуску зонтов.

В 1983 г. Данилов монастырь был возвращен Патриархии. Поскольку здание Воскресенского храма входит в его охранную зону, он также был передан Русской Православной Церкви, но сначала только на бумаге. Вывести завод по производству зонтов удалось к 1985 г., после чего храм был отреставрирован и Никольский престол вновь освящен в мае 1989 г.

Здание церкви Воскресения "1833-1837 гг." стоит на государственной охране под № 503. С юго-запада от него сохранился и церковный кирпичный дом, входящий в список зданий, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.

Ныне при храме находится Патриаршее подворье, где ежедневно совершаются службы, которые по уставу не положено проводить в монастыре: отпевания, венчания и крестины.

Александровский, № 345.

Рукопись Александровского, № 4.

Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 429.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 100.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Около 1282 года на месте сегодняшней Воскресенской церкви по указу первого московского князя Даниила Александровича был основан монастырь в честь святого Даниила Столпника. В 1330 году обитель переехала на новое место: князь Иван Калита предпочёл перевести её непосредственно в Кремль, к церкви Спаса на Бору, чтобы создать «комнатный» монастырь рядом со своим дворцом (впоследствии Иван III переведёт новый монастырь в Крутицы – так появится существующий сегодня Новоспасский монастырь). Старое место Даниловского монастыря пришло в упадок и долгое время находилось в запустении. При царе Иване Грозном в 1560 году обитель была восстановлена, но севернее прежнего места, по другую сторону оврага – там и сегодня находится .

На старом месте оставалось кладбище с небольшой деревянной церковью, которая в 1699 году на средства Фёдора Васильева была возведена в камне. Посвящение в честь Даниила Столпника исчезло, главный престол был наименован в честь Воскресения Словущего, при нём существовало три придела: Петропавловский, Никольский и Ильинский. Существующий храм сооружён в 1834–1837 году на средства состоятельного местного жителя, владельца Даниловской мануфактуры, почётного гражданина Ивана Назарьевича Рыбникова. Его большая ампирная усадьба на берегу Москвы-реки частично сохранилась до наших дней и была отреставрирована в начале 2010-х годов.

Церковь Воскресения Словущего построена архитектором Ф.М. Шестаковым и выдержана в стилистике позднего ампира: массивный куб основного храма, украшенный с севера и с юга шестиколонными ионическими портиками с фронтонами, увенчанный куполом со световой ротондой, продолжается на запад крупной трапезной и трёхъярусной колокольней над главным входом. Помимо трёх придельных храмов из старой церкви, в трапезной был добавлен четвёртый – во имя Иоанна Златоуста. С юго-запада от храма сохранился небольшой одноэтажный дом причта.

После революции Воскресенский храм продолжал действовать, сюда перешли оставшиеся на свободе монахи Даниловского монастыря, но в 1932 году богослужения прекратились и здесь. Здание занимали различные производственные учреждения, дольше всего – Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами. Формально переданный верующим вместе с Даниловым монастырём в 1983 году, Воскресенский храм лишь в 1989 году вновь стал действующим. После продолжительных реставрационных работ, завершённых в 1998 году, церкви был возвращён исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас.

Начиная описывать исторические события возникновения этой яркой достопримечательности Москвы, надо отметить, что храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе является одной из страниц истории древнейшего Свято-Даниловского монастыря, который представляет собой еще одну святую жемчужину, которой можно без устали любоваться в столице. Этот храм был основан примерно в 1270-1280 годах Великим князем Даниилом - одним из первых московских князей-родоначальников династии Рюриковичей и сыном Александра Невского, которого РПЦ канонизировала в 1791 году.

Даниил Столпник

Монастырь построили в память преподобного Даниила Столпника - святого небесного покровителя Великого Для того чтобы обеспечить нормальное существование обители, рядом было размещено несколько крестьянских жилых дворов и хозяйств, изначально получивших название сельца Даниловского. Со временем эта местность значительно расширилась и была преобразована в Даниловскую слободу, которая пролегала вдоль Москвы-реки.

