Черногория

Грузия. Монастыри грузии Монастырь в грузии на горе

Шио-Мгвимский монастырь

Действующий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства.

Старая церковь была возведена в начале VI века и освящена в честь Иоанна Крестителя, это так называемый "свободно-крестовой" тип строений, очень простой и строгий.

В комплексе монастыря было построено большое количество различных зданий, но старая его часть сохранила свои оригинальные формы. Монастырь богат фресками принадлежащими концу XVI века. К настоящему моменту в монастырь перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских, регулярно проходят богослужения. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в.

Сафарский монастырь

Сафарский монастырь расположен в горах недалеко от Месхетии в южно-восточном направлении. Он основан св. Саввой в XIII веке.

Монастырь действующий, мужской. В настоящее время это обитель для 20 монахов и послушников которые живут сельским хозяйством и пожертвованиями от населения.

Монастырь Кинцвиси

Средневековый монастырь расположен в живописном ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели (Грузия). Монастырь действующий, мужской. В настоящий момент в нем три храма, колокольня и руины различных второстепенных построек.

В главном, купольном прямоугольном кирпичном храме св. Николая (рубеж XII-XIII вв.) множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из "Благовещения", жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.

Монастырь Иоанна Зедазнийского

Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи обветшавшей крепости.

Соборный храм - трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря - 13х13 метров, высота - 10,7 метра. Северная стена монастыря - глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг.

Колокольня монастыря сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 - 531 г. Иоанн Зедазнийский, в центре храма - Гиви Заалович Гурамишвили - дядя жены Ильи Чавчавадзе - Ольги.

На северной стене храма до наших дней сохранилась фреска неизвестного иконописца VII века - «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах была установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазнийская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен ученик Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542).

У Зедазнийской церкви бьет источник, воды которого собираются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».

В 1705 г. верхняя Зедазнийская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазнийского, расположенный в средней части горного склона.

С 1479 года Зедазнийский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе-Гурамишвили. В последующие годы Зедазнийский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.

Долгое время Зедазнийский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазнскую обитель, по повелению экзарха Грузии Палладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр (Окропиридзе). Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазнийского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов - грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазнийского монастыря».

В 1889 г. епископ Александр (Окропиридзе) полностью отреставрировал монастырь Иоанна Зедазнийского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а также Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, монахи вскоре покинули обитель.

С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазнийского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Джвари (храм Креста) - знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни - креста св. Нины.

Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари - одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари - он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари - гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Монастырь Ахали Шуамта

Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской. В XX веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.

По преданию, обитель была построена кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала указанное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина.


Страницы: 1

Шио-Мгвимский монастырь я планировал посетить еще в свой первый приезд в Мцхету, но тогда таксист отговорил нас под предлогом, что после дождя 10 км грунтовки будут совсем мучительны, и вместо Шио мы попали в крепость Ананури. В этот же раз я сам был на колесах, поэтому отговорить меня было некому. Возле монастыря Самтавро, о котором был рассказ в посте про Мцхету, второстепенная дорога уходит в гору - это и есть единственный автомобильный путь к монастырю.


Дорога здесь одна, поэтому заблудиться не получится. Лишь в одном месте она раздваивается, но вторая часть ведет на какой-то режимный объект, огороженный шлагбаумом, это видно. Не знаю как тут во время дождей, но в сухое время мы легко одолели все 10 км на малолитражке.

Летом здесь, думаю, очень красиво:

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


В какой-то момент дорога идет вдоль Куры:

// vartumashvili.livejournal.com


И вскоре заканчивается прямо у ворот монастыря.

// vartumashvili.livejournal.com


Шио-Мгвимский монастырь - средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов.

// vartumashvili.livejournal.com


Уже на входе понимаешь, что монахи здесь не бездельничают. Словно в подтверждение этих мыслей я замечаю одного из них, несущего на себе в гору полную двадцатилитровую канистру.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Начну с того, что сразу бросается в глаза - большая церковь, необычной для грузинских храмов архитектуры. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.

// vartumashvili.livejournal.com


Вход. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. Хотя запрет легко обойти, скрывшись за одной из колонн, я все же не стал этого делать.

// vartumashvili.livejournal.com


У церкви есть балкончик. Наверное, там какие-то бытовые помещения.

// vartumashvili.livejournal.com


В окне виден популярный в Грузии крест из виноградной лозы (крест Св. Нины) и терновый венок:

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает здание, похожее на резиденцию какого-нибудь высшего церковного чина. Здание спрятано за воротами и заходить туда нельзя.

// vartumashvili.livejournal.com


А напротив церкви, предполагаю, расположены кельи. Так я решил, потому что больше им просто негде быть. Интересно, а где в славные времена жили 2000 монахов, если сейчас места хватит от силы на несколько десятков?

// vartumashvili.livejournal.com


Здания на территории монастыря построены будто ступенями - Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде.

Самая ранняя постройка на территории монастыря - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

// vartumashvili.livejournal.com


Роспись церкви. Здесь мне разрешили фотографировать.

// vartumashvili.livejournal.com


Под решеткой - яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский - анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве. Я не буду рассказывать о его жизни, иначе пост будет длинным.

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает трапезная, построенная между XII и XVII веками, и соединенная переходом с пещерой святого Шио.

// vartumashvili.livejournal.com


Вид от трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Украшение трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Вид на храм Иоанна Крестителя снизу, с "низшей ступени". Здесь позволю себе высказать свое "фи" тем, кто проводил (а заодно тем, кто заказывал, оплачивал и принимал) реставрацию монастыря. Черепица это, конечно, красиво, но здесь как раз тот случай, что не всегда: во-первых, такие объекты надо реставрировать в максимальном соответствии с тем, как оно было раньше, а, во-вторых, без этой черепицы церковь (как и остальные постройки) смотрелась куда солиднее и древнее.

// vartumashvili.livejournal.com


"Домик" для свечей на могиле возле старого храма:

// vartumashvili.livejournal.com


Когда святой Шио появился в этих местах и о монастыре еще никто и не думал, он поселился в одной из пещер в северной части монастыря у самого основания навесающей скалы. Впоследствии многие его последователи и монахи брали с него пример и жили здесь в пещерах.

Начну, разумеется, с карты - так наглядно видно масштабы проделанной работы. Ну, как говорится, сам себя не похвалишь... А, вообще, правда, напишите в коментах нужно ли делать подобные статьи в будущем? Интересно? Или, иди-ка ты, Серёжа, займись чем-то действительно полезным..?

Монастыри Кахетии

Монастырь Квелацминда (Kvelatsminda)

Монастырь Квелацминда в Гурджани

Монастырь Икалто (Ikalto)

Монастырь Икалто

Как добраться в Кахетию из Тбилиси

Все храмы Кахетии вполне реально объехать за 1-2 дня. В первом случае галопом, во втором - размеренно. Лучше всего стартовать на авто из Тбилиси. Маршрутки ходят, но неудобно и только до городов Телави, Сигнахи или Кварели, соответственно. Т.о., надо сначала приехать в один из соот-щих городков, а там уже брать такси - 90 лари/день. Без ночёвки в таком случае, скорее всего, также не обойтись. То есть, прибавляем ещё 100-120 лари.

Своим ходом

В Телави и Кварели ходят маршрутки от метро Исани. Стоимость около 8-10 лари. Очень и очень желательно приходить пораньше - маршрут популярен среди местных жителей, места быстро заканчиваются. Расписания нет - отправление по мере заполнения. В общем-то, как и везде в Грузии.

В Сигнахи можно уехать от метро Самгори. Это в Тбилиси. Цена вопроса 6 лари. Интервал движения порядка двух часов, с местами ситуация аналогична - кто успел, тот и сел.

Из Телави в Сигнахи (и наоборот) ходит одна единственная маршрутка. О времени отправления лучше поинтересоваться накануне. Как способ весьма сомнительный, но в теории существует.

На такси

Из Тбилиси в Телави или Сигнахи туда-обратно обойдётся примерно в 80 или 120 лари соответсвенно (очень зависит от умения торговаться). При таком сценарии придётся прибавлять стоимость такси от городков до самих монастырей, что изрядно увеличивает конечную стоимость и оттого сомнительно.

Из Тбилиси с заездом в Телави - монастыри - заезд в Сигнахи и возвращение в Тбилиси на весь день стоит от 150 лари и выше. Сильно зависит от сезона. В сезон цена ползёт в район 180.

На машине

Стартовать лучше из Тбилиси. Если приезжать в Грузию не на своей машине, то её стоит арендовать. Я через этот сайт . Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор или офлайновские карты Google или Maps.me - кому что больше нравится.

Экскурсия в Кахетию

Для тех, у кого нет прав, боязнь водить арендованный авто или и то, и другое есть индивидуальные экскурсии в Кахетию из Тбилиси на один день - это самый лучший способ, чтобы с одной стороны, решить проблему транспорта, сэкономить на ночёвке и вернуться в Тбилиси в тот же день, с другой - получить максимум удовольствия от общения с местным жителем. То, ради чего и стоит ехать в Грузию.

Хороших экскурсий много, но лично ме импонирует Михаил и его очень крутая авторская экскурсия по Кахетии - можно уехать на целый день дегустировать вино в Алазанской долине и успеть осмотреть самобытные кахетинские монастыри. От самого Михаила все просто в полном восторге! Достаточно почитать .

Групповые экскурсии - вариант, но, честно говоря, уже компромиссный. Но тоже вариант. Программа сильно урезана до одного монастыря и одной дегустации. По отзывам неплохая экскурсия в Кахетию .

Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Когда сразу после возвращения из Грузии судьба забросила меня в Афины, я вдруг с удивлением для себя обнаружил такое очевидное сходство, которым обладают монастыри Грузии и Греции. Да, в Афинах я провёл в разы меньше времени, чем в Грузии, но это вот прям бросилось в глаза. На фото ниже небольшая, но очень атмосферная византийская церковь в Афинах - одна из старейших православных церквей в городе.