Князь Даниил в свое время принял иночество, жил в построенной им обители, там же он представился перед Господом и был похоронен в 1303 году.

Опустение

Когда в Московском Кремле закончили строительство храма Спаса Преображения, в 1330 году князь Иван Калита большинство иноков из Даниловского монастыря переселил туда. С этого момента монастырь опустел и обветшал, наступила пора забвения. Храм Даниила Столпника стал приходским (ранее он относился к обители), а со временем вокруг него образовалось кладбище. По преданию, однажды царю Иоанну Грозному было чудесное видение - к нему явился сам Даниил Александрович. После этого события царь принялся вновь отстраивать монастырь. В 1560 году он был готов, однако, расположился немного севернее от прежнего места.

Обновление церкви

В 1699 году средства на строительство нового храма выделил состоятельный прихожанин В 1722 году главный престол в честь святого мужа Даниила Столпника уже не значился, так как его освятили во славу возрождения храма Воскресения Господня в Иерусалиме святыми Константином и Еленой в 355 году. Отсюда произошло и его название - Воскресение Словущего, которое содержит в себе идею торжества возрождения святых мест, почитаемых православными христианами. Остальные три предела были освящены в честь почитаемого древнееврейского пророка святого Илии, апостолов-евангелистов Петра и Павла, святого Николая Угодника.

Новые испытания

Ныне существующий Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе отстроили уже к 1837 году. Средства на его возведение выделил владелец Даниловской мануфактуры И. Н. Рыбников по проекту Ф. М. Шестакова.

Стиль строения определяет поздний ампир, в котором преобладает симметричная осевая композиция. Основная часть построек выполнена в виде массивных кубов. Северная и южная сторона храма украшена шестиколонными ионическими портиками и куполом с высокой световой ротондой. К западу расположена трапезная, а над главным входом возвышается трехъярусная колокольня.

Кроме трех пределов, в трапезную был добавлен четвертый - в честь святого Летом 1845 года здесь была открыта женская богодельня, состоящая из 12 монахинь, и церковно-приходская школа.

Закрытие

В 1917 году храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе действовал, сюда же вместе с монашками Даниловского монастыря была перенесена и рака с мощами Храм не трогали до 1930 года, потом его все же закрыли, всю разграбили, а святые мощи святого князя бесследно пропали. Интерьер и главы с крестами церкви были практически полностью уничтожены. Само здание было отдано под производственные учреждения, где дольше всего проработало Московское объединение по производству зонтов.

Время перемен

Однако через много десятков лет наступили и благоприятные времена для Даниловского монастыря, который в 1985 году был, наконец-то, возвращен Русской Патриархии, правда, некоторое время он еще оставался в управлении фабрики. Формально Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе стал действовать лишь в 1989 году после освящения придела в честь святителя Николая Угодника. Благодаря заботам настоятеля храма протоиерея Геннадия Бороздина, в 1998 году была полностью закончена реконструкция и реставрация церкви, ей был возвращен исторический облик, воссоздан ампирный иконостас и обновлены росписи.

В середине августа 1998 года освящал храм Патриарх Руси Алексий II. В память об этих торжественных событиях он подарил великолепную икону святого Питирима Тамбовского.

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: адрес, святыни и престольные праздники

Адрес обители в Средний Старо-Даниловский, 3, стр. 1.

Престольные праздники отмечаемые в храме:

  • 26 сентября - Воскресение Словущего;
  • 27 сентября - представление Иоанна Златоуста перед Господом, а 26 ноября - день его рождения;
  • 9 февраля - перемещение мощей Иоанна Златоуста;
  • 12 февраля - день Собора Вселенских учителей и святителей;
  • 22 мая - день перенесение святых мощей Николая Угодника, а 19 декабря - день его светлой памяти.