Нет, конечно, ни Греми или Алаверди, но Старая Шуамта или Квелацминда чем-то напоминает...

На заднем плане церковь Богородицы Капникареи в Афинах

На самом деле, подобное сходство совсем не случайно. Это отражение традиционных культурных скреп Грузии и Византии. Так, например, именно греческий язык можно рассмотреть внутри в скале в грузинской Вардзии...

Военно-грузинская дорога

Троицкая церковь Гергети

Троицкая церковь Гергети

Как добраться

Чтобы увидеть все монастыри Грузии, расположенные на Военно-грузинской дороге нужно быть мобильным (такси, машина напрокат, экскурсии). Это позволит делать остановки в нужных местах. Если ехать своим ходом, то добраться можно будет только до одного храма - Гергети в Казбеги, куда приходит маршрутка из Тбилиси. Едет она, естественно, без остановок у достопримечательностей.

Своим ходом

Маршрутки отходят от метро Didube. Возле этого метро есть одноимённая автостанция, где нужно найти маршрутку до Казбеги. Стоимость 10 лари. В сезон отправление каждый час с 8:00 до 19:00. Обратно расписание и интервал движения примерно такие же.

На такси

Найти можно на любом углу. Умение торговаться сильно поможет уехать по цене от 150 лари. Время ожидания дополнительно никак не оплачивается - таксист будет ждать ровно столько, сколько потребуется (разумеется, исключительно в пределах светового дня).

На машине

Отправной точкой и на это раз будет Тбилиси. У меня была , которую я бронировал через этот сайт . Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор, карты Google или Maps.me.

Экскурсия по Военно-грузинской дороге

Групповые экскурсии проводят сразу на двух языках одновременно - группы собирают интернациональные. Диагноз тут таков: показано к применению исключительно любителям селфи, которым достаточно 10-15 минут на каждый монастырь. Ни о каком "постоять и проникнуться атмосферой" речи тут не идёт. Более серьёзный подход - это индивидуальные экскурсии с местным жителем.

Очень хорошие отзывы о гиде по имени Артур. Его индивидуальная экскурсия называется " ". Второго по популярности гида в этом регионе зовут Гия. Отзывы о нём можно почитать

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В случае с Тбилиси всё совсем просто - никуда ехать не надо. Все перечисленные монастыри реально обойти за один день. По Тбилиси вообще можно передвигаться исключительно пешим ходом. По крайней мере, за мои, без малого, четыре поездки в Тбилиси, у меня сложилось стойкое ощущение, что местные жители именно так и делают.

Если эмоциональное решение о поездке в Тбилиси уже принято, но ещё не согласовано со своим "рацио", то, на всякий случай, можно забронировать что-то из гостиниц, чтобы в случае окончательного решения ехать было уже место куда. У большинства отелей отмена брони бесплатна. На такой случай у меня в блоге есть статья про проверенные и потому рекомендуемые мной . Надеюсь, кому-то из вас пригодится.

Монастырь был открыт в июле 2010 года по благословению Его Святейшества Блаженнейшего Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Поводом для этого послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, что бы для них проводилась Литургия на родном Ассирийском-Арамеийском языке.

На территории монастыря стоят два Храма: в центре Церковного двора стоит маленький Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме происходило много чудес. Многие, приходя в него с просьбой об исцелении тяжелых болезней, были исцелены. В честь этого благодатного Храма была написана икона Божьей Матери, названная «Кандовская».

Слева от Успенского храма стоит большой Храм в честь тринадцати святых Ассирийских Отцов. Он построен в 2013 году под руководством схиархимандрита Серафима Бит-Хариби. Именно он направил молодежь к храму и его строительству, привел в Церковь многих людей. Строительство Храма финансировали благочестивые люди - Годердзи Осипов, Заали Ильяев и Любовь Хошабаева.

Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианети, E60, село Дзвели Канда.

Тел.: +995 790 320 698, +995 558 444 888

Мужской монастырь святых Давида и Константина (Моцамета)

В начале VIII века здесь находилась церковь. Во время нашествия арабской армии Мервана Глухого арабы сожгли церковь. Вся область Лихского хребта тогда называлась Аргвети, ей управляли мтавары Давид и Константин, резиденцией которых была крепость Шорапани. Они вышли с армией против арабов, но были разбиты и захвачены в плен. По какой-то причине Мерван захотел обратить их в ислам и переманить на свою сторону, но братья (или просто близкие родственники) отказались. Их мучили 9 дней, затем утопили в реке Риони. Когда их тела были найдены на берегу, люди услышали Божий голос, который велел нести их на восток до того места, где процессию застанет рассвет. Этим местом оказались руины сожженной церкви - примерно в 3 километрах от Риони. Там Давид и Константин были захоронены. В середине XI века здесь построили большой храм и основали монастырь "моцамета" (мученики). Примерно тогда же было составлено "Мученичество Давида и Константина".

Ковчег с мощами Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста.

Адрес: Грузия, Кутаиси, село Моцамета.

Мужской монастырь Джвари (Мцхета)

Джва́ри - грузинский монастырь и храм VII века, один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия. Джвари (груз. ჯვარი, досл. «крест») расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла крест святая равноапостольная Нина.

Адрес: Грузия, около Мцхеты, асфальтовая дорога от Тбилиси

Проезд: При всей своей популярности Джвари неудобен для посещения. Рейсовый транспорт сюда не ходит, трасса проходит в стороне и она скоростная. Мцхетские маршрутки проходят сильно в стороне. Приходится или брать такси, или автобусом выбраться на трассу, выходить под горой и потом лезть вверх по крутому склону. Задача для трудолюбивых и усидчивых. Что касается такси, то в Мцхете их великое множество и они будут осаждать вас со всех сторон.

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь

Дави́д Гаре́джа- комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Адрес: Гора Гареджи, Кахетия, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.

В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).

В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).

Марткопский мужской монастырь

Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония.

Сегодня Мартмкопи - действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви.

Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси - 32 километра.

Адрес: Норио, Гардабанский р-н, Грузия

Проезд: Попасть в монастырь можно через село Норио. Туда ходят маршрутки (1 лари 30 тетри) и автобусы (1 лари) от метростанции Самгори. Маршрутки ходят часто. Норио надо пройти насквозь (можно зайти в музей) до северной окраины и там пройти еще 4500 метров извилистой трассы. Часть пути от села - не очень ровный асфальт, часть - гравийка. Легковые проходят спокойно.

Шио-Мгвимский мужской монастырь

Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио).

Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

Адрес: Мцхета, Мцхета-Мтианети

Мужской монастырь Зедазени

Монастырь Зедазени расположен северо-восточнее Мцхета на склоне покрытой густым лесом горы. Начало ему было положено в VI веке деятельностью одного из 13 ассирийских отцов - Иоанна Зедазнели. По преданию это место бывшего капища было им выбрано для отшельничества и он не пожелал оставить обитаемый им малый скит даже тогда, когда его ученик Тате чуть пониже возвел «настоящий» монастырь. В «житии» святого сказано, что он пожелал, чтобы его усыпальница была на месте его деятульности, и он действительно был здесь погребен. Через некоторое время над его могилой была построена малая церковь, которуя в конце VIII века была включена в церковь св. Иоанна Крестителя, которую возвел Каталикос Клемент.

И сейчас в монастыре стоит эта церковь. Она представляет собой трехнефную базилику с двумя парами опорных колон, возведенную из колотого камня и кирпича. Восточная часть северного нефа возведена из тесанного камня с подковообразными арками - сохранилась от первоначальной церкви. Здесь же у северной стены находится могила св. Иоанна Зедазнели.

Адрес: Монастырь расположен на левом берегу Арагви (Зедазенский хребет), к северо-востоку от Мцхета.

Мужской монастырь Алаверди

Алаверди - монастырь и собор в Ахметском районе Кахетии. Монастырь Алаверди - обиходное название. Официально - монастырь св. вмч. Георгия Победоносца.

Слово «Алаверди» (ალავერდი) имеет турецко-арабское происхождение и переводится как «дарованный Богом». У слова есть еще одно значение - во время грузинского застолья тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост.

Адрес: с. Алаверди, Ахметский район, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 - от Ахметы. При этом он находится в стороне от основных трасс - в 9 километрах от трассы Телави - Ахмета.

Мужской монастырь Атенский Сион

Монастырь Атени Сиони (ატენის სიონი) построен в первой половине VII века армянским зодчим Тодосаком, по образцу Джвари (тетраконх).

Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

На храме сохранилась надпись зодчего, гласящяя: «Я, Тодосак, строитель этой святой церкви». По другим сохранившимся надписям видно что под руководством Тодосака в Атене трудились, еще несколько каменотесов-армян.

Храм несколько раз подвергался разграблению захватчиками вторгавшимися в регион. Уцелели в нем росписи 1080 года, а также видны следы пожара от нашествия шаха Аббаса I (который разжег в храме костер).

Адрес : село Атени (10-12 км к югу от Гори), Грузия

Мужской монастырь Бетания

Время основания неизвестно, однако есть сведения, что к XI в. обитель уже существовала как усыпальница княжеского рода Орбели, владевшего обширными территориями в Квемо Картли. Местное предание гласит, что первоначально ктиторы намеревались строить монастырь по другую сторону пещеры Самадло, на плоской вершине высокой горы, откуда открывался вид на все окрестности, и уже начали свозить туда камни, как к утру в недоумении обнаружили их исчезновение. Найдя свои строительные материалы глубоко внизу на дне ущелья сложенными вместе, строители решили возвести храм в указанном Богом месте. Другое предание повествует, что в древности здесь была крупная и богатая Лавра, и св. Тамара, последние годы жизни подвизавшаяся в пещерном монастыре Вардзиа, часто приезжала сюда летом для уединения и молитвы. Территория монaстыря в древности была окружена массивной стеной, остатки которой сохранились до наших дней. Среди леса на склонах горы сохранились небольшие ямы с грудой камней - остатки монашеских келий. Известно, то в средние века монастырь пришел в запустение и был усыпальницей рода Бараташвили.

Адрес: Монастырь расположен в 16 км от Тбилиси, в ущелье р. Вере ок. с. Самадло.

Мужской монастырь Сапара

Монастырь Сапара (საფარის მონასტერი), иногда так же пишется «Сафара», был основан не позднее X века; в XIII веке он принадлежал владетелям Самцхе - князьям Джакели. Здесь была одна из их резиденций а также усыпальница.

Самое раннее сооружение монастырского комплекса – это однонефная Успенская церковь X века, известная своим иконостасом, увенчанным великолепными рельефными скульптурами (в настоящее время его фрагменты хранятся в музее искусств им. Ш. Амиранашвили национального музея Грузии). Эта церковь интересна и сама по себе – возведенная из прекрасно обтесанного камня с искусно выполненным наличником окна в алтаре, с навесом и первоначальным карнизом, она впечатляет строгими пропорциями интерьера, который расчленен пилястрами и имеет с западной стороны патроник (хоры).

Адрес: Ахалцихе, Самцхе-Джавахети, Грузия

Бодбийский женский монастырь

По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель.

Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра.

Адрес: Грузия, в 2-х км. к югу от г. Сигнахи, ок. с. Кедели

Женский монастырь Ахали Шуамта

Монастырь Ахали Шуамта (ახალი შუამთა) основан в XVI веке около монастыря Старая Шуамта.

Существует легенда, что эту обитель построила кахетинская царица Тина. Когда она была ребенком, ей приснился сон, что она строит прекрасный православный храм. Тогда же она увидела незнакомую местность, где должно было возвышаться здание церкви. Спустя много лет, Тина вышла замуж за кахетинского князя Левана. Во время путешествия по просторам царства, она узнала приснившуюся ей местность и основала монастырь. Через некоторое время Тина сама приняла постриг в монастыре.

Монастырский комплекс включает защитную ограду, большой храм и колокольню.

Адрес: Грузия, Телавский р-он, монастырь Ахали Шуамта

Проезд: Монастырь обнаружить весьма просто. Прямо на телавской трассе существует указатель, от которого менее ста метров до самого монастыря. При этом ехать нужно на юго-запад от Телави, не доезжая 2 км. до Старой Шуамты.

Успенский пещерный мужской монастырь (Вардзиа)

Ва́рдзиа (груз. ვარძია) - пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.

На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

Адрес: Грузия, Аспиндзский район, с. Вардзиа

Проезд: По шоссе около 70 км к югу от Боржоми

Свято-Успенский мужской монастырь (Зарзма)

Зарзма (ზარზმა) - вообще говоря, это такой поселок в Адигенском районе, но в последнее время под Зарзмой часто понимают находящийся в поселке Преображенский монастырь. Это один из древних и оригинальных монастырей Джавахетии. Его не надо особенно искать, он хорошо виден со всех окрестностей и с трассы, что ниже поселка.

Монастырь был основан во время существования царства Тао-Кларджети (точный год не известен). Основателем был Серапион, известный как Серапион Зарзмский. Князь Георгий Чорчанели подарил монастырю землю, первый храм построил архитектор Горбнели, но она не сохранилась. Вообще, мы ничего не знаем о внешнем виде монастыря в ранние эпохи его существования. Самый старый кусок - это арка звонницы, на которой сохранилась надпись X века.

Адрес: Грузия, край Самцхе-Джавахети, Адигенский муниципалитет, с. Зарзма

Проезд: Монастырь Зарзма - последняя архитектурная древность на пути из Ахалцихе на запад (по трансаджарской дороге). За селом Зарзма начинается глухая горная трасса, которая остается глухой до самого Хуло в Аджарии. Это километров с 50. До Адигени всего 4 километра относительно сносного асфальта.

Икалтойский мужской монастырь

Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.

В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.

В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.

Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.

Свято-Никольский мужской монастырь (Кинцвиси)

Известно, что монастырь в основном построен около 1200 года, хотя небольшое строение храма Святой Марии даритуется X веком.

Основной храм - Святого Николая - построен еще при жизни царицы или же в самые последние годы её существования. Сохранились фрески того времени.

Фресок XIII века в Грузии очень мало, так что ими монастырь и знаменит.

Позже был пристроен еще один небольшой храм и западный придел. И это все, что известно об истории храма. Он находился на земле князей Цицишвили (Верхнее Сацициано), однако мы почти ничего не знаем о роли монастыря в истории рода Цицишвили.

Неизвестно, когда монастырь был заброшен.

В 1997 митрополит Иов востановил его как женский, а с 2001 его преобразовали в мужской.

Сейчас там живут 6 монахов.

Адрес : Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, Кинцвиси

Свято-Успенский мужской монастырь в Мартвили (Чкондиди)

Основание монастыря относят к концу VII века. Название происходит от мегрельского слова "чкони" (ჭყონი) - дуб. То есть, это "Большой дуб" - Чкони-Диди. Первый храм был построен именно в ту эпоху и представлял собой популярный в те годы тетраконх. Возможно, это был последний тетраконх той эпохи, построеный уже после Джвари и Атенского Сиона.

Неизвестно, на что он был похож первоначально и как перенес арабское нашествие 736 года. Основной храм монастыря был перестроен абхазским царем Георгием II (929-960). Сейчас видно, что при перестройке сохранили фундамент и пытались воспроизвести стилистику храмов типа Джвари. Жаль, что мы не знаем, как выглядел первый храм и не может понять,что оставили, а что поменяли при перестройке.

Адрес: Грузия, Самегрело и Земо-Сванетия, г.Мартвили

Проезд: Мартвильский монастырь расположен на вершине холма в пределах города Мартвили. Если вы попали в город Мартвили, то его видно из любого места. Добраться до монастыря можно по канатной дороге (в низкий сезон канатка может быть закрыта). Стоимость проезда - 0,5 лари. Вход в монастырский комплекс - свободный, можно посетить в любое время года. Из Батуми до Мартвили ездят маршрутные такси, далее можно добраться самостоятельно, с попутчиками или на такси.

Свято-Успенский мужской монастырь в Шилде (Некреси)

Монастырский комплекс Некреси - уникальное место сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно отсюда начало свое распространение по всей Грузии христианство. Во-вторых, в Некреси расположена старейшая церковь страны. И в-третьих, с вершины горы, на которой стоит монастырь, открывается потрясающий вид на Алазанскую долину.

Адрес: Грузия, Кахетия, Кварельский муниципалитет, близ с. Шилда, монастырь Некреси

Проезд: Добираться до монастыря удобнее всего на маршрутке Телави - Кварели (или наоборот). Время в пути: около 30 минут. Выходить нужно у поворота рядом с указателем на монастырь. Спустя 2 км дорога приведет к КПП. Здесь можно приобрести сувениры, свечи, еду и вино (бутылка стоит 8 GEL), набрать воды. Непосредственно к обители ведет серпантин, преодолеть который придется или самостоятельно, или на микроавтобусе: поездка туда-обратно стоит примерно 2 лари.

Введенский мужской монастырь (Питарети)

Монастырь Питарети был построен в то же время, что Цугругашени и монастырь Кватахеви, и эти храмы иногда называют храмами "кватахевского типа". Их отличие - много резьбы по камню и немного вытянутые своды. Архитекторам остался один шаг до готики, но они не успели его сделать.

Храм монастыря был построен при царе Гиорги Лаши. Позже, в XIV веке, появилась большая надпись на правой стене крыльца. Одно время было принято думать, что этот храм - постройка именно XIV века. Потом академик Чубинашвили изучил его потщательнее и пришёл к выводу, что это всё же XIII.

Долгое время монастырь принадлежал князьям Бараташвили. Каким-то образом он пережил все нашествия XVI и XVII веков и дожил до XVIII, и в седенине века его практически уничтожили дагестанцы. Монастырь закрылся, но храм остался. Пространство вокруг собора заселили осетины и до 1990-х годов храм считался Храмом Рождества Богоматери, и 21 сентября осетины устраивали тут праздники.

Потом осетины выехали во Владикавказ, но до сих пор приезжают сюда время от времени. Посёлок пришёл в упадок и исчез. Сейчас на его месте - кельи монахов.

В конце 90-х собор был освящен как Введенский и храмовым праздником стало 4 декабря. Но по сей день храмовых праздников тут как бы два - осетинский и грузинский.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, муниципалитет Тетри-Цкаро, с.Питарети

Архангельский женский монастырь (Самцериси)

Архангельский монастырь в Самцериси - один из недавно основанных монастырей Карельского района, расположенный недалеко от райцентра Карели на территории старинного замка князей Цицишвили. Важно понимать, что замок весьма старый, а монастырь - новый, и в истории не упоминался никогда. Кроме этого замка-монастыря существует ещё маленький храм VII века, который называется точно так же.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Карельский район, село Самцериси

Проезд: Монастырь сейчас хорошо видно с батумского автобана - в том месте, где он огибает село Агара. Трасса проходит в 1200 метрах от монастыря. Но чтобы попасть в него, надо выбраться из райцентра Карели по дороге на Дзамское ущелье и пройти 3200 метров до развилки: прямо дорога пойдёт в ущелье, а направо дорога по мосту переходит реку Дзаму и через 1700 метров буквально упирается в подножие монастырского холма. Самцерисский храм даже ближе - в 1300 метрах от развилки. Ориентироваться на местности легко, здесь открытая безлесная местность.

Женский монастырь святой Нины в Мцхете (Самтавро)

Первая церковь на этом месте, как считается, построена ещё в IV веке царём Мирианом III. По свидетельству Вахушти Багратиони, «Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен». Церковь Самтавро стала усыпальницей: «и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь». Благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

Храм многократно разрушали и восстанавливали. В первой половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса-патриарха Мелхиседека I храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом, аналогов которому нет в грузинском зодчестве. Украсили также храмовый интерьер.

Адрес: Davit Aghmashenebelis qucha, Мцхета 383400, Грузия

Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори)

В не очень известное время на этой горе была построена крепость, которая прикрывала Тбилиси со стороны юга.

В начале XVII века во время нашествия шаха Аббаса крпость была разрушена. Царь Ростом восстановил её.

В тяжлые дни XVIII века крепость несколько раз занимали то турки то персы, и только в 1748 году царь Ираклий II отвоевал ее обратно.

Адрес : Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия

Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе.

Успенский женский монастырь (Дирби)

Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, село Дирби

Проезд: Современный батумский автобан пересекает реку Проне восточнее Руиси. Здесь у моста нужно свернуть на север к селу Брети, где находится монастырь Пироса Бретского. Если проехать еще 3 километра за Брети, то слева будет видна зеленая низина реки Проне, а за ней на краю плато - село Дирби. Монастырь расположен прямо на скате. Часть построек монастыря находится на горе, а Успенский храм - под горой. С юга к монастырю ведет очень плохая гравийка. Удобнее заезжать с севера, со стороны дороги на Двани.

Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви)

По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем.

Адрес: Gomi-Sachkhere-Chiatura-Zestaponi, Tsopa, Грузия

Проезд: Монастырь легко найти - он находится сразу за выездом из Чиатуры на Сачхере.

Пещерный мужской монастырь Ванис-Квабеби

В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186 - 1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован - в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал.

Адрес: Khertvisi-Vardzia-Mirashkhani, Грузия

Проезд: Ванис-Квабеби находится на восточном берегу реки Куры, между замком Тмогви и монастырем Вардзия, ближе к Тмогви. Если вы едете со стороны Хертвиси на Вардзию, то вам надо проехать село Нокалакеви, увидеть справа на скалах Тмогви, и дальше примерно через километр будет поворот влево вверх и маркер. Подъем к монастырю бетонный и очень крутой, но машины одолевают.

Важный нюанс. Монастырь смотрит фасадом на запад, поэтому утром он в тени, а вечером на солнце. Так что если тратить день на изучение окрестностей, то надо утро потратить на Вардзию, а вечер - на Ванис-Квабеби.

Монастырь Джумати (ჯუმათი) - монастырь Архангелов Михаила и Гавриила - небольшой монастырь на одной из вершин Чохотаурского хребта, немного севернее города Озургети. Относится к Шемокмедской епархии, некогда был центром православной жизни западной Грузии.

Адрес: Georgia, Guria, Lanchkhuti, ს.ძირიჯუმათი

Проезд: Добраться до монастыря достаточно сложно. Сначала надо попасть в село Джумати. Туда ходит маршрутка из Озургети, но ходит раз в день (13:30), и запросто может внезапно отмениться. В селе кое-где есть указатели на монастырь, так что можно примерно сориентироваться в направлении. Но от села придётся идти 3 или 4 километра вверх по серпантину. Спуск от монастыря до трассы Озургети-Ланчхути занимает часа полтора, а подъём, соответственно, два часа и больше.

Монастырь Самеба (ხაშმის წმ. სამების მონასტერი), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или монастырь Кацарети - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века.

Адрес: Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, Хашмийская Самеба

Проезд: Сначала надо попасть в село Хашми - туда ходят маршрутки. От северной окраины села начинается грунтовка, по которой надо пройти пешком 6 километров. Два километра дорога идёт по долине реки Иори, петляя среди кустов, потом начинает подниматься на горку. Следующие 4 километра - пологий спуск через лес. Дорога на этом участке ужасающа. Лесовозы продавили в ней глубокую колею, так что если вы решили прорываться на колёсах, то выбирайте сухую погоду.

Монастырь Хирса (монастырь святого Стефана, Степан-цминда) - мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI веке.

Монастырь был основан в VI веке одним из ассирииских отцов Стефаном Хирским.

Монастырский храм много раз перестраивался.

Значительная часть церкви сегодня всё ещё находится под землёй - там ещё не проводились археологические раскопки.

Адрес: Тибаани, Кахетия, Грузия

Монастырь Бодбе или Святой Нино в Грузии (Bodbe Monastery of St. Nino, Kakheti, Georgia), расположенный недалеко от в Кахетии, привлекает паломников со всей страны и мира. Ведь именно здесь покоятся мощи Нино, принесшей христианство в эти земли, покровительницы и просветительницы Грузии. Территория монастыря заслуживает отдельного внимания – ухоженные зеленые аллеи, с которых просматривается , и видны горы с заснеженными верхушками.

Святая Нина

Появилась на свет в богатой семье в Каппадокии (нынешняя турецкая территория). В возрасте 12 лет девочка была отдана на воспитание христианке, служащей при храме Гроба Господня. Та рассказала, что в Иверию (современную Грузию) перенесен Хитон Господень. Через два года произошло явление Нине во сне Богородицы, та поведала об избрании девушки для поиска Ризы и проповедования Слова Божьего в том краю.

Нино удалось силами молитв исцелить грузинскую царицу Нану и царя Мириана, ее мужа, после чего правитель принял Христа. Спустя несколько лет, в 324 г. Грузия стала православной. Святая же отправилась в Кахетию и прибыла в селение Бодбе, где несколько лет жила в палатке и обращала в христианскую веру грузин, жителей окрестностей. Умерла она примерно в 335 г., завещав похоронить ее в Бодбе, что и было сделано. На месте ее палатки в 50-е годы IV в. возвели храм (не сохранившийся до наших времен), в последующем разросшийся до монастыря.

По легенде, царь Мириан вознамерился переместить мощи усопшей Нино из Бодбе в в Мцхете, однако двум сотням человек не удалось сдвинуть их с места.

История монастыря

Правители царских династий всегда почитали это место и проявляли особую заботу о его благосостоянии и процветании. Со временем культурное и религиозное влияние сделало Бодбийский монастырь центром Бодбийской епархии.

Время наивысшего расцвета Бодбе пришлось на XV век. Монастырь стал местом коронования кахетинских царей. После он пережил много разных событий:

  • В XVII в. монастырь Бодбе разорил персидский правитель Аббас; восстановивший ее царь Теймураз I открыл здесь семинарию. В ее стенах хранилось самое значительное в Грузии количество книг на религиозную тематику.
  • В XVIII в. монастырь Святой Нино стал мужской обителью.
  • В 1811, после того, как Грузия стала частью Российской империи, епархия была упразднена, земли изъяты, а место пришло опустело.

  • В 1889 г., побывавший здесь император Александр III, настолько был очарован Бодбе, что приказал восстановить религиозный центр. Монастырь стал женской обителью, ему были снова отведены земли. Здания Бодбе отреставрировали, открыли школу рукоделия и художественное училище. Первые монахини в количестве 12 человек приехали сюда из разных частей России. В последующем служительниц в Бодбе стало около 300.
  • В 1924 г. большевики, пришедшие к власти, закрыли святыню, упразднив службы и разрушив строения, в том числе сломав соборный купол. Монастыре был заброшен вплоть до 1991 г., когда его вновь начали возрождать.
  • В 1995 решено было обновить монастырь. В это время на территории Бодбе стали проводиться археологические раскопки, идущие по сей день и явившие на счет ценные реликвии и части старинных зданий.

С 1924 по 1991 гг. в Бодбийском монастыре работала больница. Одна из самых почитаемых в Грузии, икона Иверской Божией Матери, использовалась в качестве стола, на котором проходили операции, об этом свидетельствуют оставшиеся на ней следы скальпеля.

Территория монастыря

Монастырь Святой Нино в Грузии занимает большую площадь. На территории расположены основные постройки и ухоженный парк со большим количеством растительности и мощеными дорожками. По периметру построен небольшой забор, вход в монастырь закрывается в 19.00.

Перед монастырем Бодбе находится парковка. Рядом есть кафе «Пилигрим», где можно заказать национальные блюда, приготовленные по монастырским рецептам. По местным правилам здесь не подают блюда из мяса, а также под запретом алкоголь. Вырученные средства идут на нужды религиозного комплекса.

Изначально возведенный на месте палатки Святой Нины храм, в Бодбе не сохранился. На его месте в IX в. возвели кафедральный собор во имя Георгия-победоносца и равноапостольной Нины. Это главная достопримечательность комплекса, в южном пределе которого и расположены мощи Святой. Здание представляет собой кирпичную классическую базилику. Здесь находится икона Иверской Божией Матери, источающая миро, и останки военачальника Василия Гулякова. Генерал, герой кавказской войны, знаменит тем, что победил в битве с дагестанцами у реки Иори в 1803 г.

За храмом Святого Георгия в Бодбе расположена смотровая площадка. С нее можно полюбоваться живописными видами, открывающимися с высоты. Отсюда начинается спуск к источнику Святой Нины с целебной водой – второй по важности достопримечательности монастыря Бодбе.

Также на территории находятся:

  • Колокольня XIX в.
  • Церковная лавка.
  • Резиденция патриарха.
  • Кельи монахинь.
  • Кладбище.
  • Хозяйственный постройки.

Родник расположен в ущелье, ниже монастыря, добраться до него можно либо на автомобиле по горной дороге, либо пешком. Ведет к нему извилистая лестница, идущая через лес. Расстояние до источника немалое – около трех километров, и если спуск к роднику несложен, то тяжелый подъем не всем по силам. На этот случай у источника дежурят таксисты.

Внизу расположена маленькая церковь во имя родителей Нино Завулона и Сосанны и купальня. Для того, чтобы окунуться, потребуется рубашка (хитон), его можно купить тут же. У источника всегда много народа – все хотят исцелиться и набрать святой воды.

Как добраться

Расстояние Тбилиси – Бодбе составляет 110 км. Первый и самый простой способ добраться до монастыря – взять экскурсию (они ежедневно отправляются из Тбилиси и других крупных городов), попутно побывав в других интересных местах Кахетии. Можно также воспользоваться услугами такси. Время в пути составит около 2 часов.


Монастырь Святой Нино, Бодбе находится всего в 2 км от Сигнахи, до города из Тбилиси ездят маршрутки. Расстояние от Сигнахи до монастыря в можно преодолеть на попутке или пройти пешком.